Железорудный тупик

2009-03-06 08:05:26

В феврале ежегодные переговоры по железной руде зашли в тупик. Неопределенность мировых стальных рынков дает возможность покупателям железорудного сырья (ЖРС) требовать значительного снижения цен.


Однако поставщики, значительно
сократившие объемы производства, заняли выжидательную позицию, а Rio Tinto и
вовсе вышла из переговоров.

Мировой экономический кризис
заморозил рынки в строительстве и автомобильной промышленности — главных
потребляющих сталь отраслях. Осенью спрос и цены резко упали, производители
стали уменьшили загрузку мощностей, но это не оказало существенного влияния на
ситуацию. Вернее, оказало, но только в аспекте снижения себестоимости
продукции, поскольку уменьшение объемов производства привело к падению спроса и
цен на сталелитейное сырье.

“Большая тройка” поставщиков руды
— Vale, Rio Tinto и BHP Billiton — максимально оттягивали начало переговоров,
выжидая, когда у китайских сталелитейных компаний исчерпаются запасы, но
откладывать дальше было уже нельзя. При этом не только китайцы объединили свои
силы (от имени всей отрасли переговоры ведет Baosteel), а и японцы создали
альянс с южнокорейской корпорацией Posco, чтобы упрочить свои позиции.

Китайские покупатели начали
переговоры с предложения снизить цены на 80%, но уже в январе уменьшили свои
требования. Генеральный секретарь China Iron and Steel Association Шень Шанхуа
объявил, что цены должны быть снижены до уровня 2007 года. Поскольку
традиционно в ежегодных переговорах обсуждаются цены FOB (Free on Board,
употребляется с указанием порта; ответственность продавца заканчивается в
момент погрузки подготовленного к экспорту товара на борт), это означает, что
бразильская компания Vale должна снизить цену на 39%, а ее австралийские
конкурентв BHP Billiton и Rio Tinto — на 45% относительно уровня 2008 года.

При этом Шень считает, что
поскольку мнения сторон относительно баланса спроса и поставок в 2009 году
сильно расходятся, то имеет смысл проводить ценовые переговоры каждые полгода,
“чтобы снизить риски, как продавцов, так и покупателей”. Он заявил: “Если
экономика восстановится, то потребление железной руды увеличится, и потребуется
новое соглашение об объемах ее поставок”. И напомнил, что объем поставок всегда
обратно пропорционален цене. Кроме того, китайцы пока еще связаны крайне
невыгодными для них прошлогодними контрактами, которые истекут только 31 марта,
и стремятся их разорвать с минимальными потерями. Поэтому они настаивают, чтобы
новые контракты начинались не с 1 апреля, а с 1 января.

В качестве аргументов в пользу снижения
цен Шень указывает на выросший объем добычи руды и снижение спроса на нее из-за
сокращения производства стали, а также на снижение котировок австралийского
доллара и бразильского реала по отношению к доллару США (цена формируется в
американской валюте). Кроме того, китайские эксперты прогнозируют, что объемы
производства стали в стране в текущем году не превысят уровня 2008 года, а
следовательно — спрос на руду расти не будет.

Однако горнорудные компании
утверждают, что экономика Китая восстановится уже во втором полугодии, а значит
— спрос и цены на сталь пойдут на подъем. При этом Vale соглашается снизить
цены на 10%, а австралийские компании не согласны и на это. Причем BHB Billiton
настаивает на индексации базовых цен в соответствии с тенденциями спотового рынка.
И разумеется, “большая тройка” всячески затягивает переговоры в надежде, что
уже весной ситуация начнет изменяться в их пользу.

И не зря. Азиатские сталелитейные
компании постепенно исчерпывают свои запасы и возвращаются на спотовый рынок.
Соответственно, спотовые цены немного выросли и к середине февраля, по данным
аналитиков CLSA Asia Pacific Markets, уже были всего на 15% ниже контрактных.
По сравнению с октябрем спотовые цены повысились на 33%, 84,5 доллара за тонну,
поскольку в январе китайские запасы руды сократились на 22% по сравнению с
сентябрем 2008 года, а фрахтовые ставки — удвоились. Правда, к концу февраля
спотовые цены на индийскую руду опять пошли на спад, так что краткосрочные
прогнозы пока неопределенны.

Однако горнорудные компании рассчитывают,
что китайская инвестиционная программа (4 трлн. юаней), направленная на
стимулирование экономики, приведет к росту заказов на стальную продукцию. В
этой ситуации акции Vale, Rio Tinto и BHP Billiton, обеспечивающих 75% мировой
добычи руды и поставляющих в Китай 20% своей продукции, подскочили более чем на
50% по сравнению с минимумом 2008 года.

Аналитики инвестиционного банка
Goldman Sachs написали в своем обзоре: “Появились признаки перехода рынка на
восходящую ветвь цикла. Увеличилась вероятность, что переговоры по железной
руде закончатся меньшим снижением цен, чем предсказанные нами ранее 30%”.
Однако Чарлз Кернот, аналитик Evolution Securities, говорит: “Хотя Китай играет
важную роль в формировании спроса на железную руду, эта страна все же представляет
только часть мирового рынка стали. Когда такие компании как Honda сокращают
производство и закрывают заводы, это невозможно игнорировать”. Это мнение
разделяют многие аналитики: в соответствии со средней оценкой, полученной в
результате опроса двенадцати экспертов горнорудной промышленности, поставщикам
ЖРС придется снизить цены на 30%. При этом аналитик сталелитейной отрасли Лю
Джиаджунь считает, что рынок ЖРС превратился в “рынок покупателя” и останется
таким в ближайшие 3-5 лет.

В этой ситуации австралийская
группа Rio Tinto, второй по величине производитель ЖРС, прекратила переговоры с
китайскими покупателями “до улучшения рыночных условий”. Управляющий директор
Rio Tinto China Энтони Лу сообщил в своем интервью журналу Caijing, что, скорее
всего, ценовое соглашение будет заключено после мая: “Мы надеемся, что через
несколько месяцев ситуация нормализуется, и мы сможем договориться с китайскими
заказчиками на более выгодных условиях”. Возможно, другие члены “большой
тройки” последуют примеру Rio Tinto: все производители руды не желают прерывать
тенденцию, в ходе которой цены на ЖРС увеличились в пять раз, начиная с 2001
года. Но, похоже, у покупателей на руках более крупные козыри.

Галина РЕЗНИК, УкрПудПром.