2009-03-23 13:34:18
Специалисты, столкнувшиеся с вопросом создания частных портов, не отрицают той мысли, что коммерческие предприятия, так же послужат толчком к развитию морской отрасли.
«Еще в конце прошлого года министерством транспорта и связи
Украины было объявлено решение о том, что страна приняла твердый курс на
приватизацию малых портов. Кроме того, руководство морских предприятий
способствует привлечению частного капитала и стивидорных структур к управлению
терминалами в крупных госпортах»,- отмечает Георгий Токман, начальник отдела
развития и инвестиций ИМТП, исполнительный директор Ассоциации портов Черного и
Азовского морей.
По словам специалиста на активизацию и расширение
сотрудничества с частным сектором нацелены решения Конференции Министров
транспорта стран-организаций Организации Черноморского Экономического
Сотрудничества (ОЧЭС).
Учитывая эти обстоятельства, было принято решение о создании
в составе Ассоциации секции частных портов и терминальных операторов.
«Очевидно, что этот шаг вполне назрел и развитие портов, в том числе и частных,
дает возможность создать условия для эффективного развития портовых мощностей в
нашем регионе»,-говорит г-н Токман.
Порты: частные или государственные?
Порты, которыми владеет лишь один собственник – явление не
особое частое. В мировой практике управление морским портом при помощи
государственных и муниципальных компаний не исключает участия и частного
капитала.
«Это, в частности, подтверждает и опыт украинских
предприятий. Хотя в рассмотренных законопроектах намечается тенденция к
облегчению задачи привлечения частных инвестиций в морские порты, однако
проблемы все же еще остаются»,- отмечает специалист «Международной юридической
службы».
В свою очередь экономист Арнольд Нырко отмечает, что в
зависимости от специфики расположения, от экономических условий существует и
вид смешанной формы собственности, как, например, порт со смешанным капиталом
«Зеербрюге», в результате объединения государственного, муниципального,
регионального и частного капитала.
«Приватизировать можно не порт, а отдельные его функции»
Само определение понятия «морской порт», свидетельствует о
том, что портовая деятельность реализуется большим количеством предприятий и
организаций разных форм собственности.
Другими словами порт, как территория с прилегающей
акваторией, где функционирует сложный транспортно-производственный комплекс, не
может быть ни частным, ни государственным.
«Приватизировать можно не порт, а отдельные его функции, которые
реализуются теми или другими предприятиями, входящими в портовый комплекс,-
говорит Виктор Чекаловец, заведующий кафедры ОНМУ «Экономика предприятия и
предпринимательство». – Поэтому в порту необходимо четко разграничить функции
государственного административного контроля, которые должны выполнятся только
государственными органами, и коммерческие функции, которые могут выполняться
предприятиями и организациями с частной, государственной, смешанной и другими
формами собственности».
Кроме того, по мнению эксперта, такие действия, как
превращение портов в акционерные холдинговые компании, усиление роли местных
государственных органов в управлении предприятиями, а так же более широкое
привлечение частного капитала к коммерческой деятельности в портовой зоне,
значительно улучшит полномочия портовых властей, работа которых станет более
открытой в сторону внешнего мира.
«А одна из причин затянувшейся на десяток лет волокиты,
касающейся функционирования портов, кроется в необычайно частой сменяемости
руководителей правительств, что достойно уже, видимо, Книги рекордов Гиннеса»,-
подчеркивает г-н Чекаловец.
Олег ШАПАРЕНКО, Odessa Daily