Позиция Профсоюза работников морского транспорта Украины по поводу экономического кризиса

2009-01-19 16:01:17

Выступление председателя ПРМТУ Михаила Киреева на Президиуме Центрального Совета ПРМТУ.

Ситуация, которая сложилась в
Украине в связи с мировым финансовым кризисом, является угрожающей для развития
экономики, и уже негативно отразилась на работе отечественных предприятий
основных отраслей экономики.

В IV квартале 2008г. по данным
Госкомстата, зафиксировано падение промышленного производства в 10 из 12
ведущих отраслей отечественной экономики. Общие темпы сокращения промышленного
производства в октябре 2008г. составили 19,8 %.

Падение производства приобретает
динамичный характер. Так, до конца 2008 года эксперты прогнозируют дальнейшее
снижение:

-в металлургической промышленности
на 40-60 %;

-в химической промышленности на
19,2 %;

-в перерабатывающей промышленности
на 21,1 %.

Фактически остановлено
производство в строительной промышленности, где прогнозируется сокращение 80
тыс. работающих. Это автоматически потянет за собой увольнение более 400 тыс.
наемных работников в смежных строительству отраслях.

Несмотря на нестабильную ситуацию
на основных товарных рынках Украины, работа предприятий и организаций морского
транспорта остается позитивной.

За 9 месяцев 2008г. морскими торговыми
портами достигнут рекордный показатель по переработке грузов по сравнению с
соответствующим периодам, последних 3-х лет, который составил 101,4 млн. тонн.

Обеспечена стабильная позитивная
динамика увеличения переработки экспортных, импортных и транзитных грузов.

Темп роста грузопереработки
морских торговых портов составил около 9,5 %, в то же время объемы переработки
портов южного бассейна Российской Федерации увеличены лишь на 0,6 %. Наибольших
показателей по переработке грузов удалось достигнуть следующим морским торговым
портам:

Одесский – свыше 26 млн. тонн;

Южный – свыше 16 млн. тонн;

Мариупольский – 12,6 млн. тонн и
др.

За 9 месяцев этого года
предприятиями морского транспорта на 29 % увеличены доходы по сравнению с
аналогичным периодом 2007 года, сумма которых составила свыше 6,1 млрд. грн.

Более чем на 40 % по сравнению с
уровнем 9 месяцев прошлого года увеличены показатели полученной чистой прибыли,
общая сумма которой по отрасли составила свыше 533 млн. грн.

Среднемесячная заработная плата
одного штатного работника предприятий отрасли составила 2 712 грн, что на 687
грн или на 34 % больше, чем за 9 месяцев 2007 года.

Таким позитивным изменениям
способствовали решения правительства и Минтранссвязи в части проведения
эффективной тарифной политики. Необходимо отметить, что и наш Профсоюз активно
участвовал в работе по совершенствованию отраслевой тарифной политики.

Так, с целью скорейшего введения в
морских торговых портах новых ставок сборов за услуги судам загранплавания и
тарифов на погрузочно-разгрузочные работы, представители первичных профсоюзных
организаций портов пикетировали в марте этого года Министерство экономики
Украины в г. Киеве, которое необоснованно затягивало сроки согласования этих
сборов и тарифов.

В результате совместных действий
Минтранссвязи и Профсоюза приказом Минтранссвязи от 26.06.2008г. № 772 до конца
текущего года на 58 % будут увеличены ставки сборов и выплат за услуги, которые
предоставляются судам загранплавания в портах Украины. Прогнозным показателем
вышеуказанного приказа будет увеличение доходов морских торговых портов от
данного вида услуг на сумму более 130 млн грн.

Приказом Минтранссвязи от
26.06.2008 г. № 773 предусмотрено также увеличение тарифов на комплекс работ,
связанных с обработкой грузов в портах на 44 %. Повышение тарифов на данный вид
услуг позволит портам до конца этого года увеличить доходы на сумму более 260 млн.
грн.

По прогнозным оценкам, до конца
этого года предприятиями морского транспорта будет получено около 7 млрд. грн
доходов. Чистая прибыль предприятий морской отрасли увеличится до 500 млн. грн.

Однако падение производства
ожидается и на предприятиях транспорта и в том числе на предприятиях морского
транспорта. По этой причине уже сегодня на некоторых предприятиях нашей отрасли
вводятся сокращенная рабочая неделя и отпуска без оплаты, замораживается
заработная плата, социальные льготы и компенсации.

Ситуация, «которая сложилась» в
Украине, обусловлена как влиянием мирового экономического кризиса, так и
внутренними причинами, среди которых, прежде всего, нужно выделить:

-низкий профессионализм
украинского топ-менеджмента, как в лице Президента Украины, премьер-министра,
председателя НБУ, так и руководителей мощных украинских промышленно-финансовых
групп, которые контролируют сегодня 87 % промышленных предприятий страны
(Систем Кепитал, Индустриальный Союз Донбасса, East one-Интерпрайп, «Приват» и
«Энергетический стандарт»);

-техническая изношенность,
технологическая отсталость и высокая энергоемкость основных производственных
фондов, а также низкий профессионализм специалистов, которые вынуждены работать
на устаревшем оборудовании;

-политика необоснованного
социального популизма Правительства, когда повышение заработной платы и
социальных выплат на протяжении последних лет превышало рост производительности
труда;

-увеличение гривневой массы (по
статистическим данным с мая 2007 года по май 2008 года объем денежной массы
вырос на 52 %), осуществлялось для удовлетворения интересов украинских
импортеров и спекулятивного капитала;

-коррумпированность
государственного бюрократического аппарата и др. Следует отметить, что главной
причиной финансово-экономического кризиса в стране являются финансовые долги
украинских бизнес-структур (долгосрочные и краткосрочные банковские кредиты).

 

С целью предупреждения негативных
последствий финансового кризиса Президентом Украины и Кабинетом Министров
Украины на протяжении октября-ноября 2008г. в Верховную Раду Украины было
внесено целый ряд законопроектов. Проведенный специалистами ФПУ анализ данных
законопроектов выявил в них большое количество норм, которые нарушали
конституционные права граждан и были направлены на снижение их жизненного
уровня, а именно:

 

-отмена нормы закона о Госбюджете-2008
о повышении размера минимальной заработной платы с 1 декабря 2008г. до 605 грн.
в месяц;

-перенос срока установления
минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума для трудоспособных
лиц с 1.01.2009г. на 01.01.2011г.;

-предоставление права Кабинету
Министров Украины осуществлять перераспределение размеров страховых взносов
между Фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного
страхования в рамках общего размера страховых взносов, которые вносятся в эти
фонды согласно действующему законодательству;

-установление нормы об утверждении
бюджетов Фондов общеобязательного государственного социального страхования на
2009-2010 годы исключительно Кабинетом Министров Украины;

-предоставление дополнительных
прав Кабмину на установление размеров социальных выплат, которые согласно
законодательству определяются в зависимости от размера прожиточного минимума и
минимальной заработной платы;

-установление права банкам без
каких-либо судебных процедур и без решения суда взыскивать с заемщиков
имущество, которое предоставлялось банкам в качестве обеспечения кредита;
предоставление права органам местного самоуправления пересматривать тарифы ЖКХ
при изменении цен на энергоносители;

-установление моратория на
безоплатное предоставление жилья гражданам;

– отмена ряда льгот для
чернобыльцев, ветеранов войны, ветеранов труда, участников боевых действий,
инвалидов;

-увеличение ставок отдельных
налогов и сборов.

 

В результате проведенной ФПУ
работы в принятом 31 октября 2008г. Верховной Радой Законе Украины «О
первоочередных мерах по предупреждению негативных последствий финансового
кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины»
отсутствуют негативные нормы, которые имели место в вышеуказанных
законопроектах Президента Украины и Кабмина.

На основании вышеизложенного можно
сделать вывод о том, что нынешнюю ситуацию последовательно создавали политики и
бизнесмены. Мировой финансовый кризис только ускорил негативные процессы,
которые назревали в Украине на протяжении последних лет.

Наемные работники предприятий,
организаций и учреждений Украины, в т.ч. морского транспорта, возмущены тем,
что уплаченные ими налоги используются для спасения от банкротства тех, чья
жадность, безответственность и злоупотребления властью привели к финансовому
кризису, затормозили развитие экономики, поставили под угрозу деятельность
тысяч предприятий, организаций и учреждений.

 

Позиция Профсоюза работников
морского транспорта Украины в отношении действий государственных органов власти
и, прежде всего, в отношении Министерства транспорта и связи Украины в условиях
финансового кризиса заключается в следующем:

 

1.Платформой для социального
диалога Профсоюза с органами власти, в т.ч. с Минтранссвязи в вопросах
минимизации и преодоления негативных последствий финансового кризиса являются
следующие вопросы:

-сохранение предприятий морского
транспорта Украины;

-сохранение кадрового потенциала;

-недопущение незаконного снижения
уровня оплаты труда работников предприятий морского транспорта.

 

2.Инструментом для минимизации и
преодоления финансового кризиса может быть выработка совместных действий и
конкретных обязательств Сторон социального партнерства, а именно:

-процесс социального диалога
должен быть прозрачным, гласным и совещательным;

-нормы, которые урегулированы
Генеральным и Отраслевым соглашениями и коллективными договорами, могут быть
уменьшены только на основе законодательства и согласованных решений Сторон;

-сохранение рабочих мест и
квалифицированных кадров;

-выплата заработной платы в
размерах и в сроки, предусмотренные законодательством и коллективными
договорами.

 

3.Нежелание Минтранссвязи вести
социальный диалог с Профсоюзом будет являться сигналом для задействования всех
имеющихся правовых и организационных рычагов для недопущения или минимизации
негативных последствий кризиса при:

– массовых увольнениях работников;

– снижении уровня заработной платы
работников;

– несвоевременной выплате
заработной платы.

Источник: Украинская транспортная
газета "Моряк"