Кому достанутся украинские пароходства – Григоришину или Жеваго?

2009-05-19 11:07:52

Минтранс рассматривает возможность продажи украинских пароходств. Среди главных конкурентов выделяют группы Григоришина и Жеваго.



За сферы влияния в
"Украинском Дунайском пароходстве" уже не первый год идет борьба. В
ней участвуют лидеры двух отечественных ФПГ – Константин Жеваго ("Финансы
и Кредит") и Константин Григоришин ("Энергетический стандарт").

Иосиф Винский, министр транспорта
и связи Украины, надумал распрощаться с украинскими пароходствами. Объектами
продаж сегодня являются судоходные компании "Черноморское морское
пароходство" (ЧМП) и "Украинское Дунайское пароходство" (УДП).
"Придет частный собственник, через аукцион, конечно, заплатит деньги и
будет решать вопросы, которые много лет там не решались", – строит планы
министр.

С его мнением трудно не
согласиться, тем более что в "Украинском Дунайском пароходстве" уже
не первый год идет борьба за сферы влияния. Пароходство приглянулось лидерам
двух отечественных ФПГ – Константину Жеваго ("Финансы и Кредит") и
Константину Григоришину ("Энергетический стандарт"). Для Григоришина
– это логическое продолжение стратегии по приобретению активов водного
транспорта, поскольку он уже контролирует АСК "Укрречфлот" и входящие
в его структуру пять речных портов, а также "Севморзавод". Для Жеваго
приобретение УДП перспективно с точки зрения оптимизации экспортных поставок
продукции Полтавского ГОКа, доля которой в объемах перевозок Дунайского
пароходства составляет 20-25%.

На сегодня у Григоришина в отношении
судоходной компании более сильная позиция, хотя в любой момент она может
измениться. Более года у руля УДП стоят руководители, ранее работавшие под
началом российского бизнесмена. С 2008 года пароходство возглавлял Евгений
Самошин, бывший гендиректор предприятия "Дунайднепртранс", входящего
в АСК "Укрречфлот". С марта нынешнего года рычаги управления
компанией переданы Вадиму Сухоненко, который до прихода в УДП возглавлял
департамент маркетинга и инвестиций компании по управлению активами
"Глобус Эссет Менеджмент", которая тоже входит в сферу влияния
Константина Григоришина.

Конфликт вокруг предприятия
обострился летом прошлого года, когда во время поездки в Измаил замминистра
транспорта и связи Владимир Бадагов сделал жесткие заявления в адрес
менеджмента УДП. По его словам, "теневые владельцы ведут компанию к
банкротству". Интересна ситуация и тем, что Владимир Бадагов до назначения
в январе 2008 года заместителем министра много лет руководил Полтавским ГОКом –
предприятием, подконтрольным Константину Жеваго.

В данном случае приватизация
могла бы оказаться лучшим выходом из положения – государство получило бы деньги
от продажи, а покупатель – столь желаемый контроль над предприятием. В этом
вопросе мнение министра разделяет и новый руководитель УДП. Уверен Сухоненко и
в том, что в нынешних реалиях государственная форма управления компанией на
рынке с высокой конкуренцией совсем не эффективна.

Полный букет проблем

Экономический кризис, ударивший
по некогда процветающему предприятию, явился своеобразным катализатором
проблем. Пути выхода из сложной экономической ситуации одни ищут в
приватизации, другие считают такой путь губительным, вспоминая печальный опыт
Черноморского судостроительного завода. Между тем уже сегодня эксперты
предрекают компании не столько "честное", сколько фиктивное
банкротство. Чистый убыток УДП за 2008 год увеличило на 67,3% – до 65,369 млн
грн и сократило чистый доход на 3,6% – до 482,22 млн грн.

В Фонде госимущества Украины к
идее Иосифа Винского распродать судоходные компании отнеслись скептически.
Во-первых, чтобы вывести УДП из списка не подлежащих приватизации, мало одного
желания чиновника или решения Кабмина, за это должны проголосовать в Верховной
Раде, внеся необходимые изменения в законодательство. Это же касается инициатив
по отчуждению вышедших из строя кораблей. Но, учитывая нынешние разногласия в
депутатском корпусе, решение данного вопроса кажется маловероятным. Во-вторых,
найдутся ли деньги на покупку данного актива? Конечно, во время кризиса
покупатели рассчитывают на приобретения по минимально низким ценам. Тем более,
когда речь идет о компании, не первый год декларирующей убытки.

Между тем министр транспорта и
связи отступать не собирается и уже внес официальное представление в Кабинет
Министров о выведении пароходства из списка предприятий, которые не подлежат
приватизации.

Источник: delo.ua