В.Бабич напишет книгу об истории строительства авианесущих кораблей в Николаеве

2009-01-14 15:01:19

В декабре прошлого года автор книг «Наши авианосцы» и «Город святого Николая и его авианосцы» Валерий Бабич посетил Санкт-Петербург. Цель этой поездки – сбор материала для новой книги об авианесущих кораблях.


МБН: Валерий Васильевич, расскажите подробнее о вашей будущей
книге?

В.Бабич: После первых двух книг об авианосцах я решил в
следующей книге больше рассказать о людях, которые проектировали, строили эти корабли
и служили на них.

МБН: За воспоминаниями этих людей вы и ездили в
Россию?

В.Бабич: Да, моя задача – через автобиографии людей, рассказать
о времени, в котором мы жили и работали, о кораблях, которые создавали. Новая
книга, как и две предыдущие, будет основываться только на фактах.

Я собираю информацию и в Николаеве, где живут судостроители,
и в С-Петербурге, где проектировались эти корабли и где была сосредоточена вся
судостроительная наука. Примерно 70 процентов вооружения и другой техники для
авианосцев поступало из России и из других республик бывшего Союза.

Я уже не говорю об авиации, которая полностью создавалась
в России. В подмосковном городе Жуковском размещался знаменитый
Летно-исследовательский институт Министерства авиационной промышленности (ЛИИ
МАП), в котором испытывались и доводились до совершенства все наши самолеты.
Некоторые из участников проектирования и строительства авианосцев уже давно находятся
за рубежом, но я стараюсь и с ними поддерживать связь.

МБН: С кем вы встречались в С.-Петербурге?

В.Бабич: В С.-Петербурге я встречался с Аркадием
Борисовичем Мориным, главным конструктором атомного авианосца проекта 1160. Но этот
проект не был в свое время реализован, он оказался слишком грандиозным даже для
СССР.

В последующие годы проект 1160 несколько упростили и на
его основе разработали новые проекты – 11435, по которому были построены
авианосцы «Адмирал Кузнецов» и «Варяг», и проект 11437, по которому строился «Ульяновск».

Также я встречался с Борисом Васильевичем Шмелевым – последним
главным конструктором нашего четвертого авианесущего крейсера «Баку»,
переименованного в впоследствии в ТАКР «Адмирал Горшков». Он сейчас
переоборудуется в Северодвинске на заводе «Севмаш» в индийский авианосец «
Vikramaditya».

Нужно сказать, что Невское ПКБ из С.-Петербурга (тогда
– Ленинграда) спроектировало все наши авианосцы. Встречался я и с Андреем
Михайловичем Васильевым, начальником отдела ЦНИИ имени академика А.Н.Крылова.
Этот институт участвовал вместе с военными институтами в разработке
тактико-технических заданий на авианосцы и определял всю идеологию проектирования
этих кораблей.

МБН: А с военными встречались?

В.Бабич: В будущей книге я решил написать и о первых
командирах наших авианосцев, о тех, кто принимал эти корабли на вооружение от
Черноморского завода. Так я встретился в С.-Петербурге с первым командиром
«Баку» Виктором Федоровичем Лякиным, и первым командиром «Минска» Виктором
Александровичем Гокинаевым. Они оба уже контр-адмиралы. Черноморский завод
построил семь авианесущих крейсеров.

Это противолодочные крейсеры-вертолетоносцы (ПКР) «Москва»
и «Ленинград», а также тяжелые авианесущие крейсеры (ТАКР) – «Киев», «Минск»,
«Новороссийск», «Адмирал Горшков» и «Адмирал Кузнецов». С командирами этих
кораблей я постараюсь встретиться при подготовки рукописи новой книги. Строительство
еще двух кораблей – ТАКР «Варяг» и авианосца нового поколения с атомной
энергетической установкой – «Ульяновск», было прекращено в высокой степени
готовности из-за распада Советского Союза.

МБН: Вы еще планируете поездки в Россию?

В.Бабич: Да, придется еще съездить. Нужно встретиться
с конструкторами, с моряками и летчиками с поставщиками основного оборудования.
Многие из них живут в Москве, С.-Петербурге, в других городах. В Казахстане,
например, живет летчик-испытатель, Герой Советского Союза Токтар Аубакиров,
первым посадивший в 1989 году самолет МиГ-29К на ТАКР «Адмирал Кузнецов»,
сейчас он военный советник президента Норсултана Назарбаева. Никакие письма не
могут заменить личных встреч, интервью, во время которых человек раскрывает свой
характер и может стать более откровенным.

МБН:  По вашему
мнению, самые интересные воспоминания об авианосцах вы уже собрали или это еще впереди?

В.Бабич:  Почти
все, что происходило при строительстве авианесущих кораблей, мне известно. А
вот воспоминания у каждого человека свои, разные. Каждая встреча приносит
что-то новое, и чем их будет больше, тем лучше.

В интервью, которые я провел, меня поразила та легкость
и уверенность, с которой брались за очень трудные и ответственные задачи наши конструкторы,
судостроители, а при эксплуатации кораблей – военные, моряки и летчики.

МБН:  В новой
книге о людях технических характеристик кораблей будет меньше чем в предыдущих
книгах?

В.Бабич: Меньше, но незначительно. Рассказывая о людях,
которые создавали авианосцы, невозможно не показать масштабы технических задач,
которые они решали.  Да и читателям
интересно читать не только о людях, но и о сложнейшей технике, которую они
создавали. А это значит, что нужно в полной мере рассказать и о кораблях.

МБН:  Открылись
ли для вас новые бывшие военные тайны тех времен?

В.Бабич: Конечно, в каждом из интервью я многое для
себя открываю, но не секреты. Прошло много лет, и их давно уже в этой тематике
нет. Техника быстро ушла вперед, и прошлые технологии и конструктивные решения уже
не актуальны. Кроме того, не забывайте, что три из построенных нами авианосцев
находятся в Китае.

Два продала Россия и один – Украина. При строительстве
этих кораблей самые большие секреты были связаны с электронными технологиями. Последние
наши разработки в этой области для «Адмирала Кузнецова» делались в начале
1980-х годов. Стоит отметить, что мы уже тогда отставали от Запада примерно на
15 лет в радиоэлектронном вооружении.

А за последние 25 лет создание высокоточного оружия
шагнуло настолько вперед, что те наши технологии давно устарели. Посмотрите на современные
компьютеры и вспомните, что их новейшие образцы устаревали иногда всего в
течение полугода. Тоже самое происходило и системами радиоэлектронного вооружения.
Ведущие военные державы в области радиоэлектронных вооружений и создания
высокоточного оружия давно ушли вперед, а Россия, как показала война с Грузией,
осталась в этой области на уровне 1980-х годов. Да и Украина находится в том же
положении.

МБН: В будущей книге будет звучать идея о былом
величии того государства, в котором создавались авианосцы?

В.Бабич: Могу отметить, что в общении с конструкторами
и военными я ни разу не услышал, что «вот раньше какие корабли строили, а
сейчас ничего не могут!». Действительно, судостроительная промышленность и на
Украине, и частично в России находится в упадке. В то же время я верю, что
молодое поколение пойдет гораздо дальше, чем предыдущее. Так всегда было в
истории, так будет и на этот раз.

Только вот когда это произойдет? Один мой знакомый,
когда мы обсуждали этот вопрос, напомнил мне стихи русского поэта Николая Некрасова:
«Жаль только жить в эту пору прекрасную, уж не придется ни мне, ни тебе». Но я
оптимист, и пишу книги не только для нынешнего, но для будущих поколений. На
одной из фотографий в книге «Город св.Николая и его авианосцы», трое молодых
людей на фоне «Адмирала Кузнецова», стоящего на рейде, увлеченно чертят на
доске контуры будущего корабля. А подпись под фотографией гласит: «На смену
придут другие, моложе и лучше нас!». В этом моя позиция.

МБН: Сколько вы планируете писать новую книгу?

В.Бабич: Чтобы написать хорошую книгу, нужно минимум три-четыре
года. К примеру, первую книгу «Наши авианосцы» я писал пять лет, на вторую
книгу «Город Святого Николая и его авианосцы» ушло четыре года.

Справка: Валерий Бабич – один из главных конструкторов
авианосцев, которые строил ЧСЗ. В 1979 году он был назначен начальником
конструкторского бюро по всем кораблям на ЧСЗ. Результатом воспоминаний о
походах на авианосцах «Новороссийск» (вокруг Европы в мае-июне 1983 года) и
«Баку» (в Средиземном море и Северной Атлантике летом и осенью 1988 года) стала
книга «Наши авианосцы». 

Первая книга Валерия Бабича о николаевской
журналистике вышла в 2002 году.

Вторая – «Наши авианосцы» вышла в 2004 году и
выдержала три издания.

Третья книга, «Город Святого Николая и его авианосцы»,
вышла в 2007 году и за прошедшие полтора года была уже трижды переиздана.