Для завершения дамбы на ГСХ «Дунай – Черное море» нужно 100 млн. грн., 8 месяцев и политическое решение

2009-05-19 17:23:54

Демонстрация достижений ГП «Дельта-лоцман» 14 мая для прессы прошла очень организовано. Администрация предприятия упредила большинство вопросов и критических замечаний к проекту и заранее подготовила на них ответы.


Состояние дамбы

Компания «Азовмех» (Мариуполь,
Донецкая обл.) построила дамбу на участке 1670 м и осуществила его стыковку с
участком дамбы (410 м),
построенным компанией Josef Mobius (Германия), который А.Голодницкий именует
«экспериментальным».

На сегодняшний момент высота
дамбы составляет от 0 до 2.2 м.
над уровнем моря.

Главной целью поездки было
показать прессе несостоятельность основных обвинений критиков «дамбы Винского»:
большие нецелевые расходы, плохое состояние дамбы и несоответствие проектной
документации.

Вопрос: Как вы прокомментируете фото дамбы, на которых видно, что ее
заливают во время волнения?

А. Голодницкий: Даже если и перекатываются – то ничего страшного. Главные
функции дамбы:

1) Защита
от вдольбереговых наносов песка и ила русла ГСХ от особо опасных в этом
отношении северо-восточных ветров;

2) Исключение
распределения тока и концентрация водяного потока только в одном направлении –
по руслу ГСХ.

«Защитная дамба может скрыться
под водой во время штормов и поднятия уровня воды – но эти задачи выполняются
независимо от уровня волнения в море. Очевидно, что перекатывающиеся гребни
волн не могут нести с собой заносы и изменить ток реки.

В качестве примера могу продемонстрировать
фото дамбы на мысе Измаильский Чатал. Она построена Румынией в 1902 году с
целью забора воды из Килийского гирла р. Дунай (общий участок Украины и
Румынии) в Тульчинское и Сулинское гирла (Румыния). Несмотря на то, что эту
дамбу при половодье полностью накрывает водой, она уже более 100 лет выполняет свою функцию – под водой или
над водой она – не важно.

Тоже могу сказать о размытии песчаной
дороги на поверхности дамбы. Дорога
эта была необходима только для сохранение резины на покрышках автомобилей в период
строительства дамбы пионерным способом. В проекте она не предусмотрена.
Очевидно, что по окончании строительства никто по ней никогда никуда ездить не
будет. Когда будет проведена облицовка дамбы камнем по 800-1100 мм, дамба приобретет законченный
вид».


Стоимость строительства глубоководного
судового хода

Следующая тема – стоимость
строительства. Ее рост, по словам А.Голодницкого, обусловлен исключительно административными
просчетами предыдущего руководителя предприятия. Этими
просчетами обусловлено то, что работы пришлось проделывать заново: закупать
камень, переделывать участки, построенные подрядчиками «Укрморшлях» и «Джозеф
Мебиус»

Лишние расходы (по мнению
А.Голодницого):

1) 61,7
млн. гривен – на демонтированный участок, который построила компания
«Укрморшлях»;

2) Строительство
экспериментального участка, построенного Josef Mobius – около 4,8 млн. евро без
учета НДС.

Также на увеличение расходов
повлияли задержки и перерывы в строительстве, связанные со сменой руководства
«Дельта-лоцман», противодействием Госэкоинспекции Украины, и официальных
органов Румынии.

Вопрос: Сколько стоит проект ГСХ в целом?

А. Голодницкий: 543,5 млн. грн. в ценах на 01.01.2006. Хотя с тех
пор цены значительно увеличились. Но, по украинским строительным нормам,
пересчет возможен не ранее 2010 года.

Я предполагаю, что общая
стоимость вырастет до 800 млн. грн.

Подчеркну, что сначала проекта предполагала затраты на уровне 144,9
млн. грн.

На данный момент освоено 220 млн.
грн.

Вопрос: Почему же так выросли расходы?

А. Голодницкий: Во всем виновато предыдущее руководство. Оно реализовывало
проект с явными нарушениями утвержденной документации.

Раннее подрядчиком выступало ООО
«Укрморшлях» – сомнительное предприятие, со штатом из 6-ти человек, без техники
и лицензии. Оно потратило 48 млн. грн. и 6 месяцев на строительство 30 метрового
участка дамбы.

Когда мы пришли, мы разорвали
договор с этим подрядчиком. Новый подрядчик – ЧП «Азовмех». У предприятия есть
все лицензии, 140 чел. штата, 40 самосвалов, экскаваторов и т.д. Привлечение компетентного
исполнителя привело к тому, что мы построили 1 670 м. дамбы за 4 месяца.
Потратив 50 млн. грн.

Участок ООО «Укрморшлях» разобран
при этом.

Вопрос: Каково будущее т.н. «немецкой дамбы», построенной в 2004-м
немецкой компанией «Джозеф Мебиус» (длина –
400 м.)?

А. Голодницкий: Это «экспериментальная» дамба. Она построена с
нарушением проектной документации. К тому же – некачественно. В ее основе лежит
геотекстилевые мешки с песком. А не камень (как это предусмотрено проектом). На
это были субъективные и объективные причины.

Этот участок уже начал «проседать».
К тому же, он расположен в стороне от проектной оси дамбы.

Мы построим участок дамбы
параллельный «немецкому», на 20 м.
западнее. Этот участок будет каменным, в полном соответствии с проектной
документацией. В остов дамбы войдет небольшой участок в конце «немецкой» дамбы. Остальной участок будет
памятником этому эксперименту. И обеспечивать дополнительную защиту дамбе.

Эти ответы не упоминают несколько важных фактов.

1. ООО «Укрморшлях» строило 30 м. участок на глубине 7 м. В то время, как «дамба Винского»
проходит на глубине от 0 до
2.2 м (по словам Шишненко Василия Михайловича, главного инженера института
«Укрречтранспроект»). Что, в частности, объясняет различные объемы
использования камня.

2. «Немецкая дамба» – вовсе не «экспериментальная». И хотя на
официальном сайте ГП «Дельта-лоцман»
www.deltapilot.ua сейчас уже нет проекта строительства дамбы, утвержденного
в 2004-м году, он сохранился у соответствующих органов, и у журналистов.

В этом проекте предусмотрено

строительство дамбы именно с применением
технологии геотекстиля.

– именно в то месте, где она и
расположена.


Перспектива окончания проекта ГСХ


Когда будет закончена 1-я очередь проект ГСХ? Каким способом –
пионерным или навалочным?

А. Голодницкий: 18 мая состоится тендер. В нем примут участие как
«Азовмех», так и другие фирмы. Всего на тендер было подано более 20 заявок от
украинских компаний. Примерная сумма расходов – 100 млн. грн. Участники тендера
и предложат лучший метод реализации.

Государственное предприятие
«Дельта-лоцман» намерено достроить защитную дамбу на глубоководного судового
хода (ГСХ) Дунай – Черное море до октября, а полностью завершить первый этап
реализации проекта – до конца 2009 года.

До октября 2009 года
«Дельта-лоцман» планирует достроить дамбу полностью, параллельно немецкой
экспериментальной части дамбы будет построена дамба по основному проекту, длина
объекта составит 2730 м.

До конца 2009 года планируется
завершить первый этап проекта строительства ГСХ Дунай – Черное море. На
сегодняшний день достигнута осадка морского подходного канала 5,85 м, кроме лимитирующих участков – 4-х
перекатов. Русловая часть в целом имеет осадку 5,4 м. В задаче на этот год русловая
часть – 5,85 м, завершение
строительства дамбы».

Когда будет окончательно завершен проект ГСХ?

А. Голодницкий: Окончательное завершение дамбы на ГСХ «Дунай – Черное море» зависит не от руководства предприятия. Это дело политического
руководства страны, в т.ч., Министерства иностранных дел.

Оно должно согласовать все
вопросы с ЭСПОО и получить подтверждение об отсутствии трансграничного влияния.

Не секрет, что Румыния (и
некоторые внутриукраинские силы) противодействуют реализации проекта. И дело
тут вовсе не в экологии, а в
экономических интересах.

Объективные экологи давно уже
убедились в безопасности проекта.

Если решения будет принято, том
нам для его воплощения нужно 100 млн. грн. и 8 месяцев, до 1 года.

В этом ответе А.Голодницкий, перекладывая ответственность за международный
аспект проблемы, забыл упомянуть то, что именно ГП «Дельта-Лоцман» определено
ответственным за подготовку всей документации, необходимой МИДу и Минприроды
для отстаивания Украиной своей точки зрения в структурах ЭСПОО.

А также о том, что именно избранный
им пионерный способ постройки дамбы дал дополнительные козыри румынским
«экологам» утверждать о существовании негативных для природы последствиях от
реализации проекта.



Справка: Глубоководный судовый ход «Дунай – Черное море».

12 мая 2004 года Кабинет
Министров Украины принял решение о строительстве в украинской части дунайского
устья Быстрое 3,5-километрового глубоководного канала «Дунай – Черное море».

26 августа 2004 года в Одесской
области состоялось торжественное открытие первой очереди канала.

На ее строительство было
потрачено около 150 млн. грн.

Однако канал заилился, и
судоходство было остановлено.

1-я очередь хода открылась 26
августа 2004 г.

Длина ГСХ – 172,36 км.

Протяженность искусственного
морского подходного канала – 3 км 432 м.

Проектная осадка судов – 7,2 м.

ГСХ проложен по гирлу Быстрое –
на территории Дунайского биосферного заповедника, входящего в мировую сеть
резерватов ЮНЕСКО.

Ряд организаций, в том числе –
Академия наук Украины, Всемирный фонд дикой природы, Еврокомиссия и другие,
выступали против сооружения канала в этом месте.