Сохранение 13% пошлины на импорт легковых автомобилей может на полгода заморозить рынок

2009-03-20 13:10:02

Спустя всего две недели после введения 13-процентной надбавки к пошлинам на товары некритического импорта эта норма была отменена правительством. Высокие пошлины сохранились лишь на легковые автомобили и холодильники. Это означает, что Всемирная торговая организация уже в мае сможет применить к Украине санкции за торговые ограничения.

Вчера Кабинет министров отменил
13-процентную временную целевую надбавку к ставкам ввозной пошлины на импорт
ряда товаров, введенную 6 марта сроком на полгода. Премьер-министр Юлия
Тимошенко назвала ее необоснованной – такая надбавка влияет на повышение цен на
продукты питания на внутреннем рынке, "что абсолютно недопустимо".
При этом премьер признала, что надбавка противоречит нормам Всемирной торговой
организации (ВТО). "Если Украина и дальше хочет беспрепятственно
экспортировать свой товар в другие страны, мы не должны нарушать правила
Всемирной торговой организации и в одностороннем порядке вводить такие
меры",- заявила она.

Целевая надбавка к пошлинам была
введена законом #923-VI "О внесении изменений в некоторые законы с целью
улучшения состояния платежного баланса Украины в связи с мировым финансовым
кризисом", подготовленным народным депутатом Сергеем Терехиным (БЮТ),
главой комитета Верховной рады по вопросам налоговой и таможенной политики,
министром экономики в правительстве Юлии Тимошенко (2005 год). Документ
поддержали 147 из 156 членов фракции БЮТ. Депутаты утверждали, что "временная
процедура" опирается на нормы ст. 12, 13, 15 и 28 соглашения ГАТТ от 1994
года.

Этот закон позволяет вводить
временные надбавки к пошлинам на товары некритического импорта на период до
шести месяцев в случае "достижения платежным балансом Украины критического
состояния". Согласно переходным положениям документа, на шесть месяцев
была введена надбавка в 13% на все товары, которые не являются критическим
импортом: говядину, свинину, мясные субпродукты, рыбные отходы, яблоки, груши,
айву, колбасы, мясные консервы, рыбу, икру, моллюсков, лактозу, тростниковый и
свекольный сахар, виноградные вина, вермут, этиловый спирт, каменный уголь,
кожаную и меховую одежду, ковры, ткань, кирпичи, холодильники, двигатели,
кухонные плиты, легковой, грузовой и пассажирский транспорт (см. Ъ от 23
февраля).

Ст. 3 закона позволяет Кабмину
снижать или отменять надбавки к пошлинам, но только если "вследствие
консультаций, проведенных по установленным правилам в пределах комитета по
вопросам ограничения платежного баланса ВТО, возникла в этом потребность".
Такое постановление Кабинета министров вступает в силу "на десятый
календарный день после официального обнародования и теряет силу в день
завершения временной процедуры (пошлин.-Ъ)". Без решения ВТО только Верховная
рада может отменить пошлины. Выяснить, есть ли у Кабмина решение ВТО, Ъ вчера
не удалось.

Отменив 13-процентную таможенную
надбавку, правительство сделало исключения. "Это была инициатива
Минэкономики – сохранение исключений для легковых автомобилей и холодильников.
Мы выступали против, но инициатива была поддержана в ходе голосования",-
рассказала Ъ председатель Совета предпринимателей при Кабмине Оксана Продан.
Заместитель министра экономики Валерий Пятницкий уточнил, что сохранение
таможенных надбавок распространяется не на все импортные автомобили, а лишь на
ст. 8303 УКТВЭД "легковые автомобили, включая
транспортно-пассажирские".

По словам генерального директора
Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олега Назаренко,
еще на прошлой неделе к принятию готовился проект документа об отмене всех
надбавок. "Но, как мне известно, за день до заседания Кабинета министров
по инициативе Минэкономики были внесены такие исключения",- подтвердил он.

Олег Назаренко уточнил, что
против инициатив Минэкономики выступали Минфин и Гостаможня. "Ведь
импортеры грозятся в случае сохранения надбавки на полгода прекратить завоз
автомобилей, а это одна из основных статей нашего импорта",- подчеркнул
он. По данным Госкомстата, в 2008 году в Украину было ввезено автомобилей на
$11,37 млрд, что составляет 13,3% от всего объема импорта. Министр экономики
Богдан Данилишин на звонки Ъ вчера не отвечал.

По оценкам аналитика ИК Dragon
Capital Виталия Ваврищука, сохранение 13-процентной надбавки на продукты
питания, одежду и бытовую технику ускорило бы годовую инфляцию на 1%.
"Влияние на рост цен могло быть и большим, но его бы снизил ‘серый’
импорт",- уверен эксперт. Оценить эффект влияния надбавки к пошлинам на
уровень налоговых сборов и платежный баланс господин Ваврищук затруднился,
подчеркнув лишь, что основная группа товаров – автомобили – не исключена из
списка.

Помимо протеста импортеров,
сохранение надбавок может вызвать санкции со стороны стран-членов ВТО – лидеров
в сфере автомобилестроения. Напомним, на прошлой неделе Япония объявила о
намерении принять ответные меры, если временная надбавка в размере 13% к
действующим ставкам ввозной пошлины на импортные товары будет распространяться
на ввозимые в Украину японские автомобили. По словам господина Назаренко, такие
же санкции могут ввести власти США и стран ЕС.

Как рассказал Ъ Валерий
Пятницкий, даже отмена большинства таможенных надбавок не повлияет на планы ВТО
по рассмотрению вопроса о возможном нарушении Украиной норм и правил этой
организации. "Ориентировочно такое заседание состоится в мае",-
добавил он. Обсуждать возможные санкции к Украине чиновник отказался.

 

ЮРИЙ ПАНЧЕНКО,
«КоммерсантЪ-Украина»

 

Справка: Кто в Украине производит
автомобили и холодильники

Крупнейшим украинским
автопроизводителем является Запорожский автозавод, входящий в корпорацию
"Укравто" народного депутата Тариэла Васадзе (БЮТ). Председатель
совета Нацбанка Петр Порошенко считается владельцем группы
"Укрпроминвест", контролирующей корпорацию "Богдан".
Кременчугским автосборочным заводом владеет корпорация
"Автоинвестстрой" народного депутата Дмитрия Святаша (ПР). Еще один
автопроизводитель – компания "Атолл Холдинг" предпринимателя Олега
Боярина, владеющего заводом "Еврокар". Крупнейший производитель
холодильников в стране – группа "Норд", крупнейшим акционером
которого является народный депутат Валентин Ландык (ПР).