2009-04-22 11:59:29
В понедельник флагман Тихоокеанского флота России гвардейский ракетный крейсер «Варяг» прибыл из Владивостока с официальным визитом в китайский порт Циндао, сообщают РИА Новости.
Этот корабль был построен в Николаеве и до 1996 года носил имя «Червона
Украина». Крейсер вооружен мощным многоцелевым ударным ракетным
комплексом, который позволяет поражать надводные и наземные цели на
значительном удалении. Также в его арсенале находятся реактивные
бомбометные установки, торпедные аппараты и несколько артиллерийских
установок различного калибра и назначения. Неудивительно, что корабли
такого класса называют «убийцами авианосцев».
В Циндао «Варяг» пробудет до 24 апреля. Он будет участвовать в
торжествах, посвященных 60-летию создания военно-морских сил Китая.
Это детище николаевских корабелов – с благополучной судьбой и мировой
известностью. Чуть меньше повезло еще одному «Варягу» – авианесущему
крейсеру – детищу Черноморского судостроительного завода. В 1992 году
строительство остановили, корабль законсервировали, а спустя шесть лет
продали некой азиатской «турфирме» за 20 миллионов долларов.
Теперь николаевский «Варяг» зовется Shi Lang – в честь китайского
полководца и, по заявлениям официального Пекина, у него светлое
будущее: в ближайшее время его модернизируют.
На фоне этих кораблей как-то грустно смотреть на третьего «николаевца»
– ракетный крейсер «Украина», который много лет подпирает причальную
стенку судостроительного завода имени
61 коммунара. Между тем, по плану строительство «Украины» должны были
закончить еще 15 лет назад! До развала Союза в корабль вложили 171
миллион долларов. С 1992 по 2003 годы – еще 24 миллиона. Плюс около
миллиона «баксов» государство ежегодно тратит на содержание этой
готовой на 95 процентов махины… А корабль, тем временем, ржавеет и
устаревает.
Между тем, у «Украины» был шанс повторить судьбу «Варяга» (того,
который сейчас в Циндао). В 1993 году, когда Украина и Россия делили
флот, нашей стране предложили обменять «Украину» на два фрегата. Но
украинских чиновников такое предложение не удовлетворило, и сделка не
состоялась. Теперь Россия в кораблях такого класса не нуждается. Вся
надежда на третьи страны.
Отметим, что «Украина» была четвертым и последним крейсером в своей
серии. Трем его старшим братьям – «Славе», «Червоной Украине» и
«Маршалу Устинову» – судьба благоволила, их сделали еще до развала
СССР, и они вошли в состав флота. Два первых и ныне продолжают нести
службу.
www.niknews.mk.ua