– На какой стадии находятся
вопросы украинско-азербайджанского двустороннего сотрудничества, в частности, в
сфере энергетической безопасности?

– Развитие торгово-экономического
сотрудничества между Украиной и Азербайджанской Республикой в настоящий момент
имеет очень высокий уровень динамики. К примеру, во время моего прошлого
рабочего визита в Азербайджан в июне 2008 года, президентами Украины и
Азербайджана было поставлено задание до конца 2009 года увеличить уровень
товарооборота между двумя странами до 1 млрд. долларов США. Этот показатель был
достигнут досрочно – к концу прошлого года. Значительные перспективы имеет наше
сотрудничество и в других отраслях. Так, между нашими странами налаживаются
контракты по созданию в Азербайджане космической промышленности с перспективой
запуска телекоммуникационных и других спутников. В сфере энергетической
безопасности одним из наиболее перспективных на сегодняшний день является
проект реализации строительства нефтепровода «Одеса-Броды-Плоцк», ТЭО которого
после доработки планируется презентовать заинтересованным сторонам. Также нас
интересуют все реалистичные варианты транспортировки каспийского газа в Европу
и в том числе в Украину.

Что касается привлечения
инвестиций из Азербайджана в украинскую экономику – есть практическая реализация
договоренностей между Государственной нефтяной компанией Азербайджана,
«Укрнафтой» и «Укртранснафтой». В первую очередь, речь идет о поставках в
Украину закавказской нефти, с последующей ее переработкой на наших
нефтеперерабатывающих заводах и реализацией нефтепродуктов на украинском
внутреннем рынке, а также на рынках Евросоюза.

 

– Какое влияние на двусторонние
отношения оказывает политическая ситуация в Украине? Связана ли с ней
нереализация намерения заполнить нефтепровод «Одесса-Броды» технической нефтью?

– К счастью, я могу уверенно
заявить, что политическая ситуация в Украине на наши двусторонние отношения не
влияет никоим образом. Внешняя политика Украины, тем более в таком архиважном
вопросе, как обеспечение национальных интересов, поддерживается всеми ключевыми
политическими игроками, за исключением коммунистической партии. Но это
исключение лишь подчеркивает правило. Что касается заполнения нефтепровода
«Одесса-Броды» каспийской технологической нефтью, то, к сожалению, процесс
затянулся из-за близорукости отдельных несамостоятельных украинских политиков.
Но сейчас мы отрабатываем эти вопросы заново и обязательно добьемся успеха.

 

– Может ли мировой финансовый
кризис повлиять на реализацию проекта нефтепровода
«Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск», газопровода «Набукко» и создание общего
энерготранзитного пространства? Повлиял ли на реализацию этих проектов газовый
кризис, который имел место в конце прошлого года между Россией и Украиной?

– Несмотря на кризис мировой
экономики, вопросы обеспечения надежных поставок энергоресурсов в Европу
остаются актуальными. Поэтому все перечисленные проекты для нас важны. Хотя, не
скрою, есть определенные трудности с финансовыми ресурсами, которые
предполагается инвестировать в данные проекты. Если вспомнить январский
«газовый конфликт» между Украиной и Россией, то скажу, что он лишний раз
подтвердил необходимость отказа от политических составляющих во
взаимоотношениях в энергетической сфере. Именно желание получения политических
дивидендов путем оказания экономического давления стало причиной возникновения
январской ситуации. В очередной раз была подтверждена несостоятельность схемы
«единого источника» энергоресурсов, каким для значительной части Европы стала
Россия.

Именно поэтому чрезвычайно
актуальными являются предложения Украины по созданию
Балтийско-Черноморско-Каспийского единого энергопространства, реализация
проекта нефтепровода «Одесса-Броды-Плоцк», как и других проектов по доставке
энергоресурсов из альтернативных источников.

 

– Предприняты ли конкретные шаги
по реализации совместных проектов в транспортной сфере?

– Сотрудничество Украины с
Азербайджаном в транспортной отрасли регулируется двусторонними
межправительственными соглашениями, а также многосторонними соглашениями в
рамках ТРАСЕКА, ГУАМ и ОЧЭС.

Для наших двух стран
перспективными проектами в транспортной сфере могут стать несколько. Один из
них – продление маршрута железнодорожных контейнерных перевозок «Викинг»
(Клайпеда – Ильичевск) в г. Баку с перспективой последующего развития к г.
Туркменбаши. Есть также проект в сфере информатизации и связи, в частности,
реализация коммуникационного коридора, который при помощи оптико-волоконного
кабеля соединит страны Центральной Азии с Азербайджаном, Грузией и Украиной.

На многостороннем уровне в рамках
ГУАМ сейчас рассматривается идея, предложенная во время председательства
Азербайджана в ГУАМ, об объединении уже существующего маршрута контейнерных
перевозок «Викинг» и проекта «Поти-Баку-Актау-Алматы»
(Грузия-Азербайджан-Казахстан), что позволило бы наладить транспортировку и
транзит грузов из Азии в Европу и обратно.

Напомню, что Азербайджан
председательствует в комитете ГУАМ по вопросам транспорта, и это позволяет нам
полностью учитывать интерес вашей страны в упомянутой сфере.

 

– Азербайджан занимает второе
место в военно-техническом сотрудничестве Украины со странами СНГ. Возможно ли
подобное сотрудничество и в военно-промышленной сфере?

– Действительно, на протяжении
последних лет по объему экспорта военной продукции из Украины в страны СНГ
Азербайджан занимает второе место после Российской Федерации. Особенностью
этого экспорта является поставка широкого спектра военной продукции в незначительных
объемах. Но у наших стран, безусловно, имеются большие резервы для реализации
широкомасштабных проектов, как в военно-технической, так и в
военно-промышленной сферах. Поэтому мы планируем создать межправительственную
украинско-азербайджанскую комиссию по вопросам военно-технического
сотрудничества. Соответствующий документ будет подписан во время визита.

Украина готова к конструктивной
работе с азербайджанскими партнерами – в части модернизации, капитального
ремонта или продления ресурса боевой техники. В первую очередь, имеются в виду
бронетанковая и авиационная техника, артиллерийские системы, радиолокационные
станции и зенитно-ракетные комплексы.

Добавлю также, что перспективной
для нашего сотрудничества может стать научно-техническая разработка и
производство новых образцов вооружения и военной техники. Также мы готовы
совместно модернизировать и осваивать новые технологии ремонта вооружений и
военной техники. Украина может предоставить Азербайджану техническую и
технологическую помощь для создания собственной судостроительной базы для малых
боевых кораблей и вспомогательных суден. Мы предлагаем свои возможности в
подготовке и переподготовке специалистов Вооруженных сил Азербайджана.

Можно сказать, что на сегодня
есть все условия для взаимовыгодного продолжения и развития военно-технического
и военно-промышленного сотрудничества наших стран. Желание обеих сторон
присутствует, так что будем работать.

 

– Как Вам видятся перспективы
ГУАМ, может ли она сохраниться, в случае, если Молдова выйдет из этой
организации?

– Как Вы знаете, не так давно
ГУАМ официально была преобразована в полноценную международную организацию –
Организация за демократию и экономическое развитие – ГУАМ. В Киеве открыт и
действует офис Секретариата организации. Сегодня ГУАМ сосредоточен на развитии
приоритетных направлений общего сотрудничества, таких как объединение
транспортного потенциала стран-членов, улучшение условий взаимной торговли. Это
же отличный стимул для усиления интеграционных процессов между государствами.
Напомню, что решение о вхождении в Организацию, как и решение о приостановлении
в ней своего членства – это вопрос всецело в компетенции каждого отдельного
государства. Хочу выразить надежду, что ситуация в Молдове вскоре
стабилизируется и завершившиеся парламентские выборы позволят в скором времени
руководству страны определить приоритеты внешнеполитических отношений. И все
же, несмотря ни на что, я уверен – ГУАМ будет развиваться и дальше, с каждым
годом приобретая опыт и повышая авторитет.

 

– Что ожидает Украина от
инициативы «Восточное партнерство»?

– Украина приветствует и
поддерживает инициативу «Восточное партнерство». Мы также воспринимает ее как
некий сигнал, показатель того, что Европейский Союз осознаёт необходимость
укрепления отношений со своими непосредственными соседями. Безусловно, мы
заинтересованы в реализации упомянутой инициативы. И готовы принимать в ней
участие. Но лишь настолько, насколько это будет отвечать нашим национальным
интересам и способствовать процессу интеграции Украины в ЕС. Мы, например,
заинтересованы в создании интегрированной системы управления границами Украины
согласно стандартам ЕС. Для нас очень важна либерализация визового режима со
странами Европейского Союза. Мы рассматриваем «Восточное партнерство» как один
из важных инструментов интеграции украинского энергетического рынка с
европейским.

Однако существуют и определенные
предостережения. Важнейшее, с точки зрения Украины, это отсутствие в инициативе
«Восточное партнерство» четко зафиксированной перспективы членства в ЕС для
стран-партнеров. Этот фактор, на наш взгляд, ставит под сомнение возможность
усиления политики ЕС относительно своих восточноевропейских партнеров, о чем,
кстати, идет речь в декларации Европейского Совета, принятой 19-20 марта 2009
года.

С нашей точки зрения «Восточное
партнерство» должно быть практической концепцией, а не идеологическим проектом,
который, в конце концов, может подменить перспективу приобретения Украиной
членства в ЕС. Вот поэтому Украина намеревается активно участвовать в
многостороннем диалоге «Восточного партнерства» и поддерживать регулярные
политические контакты с другими странами-партнерами инициативы. Но повторюсь –
только с учетом наших национальных интересов.

 

– Какова программа Вашего визита
в Азербайджан и повестка дня первого заседания Совета президентов?

– Главным приоритетом нынешнего
визита является подписание Дорожной карты украинско-азербайджанского
сотрудничества на 2009-2010 годы. Также в наших планах – официальное
утверждение документов по совместному исследованию и использованию космоса в
мирных целях, и по развитию межрегиональных связей. Второй важный момент –
стимулирование развития экономического сотрудничества. Украине и Азербайджану
есть, что предложить друг другу – как в энергетической сфере, так и в
транспортной. Также мы готовимся обсуждать вопросы совместных научных
исследований. И еще много общих взаимовыгодных дел.

Лачин Султанова, АПА

Виктор Ющенко: «Главным приоритетом моего визита является подписание Дорожной карты украинско-азербайджанского сотрудничества на 2009-2010 годы».

– На какой стадии находятся
вопросы украинско-азербайджанского двустороннего сотрудничества, в частности, в
сфере энергетической безопасности?

– Развитие торгово-экономического
сотрудничества между Украиной и Азербайджанской Республикой в настоящий момент
имеет очень высокий уровень динамики. К примеру, во время моего прошлого
рабочего визита в Азербайджан в июне 2008 года, президентами Украины и
Азербайджана было поставлено задание до конца 2009 года увеличить уровень
товарооборота между двумя странами до 1 млрд. долларов США. Этот показатель был
достигнут досрочно – к концу прошлого года. Значительные перспективы имеет наше
сотрудничество и в других отраслях. Так, между нашими странами налаживаются
контракты по созданию в Азербайджане космической промышленности с перспективой
запуска телекоммуникационных и других спутников. В сфере энергетической
безопасности одним из наиболее перспективных на сегодняшний день является
проект реализации строительства нефтепровода «Одеса-Броды-Плоцк», ТЭО которого
после доработки планируется презентовать заинтересованным сторонам. Также нас
интересуют все реалистичные варианты транспортировки каспийского газа в Европу
и в том числе в Украину.

Что касается привлечения
инвестиций из Азербайджана в украинскую экономику – есть практическая реализация
договоренностей между Государственной нефтяной компанией Азербайджана,
«Укрнафтой» и «Укртранснафтой». В первую очередь, речь идет о поставках в
Украину закавказской нефти, с последующей ее переработкой на наших
нефтеперерабатывающих заводах и реализацией нефтепродуктов на украинском
внутреннем рынке, а также на рынках Евросоюза.

 

– Какое влияние на двусторонние
отношения оказывает политическая ситуация в Украине? Связана ли с ней
нереализация намерения заполнить нефтепровод «Одесса-Броды» технической нефтью?

– К счастью, я могу уверенно
заявить, что политическая ситуация в Украине на наши двусторонние отношения не
влияет никоим образом. Внешняя политика Украины, тем более в таком архиважном
вопросе, как обеспечение национальных интересов, поддерживается всеми ключевыми
политическими игроками, за исключением коммунистической партии. Но это
исключение лишь подчеркивает правило. Что касается заполнения нефтепровода
«Одесса-Броды» каспийской технологической нефтью, то, к сожалению, процесс
затянулся из-за близорукости отдельных несамостоятельных украинских политиков.
Но сейчас мы отрабатываем эти вопросы заново и обязательно добьемся успеха.

 

– Может ли мировой финансовый
кризис повлиять на реализацию проекта нефтепровода
«Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск», газопровода «Набукко» и создание общего
энерготранзитного пространства? Повлиял ли на реализацию этих проектов газовый
кризис, который имел место в конце прошлого года между Россией и Украиной?

– Несмотря на кризис мировой
экономики, вопросы обеспечения надежных поставок энергоресурсов в Европу
остаются актуальными. Поэтому все перечисленные проекты для нас важны. Хотя, не
скрою, есть определенные трудности с финансовыми ресурсами, которые
предполагается инвестировать в данные проекты. Если вспомнить январский
«газовый конфликт» между Украиной и Россией, то скажу, что он лишний раз
подтвердил необходимость отказа от политических составляющих во
взаимоотношениях в энергетической сфере. Именно желание получения политических
дивидендов путем оказания экономического давления стало причиной возникновения
январской ситуации. В очередной раз была подтверждена несостоятельность схемы
«единого источника» энергоресурсов, каким для значительной части Европы стала
Россия.

Именно поэтому чрезвычайно
актуальными являются предложения Украины по созданию
Балтийско-Черноморско-Каспийского единого энергопространства, реализация
проекта нефтепровода «Одесса-Броды-Плоцк», как и других проектов по доставке
энергоресурсов из альтернативных источников.

 

– Предприняты ли конкретные шаги
по реализации совместных проектов в транспортной сфере?

– Сотрудничество Украины с
Азербайджаном в транспортной отрасли регулируется двусторонними
межправительственными соглашениями, а также многосторонними соглашениями в
рамках ТРАСЕКА, ГУАМ и ОЧЭС.

Для наших двух стран
перспективными проектами в транспортной сфере могут стать несколько. Один из
них – продление маршрута железнодорожных контейнерных перевозок «Викинг»
(Клайпеда – Ильичевск) в г. Баку с перспективой последующего развития к г.
Туркменбаши. Есть также проект в сфере информатизации и связи, в частности,
реализация коммуникационного коридора, который при помощи оптико-волоконного
кабеля соединит страны Центральной Азии с Азербайджаном, Грузией и Украиной.

На многостороннем уровне в рамках
ГУАМ сейчас рассматривается идея, предложенная во время председательства
Азербайджана в ГУАМ, об объединении уже существующего маршрута контейнерных
перевозок «Викинг» и проекта «Поти-Баку-Актау-Алматы»
(Грузия-Азербайджан-Казахстан), что позволило бы наладить транспортировку и
транзит грузов из Азии в Европу и обратно.

Напомню, что Азербайджан
председательствует в комитете ГУАМ по вопросам транспорта, и это позволяет нам
полностью учитывать интерес вашей страны в упомянутой сфере.

 

– Азербайджан занимает второе
место в военно-техническом сотрудничестве Украины со странами СНГ. Возможно ли
подобное сотрудничество и в военно-промышленной сфере?

– Действительно, на протяжении
последних лет по объему экспорта военной продукции из Украины в страны СНГ
Азербайджан занимает второе место после Российской Федерации. Особенностью
этого экспорта является поставка широкого спектра военной продукции в незначительных
объемах. Но у наших стран, безусловно, имеются большие резервы для реализации
широкомасштабных проектов, как в военно-технической, так и в
военно-промышленной сферах. Поэтому мы планируем создать межправительственную
украинско-азербайджанскую комиссию по вопросам военно-технического
сотрудничества. Соответствующий документ будет подписан во время визита.

Украина готова к конструктивной
работе с азербайджанскими партнерами – в части модернизации, капитального
ремонта или продления ресурса боевой техники. В первую очередь, имеются в виду
бронетанковая и авиационная техника, артиллерийские системы, радиолокационные
станции и зенитно-ракетные комплексы.

Добавлю также, что перспективной
для нашего сотрудничества может стать научно-техническая разработка и
производство новых образцов вооружения и военной техники. Также мы готовы
совместно модернизировать и осваивать новые технологии ремонта вооружений и
военной техники. Украина может предоставить Азербайджану техническую и
технологическую помощь для создания собственной судостроительной базы для малых
боевых кораблей и вспомогательных суден. Мы предлагаем свои возможности в
подготовке и переподготовке специалистов Вооруженных сил Азербайджана.

Можно сказать, что на сегодня
есть все условия для взаимовыгодного продолжения и развития военно-технического
и военно-промышленного сотрудничества наших стран. Желание обеих сторон
присутствует, так что будем работать.

 

– Как Вам видятся перспективы
ГУАМ, может ли она сохраниться, в случае, если Молдова выйдет из этой
организации?

– Как Вы знаете, не так давно
ГУАМ официально была преобразована в полноценную международную организацию –
Организация за демократию и экономическое развитие – ГУАМ. В Киеве открыт и
действует офис Секретариата организации. Сегодня ГУАМ сосредоточен на развитии
приоритетных направлений общего сотрудничества, таких как объединение
транспортного потенциала стран-членов, улучшение условий взаимной торговли. Это
же отличный стимул для усиления интеграционных процессов между государствами.
Напомню, что решение о вхождении в Организацию, как и решение о приостановлении
в ней своего членства – это вопрос всецело в компетенции каждого отдельного
государства. Хочу выразить надежду, что ситуация в Молдове вскоре
стабилизируется и завершившиеся парламентские выборы позволят в скором времени
руководству страны определить приоритеты внешнеполитических отношений. И все
же, несмотря ни на что, я уверен – ГУАМ будет развиваться и дальше, с каждым
годом приобретая опыт и повышая авторитет.

 

– Что ожидает Украина от
инициативы «Восточное партнерство»?

– Украина приветствует и
поддерживает инициативу «Восточное партнерство». Мы также воспринимает ее как
некий сигнал, показатель того, что Европейский Союз осознаёт необходимость
укрепления отношений со своими непосредственными соседями. Безусловно, мы
заинтересованы в реализации упомянутой инициативы. И готовы принимать в ней
участие. Но лишь настолько, насколько это будет отвечать нашим национальным
интересам и способствовать процессу интеграции Украины в ЕС. Мы, например,
заинтересованы в создании интегрированной системы управления границами Украины
согласно стандартам ЕС. Для нас очень важна либерализация визового режима со
странами Европейского Союза. Мы рассматриваем «Восточное партнерство» как один
из важных инструментов интеграции украинского энергетического рынка с
европейским.

Однако существуют и определенные
предостережения. Важнейшее, с точки зрения Украины, это отсутствие в инициативе
«Восточное партнерство» четко зафиксированной перспективы членства в ЕС для
стран-партнеров. Этот фактор, на наш взгляд, ставит под сомнение возможность
усиления политики ЕС относительно своих восточноевропейских партнеров, о чем,
кстати, идет речь в декларации Европейского Совета, принятой 19-20 марта 2009
года.

С нашей точки зрения «Восточное
партнерство» должно быть практической концепцией, а не идеологическим проектом,
который, в конце концов, может подменить перспективу приобретения Украиной
членства в ЕС. Вот поэтому Украина намеревается активно участвовать в
многостороннем диалоге «Восточного партнерства» и поддерживать регулярные
политические контакты с другими странами-партнерами инициативы. Но повторюсь –
только с учетом наших национальных интересов.

 

– Какова программа Вашего визита
в Азербайджан и повестка дня первого заседания Совета президентов?

– Главным приоритетом нынешнего
визита является подписание Дорожной карты украинско-азербайджанского
сотрудничества на 2009-2010 годы. Также в наших планах – официальное
утверждение документов по совместному исследованию и использованию космоса в
мирных целях, и по развитию межрегиональных связей. Второй важный момент –
стимулирование развития экономического сотрудничества. Украине и Азербайджану
есть, что предложить друг другу – как в энергетической сфере, так и в
транспортной. Также мы готовимся обсуждать вопросы совместных научных
исследований. И еще много общих взаимовыгодных дел.

Лачин Султанова, АПА