Украинское Дунайское пароходство превратилось из судоходной в “судостоящую” компанию

2009-06-02 15:26:00

Отправка судна в рейс превращается в праздник. Разве это дело – работать три дня в неделю? Моряки находятся на перепутье – то ли остаться и основательно помучаться вместе с семьями, то ли уйти в поисках заработка.


Затон, который находится на 96-ом
километре реки Дунай, в последнее время стал самым посещаемым объектом
Украинского Дунайского пароходства. Едва ли не каждый день сюда приезжают
комиссии из состава нынешнего руководства судоходной компании. Хотя сегодня
компанию впору назвать судостоящей. Затон буквально нафарширован судами,
которых скопилось здесь 74 единицы (из них 4 морских судна и одно
пассажирское). Картина самая удручающая для профессионально настроенного глаза.
Практически весь флот УДП находится на приколе. Такого не было даже во время
югославской войны, когда стабильно осуществлялсь перевозки грузов на Болгарию,
Сербию и Румынию.

По последним сведениям с
диспетчерского совещания УДП, в рейсе находятся всего 11 караванов. Да и эти
суда работают не по постоянным контрактам, а на временном подхвате. Поэтому
отход речного судна в рейс превращается в праздник. В последней декаде мая
такое приподнятое настроение испытали экипажи теплоходов «Николай Потипаев» и
«Капитан Степанюк». Засидевшиеся на берегу члены плавсостава деловито
готовились к рейсу, а вахтенные с других судов вздыхали: когда же придет наша
очередь… При этом, наличие работы совсем не означает своевременное получение
зарплаты. У плавсостава в плане обретения заработка на календаре морозно-мокрый
февраль. По этому поводу вспомним стихи Б.Пастернака: «Февраль. Набрать чернил
и плакать…»

Но двигаться вперед с гружеными
баржами намного лучше, чем наблюдать устойчиво перегруженную ситуацию в затоне,
где в впритирку стоят суда, а вновь прибывающим места нет.

Непростое это время для капитана
затона Виктора Петрова, хотя он и утверждает обратное. Его задача – обеспечение
безопасной стоянки флота и наблюдение за тем, чтобы экипажи соблюдали все
нормативные документы в этой части. Виктор Саватьевич предпринимает все меры,
чтобы избежать возможных ЧП. В пароходстве от трудится 55-ый год, из которых 32
года капитаном речных судов. Все подводные камни изучил в буквальном и в
переносном смысле. И, конечно, ему, старому речнику, больно видеть, что
происходит с флотом и экипажами.

Он, как бывалый служака,
ежедневно наматывает вдоль затона более десяти километров, наблюдая за
порядком. Хорошо знает о настроениях среди членов плавсостава, которые уже и не
ждут ничего хорошего, не знают откуда черпать оптимизм.

У капитана затона невольно
напрашиваются сравнения с советским временем, когда равной пароходству
судоходной компании на Дунае просто не было:

– Наше пароходство находилось
тогда в системе министерства морского флота СССР, которое максимально
заботилось о развитии предприятия. Были выделены огромные деньги на
строительство 70-ти толкачей разных типов. Грузов хватало и потребность в них
не падала. Сейчас все съел кризис и загнал в тупик. Разве это дело работать три
дня в неделю? Соответственно, и зарплата отдыхает. Транспорт всегда считался
кровеносной системой экономики. Поэтому сегодняшнее отношение к нему, как к
системе экономической, отражает истинное положение дел в управлении
государством. Мы стараемся добросовестно выполнять обязанности, только малые
сии усилия вряд ли могут значимо повлиять на ситуацию в пароходстве.

Сегодня в затоне ожидают продажи
на металлолом 16 речных судов и одно пассажирское. Будь они проданы, это хоть
как-то облегчило бы финансовую ситуацию в пароходстве. Но общеизвестно, что
Верховная Рада заблокировала этот вопрос, поэтому суда ржавеют в затоне, ожидая
своей участи. На перепутье находятся и члены плавсостава – то ли остаться и
основательно помучаться вместе с семьями, то ли сразу уйти в поисках настоящей
работы и заработка.

Измаил. 24.05.2009 г., Украинское
Дунайское пароходство

Лариса ЧЕРНЫШЕВА, Украинская
транспортная газета "Моряк"