2009-03-23 13:03:00

Сегодня, 23 марта, в Гонконге должен был начаться суд по делу столкновения украинского транспортно-буксирного судна «Нафтогаз-67» (владелец ГАО «Черноморнефтегаз») и балкера «Яохай» (КНР). В результате столкновения украинское судно затонуло, забрав с собой жизни 18 моряков.


Среди погибших был николаевец Александр Кардаш. Его
похоронили в родном городе 3 апреля прошлого года. Он был матросом первого
класса. 29 апреля 2008 года ему исполнилось бы 32 года.

По словам матери Александра, Людмилы Кардаш, это был
его первый заграничный рейс.

– Зарплата на судне была маленькая, Александр работал
всего за 600 долларов в месяц, – вспоминает мать моряка. – Но он согласился на
такие условия, так как это была просто как испытательная практика для него.
Работа в «Черномонефтегазе» для таких ребят как платформа для выхода за
границу. Саша такой счастливый был, когда пошел в этот рейс. В апреле месяце
2008 должен был защитить диплом штурмана. Но эта трагедия все оборвала…

 

Морские бизнес-новости встретились с Людмилой Кардаш через
год после трагедии.

 

МБН: В
прошлом году на похоронах присутствовали представители «Черноморнефтегаза». Они
обещали всячески вам помогать. Эти обещания не были просто словами?

Л. Кардаш: Руководство «Черноморнефтегаза» выполнило
все обязательства, которые зависели от них. Они покрыли все расходы на
организацию похорон, выплатили мне материальную помощь, предлагают путевки на
лечение. Единственное, что они ни сделали – не обеспечили страховку моему сыну.
Не было у него и контракта, также как и других членов экипажа. Как банально: судно
было застраховано, а люди нет. Но мы (родственники) не предъявляем претензий к
«Черноморнефтегазу», не хотим ворошить прошлое.

 

МБН: А
городские власти как-то отреагировали?

Л. Кардаш: Городская власть выделила нам материальную
помощь и опубликовала соболезнования в газете. Также предлагали всевозможную
помощь в течение года. Но мне ничего не нужно, так как сына уже не вернешь.

 

МБН: Какого
решения суд, который начался в Гонконге, вы ожидаете?

Л. Кардаш: Все родственники погибших и я в частности,
мы все ждем суда над капитаном китайского судна. Мы хотим знать, кто виновен в
этой страшной аварии. Ведь наши сыновья могли спастись. У них был шанс на
спасение, им надо была только помочь. Но надо сказать, что Китайское судно и их
капитан в частности не оказал никакой помощи. После того, как образовалась
пробоина в нашем судне, китайцы просто развернулись и отошли в сторону, после
чего стали на рейд, в то время, как наши сыновья тонули. Моряки, которые
спаслись, рассказывают, что судно полностью ушло под воду в течение 3 минут.
Китайские моряки даже не оказали помощи тем, кто смог выплыть, им пришлось
вплавь добираться до берега. Как моряки не оказали другим морякам помощи? Я
этого никак не могу понять.

 

МБН: Вам
известны предварительные результаты расследования, которое проводила
украинская  комиссия?

Л. Кардаш: Нам говорят, что в основном виновато
китайское судно. По данным материалов расследования причин аварии, все
обвинения должны быть предъявлены к китайскому судну и капитану в частности. Следственная
комиссия нам сказала: предварительное заключение – виновато китайское судно,
так как оно не свернуло с курса и не разошлось с буксиром правым бортом, а
просто-напросто протаранило его. Комиссия утверждала, что украинским
представителям не давали данных из китайского порта, когда и какое было дано
разрешение на движение украинскому судну. В общем, толком нам и украинские
следователи не давали никакой информации, поэтому очень тяжело что-то
конкретное сказать.

 

МБН: Вам
известно как погиб Александр?

Л. Кардаш: Мне сказали, что смерть застала многих, как
говориться,  кто, где был. Спаслись лишь
те, кто был на палубе. После удара, образовалась пробоина размером 4 на
4 метра. Эксперты говорили, что после удара огромное
количество воды сразу же хлынуло в трюм, и у тех, кто был внутри буксира,
шансов спастись практически не было. Но полной картины происшедшего, всей
информации, у нас – у родственников погибших моряков нет. Мы многого не знаем.
Всем родственникам важно знать, как погибли их сыновья, мужья. Почему одни
спаслись, а другие утонули. Зачастую информация противоречива. К примеру,
моряки, которые спаслись, мне рассказали одно, а капитан судна Юрий Кулемесин
рассказал другое. Он утверждает, что Саша был на палубе, а после столкновения
он побежал вовнутрь буксира, наверное, спасать само судно. Также мне говорили,
что практически всех погибших – 9 человек, нашли в машинном отделении. Эксперты
предполагают, что они забежали в машинное отделение, а, когда поняли масштаб
аварии, выбраться уже не смогли. Сашу нашли в районе входа в машинное
помещение. 

 

МБН: Если он
побежал спасать судно, значит, он не знал о риске?

Л. Кардаш: Этого я вам не могу сказать точно.
Единственная в чем я уверенна, он знал, что плавание – это всегда большой риск,
так как море не терпит человеческих ошибок и жестоко наказывает за них. Но, я
уверена, он был готов даже к такой судьбе – судьбе моряка.

 

МБН: Вы
хотели бы присутствовать на суде?

Л. Кардаш: Нет, особого желания у меня там быть нет.
На суде будет присутствовать представитель от всех родственников с
переводчиком. А из родственников никто не поехал. Наверно, так как и я, не
хотят ворошить прошлое, все равно ничего уже не изменишь.

 

МБН: Как вы
считаете, что должно напоминать об этой трагедии морякам?

Л. Кардаш: Я недавно приехала из Черноморского
(большинство погибших моряков родом из этого поселка), там мы, все родственники
погибших, собирались на годовщину трагедии. 
Там на кладбище построили часовню в память о наших погибших сыновьях.
Также такую часовню построили и в порту Черноморского, чтоб все уходящие моряки
помнили об этой трагедии и об опасности, которая их подстерегает в море. А, в
общем, эта нелепая трагедия должна остаться навсегда в душах родственников
погибших, родные не должны никогда забывать об этой трагедии.

 

Напомним, 22 марта 2008 года в Южно-Китайском море
(Гонконгский пролив) произошло столкновение транспортно-буксирного судна
«Нафтогаз-67» (владелец ГАО «Черноморнефтегаз», Украина) и балкера «Яохай»
(КНР).

На судне «Нафтогаз-67» находились 25 человек: 24
украинца и один представитель Китая. Гражданина Китая и шестеро украинцев после
столкновения подобрали спасатели в открытом море. Остальных позже нашли в
затонувшем судне.

26 марта были опознаны тела двух членов экипажа
затонувшего судна «Нефтегаз-67».

1 апреля в Украину привезли тела двух украинских
моряков. Из Гонконга в Киев доставили тела 33-летнего моториста Александра
Пискунова из поселка Черноморское, и 31-летнего матроса Александра Кардаша.

2 апреля тело матроса Александра Кардаша доставили в
Николаев. 3 апреля его похоронили.