Как боролись с пиратами в СССР

2008-11-24 09:31:20

В обстановке строжайшей секретности в СССР была разработана и проведена крупная антипиратская операция.

"Быстрый" и
"Смелый" начали преследование пиратов, но смогли догнать их лишь в
территориальных водах Мадагаскара. Эсминцы открыли огонь на поражение. Два
пиратских судна были уничтожены артиллерийским огнем, а третье судно, получив
прямое попадание 100-мм снарядом в машинный отсек и потеряв ход, было взято
эсминцами на абордаж. Пираты в ходе этой операции потеряли убитыми более 60
человек.

Во время прохождения службы на
Тихоокеанском флоте (это было в середине 80-х годов), во время политзанятий,
наш заместитель командира по политической части вместо скучных и никому
ненужных рассказов о политике рассказывал нам, 18-летним мальчишкам, немало
интересного о современных пиратах. Благо, у него самого был богатый опыт боевых
столкновений с пиратами. Одна из таких историй, кстати, была посвящена
событиям, которые вдохновили "киношников" на создание фильмов
"Пираты 20 века" и "Тайны мадам Вонг".

После окончания второй мировой
войны мир оказался разделен на две части: социалистическую и капиталистическую.
Фактически эти два полюса ассоциировались (и вполне справедливо
ассоциировались) с двумя крупнейшими государствами того периода — США и СССР.
Скрытая вражда между этими двумя гигантами не утихала ни на миг, перерастая
время от времени в локальные боевые столкновения (впрочем, у политиков и
военных хватило ума, дабы не доводить мир до полного уничтожения). Стремясь
распространить свою сферу влияния на как можно большую территорию, лидеры этих
двух государств не брезговали никакими политическими или военными средствами. В
числе этих средств были и пираты.

Джентльмены удачи использовались
спецслужбами для нанесения удара по экономике выбранной страны, как
предупреждение, что в случае дальнейшего упорства последствия могут быть
намного хуже. Как правило, этот намек понимали прекрасно, и страна-жертва шла
на определенные уступки. Взамен, пиратам гарантировалась неприкосновенность и
содействие в их черных делишках. Вместе с тем, пираты прекрасно отдавали себе
отчет в том, что отступничество (куда входило и нападение на суда СССР или США)
будет караться немедленно и без проволочек. Несколько операций, проведенных
спецслужбами СССР и США против таких отступников, привела к тому, что негласный
договор между пиратами с одной стороны и СССР и США с другой, соблюдался
безоговорочно до конца 70-х годов 20 века.

В конце 70-х ситуация изменилась.
Лидерами у пиратов стали новые люди — молодые, голодные и злые. Они не считали
нужным связывать ничего незначащими условностями. Они еще не до конца понимали,
что <золотые> времена пиратской безнаказанности, когда можно было
выпотрошить богатый корабль и свалить свою на других, уже прошли, что с помощью
новейших систем наблюдения и связи, спутников-разведчиков и других современных
технологий выследить и уничтожить любого из них было лишь делом техники.
Последовали ряд нападений на суда крупнейших мировых держав. Ответная реакция
не заставила себя ждать.

В обстановке строжайшей
секретности в СССР была разработана и проведена крупная антипиратская операция
(ЦРУ проводило в это же время свою операцию против пиратов и о ее деталях
замполит нам не рассказывал). Ядром ударной группы советских кораблей,
подготовленных для проведения этой операции, стали специально подготовленные,
небольшие торговые суда. Коренным их отличием стало то, что на них были
установлены и тщательно замаскированы несколько 100-мм и 76-мм орудий, а также
небольшие ракетные установки. В случае опасности, в течение нескольких секунд,
орудия и ракетные установки (по команде из рубки) приводились в боевое
состояние, а само судно превращалось из беззащитной добычи в грозный боевой
корабль.

Экипаж этих кораблей состоял
исключительно из офицеров спецназа КГБ, морской пехоты и ВМС СССР. Когда все
приготовления были закончены, корабли направились в различные уголки планеты,
где пираты проявляли наибольшую активность. Прибыв к месту назначения команды
приступали к выполнению основной задачи. Схема боя была проста. Как только к
кораблю на расстояние прицельного выстрела приближался пиратский корабль, а
команда пиратов готовилась взять судно на абордаж, неожиданно для пиратов на
облюбованной добыче взвивался флаг ВМС СССР (до этого судно шло под флагом
третей страны). Пока ошарашенные пираты пытались понять, что и как, на
судне-ловушке приводились к бою орудия и ракетные установки, звучал выстрел
и…

Дальнейшее, я думаю, понятно.
Всего, по неполным данным, советскими кораблями-ловушками в различных регионах
планеты было уничтожено и взято на абордаж более 10 пиратских судов. Финальным
аккордом операции стало совместное появление советских и американских боевых
кораблей (уже настоящих, не суден-ловушек) возле мест наибольшей активности
пиратов. Пираты были не настолько глупы, дабы не понять какая реальная
опасность им угрожает и предпочли договориться. Несколько пиратских главарей
были найдены мертвыми в своих логовах (ходили слухи, что здесь не обошлось без
вмешательства разведслужб), нападения на суда стран НАТО и Варшавского договора
прекратились. Но КГБ и ЦРУ не успокоились на достигнутом.

Периодически, благодаря
разведывательной информации, добытой спецслужбами, советские и американские
боевые корабли напоминали пиратам о том, что ждет их, если они осмелятся
нарушить условия негласного договора. Так, 1981 году советский крейсер атаковал
пиратов в Карибском море, уничтожив 2 пиратских корабля. Двумя годами позже
советскими боевыми кораблями было уничтожено несколько пиратских кораблей в
Индонезии. В 1984 году американским крейсером, все в той же Индонезии, было
уничтожено 5 пиратских судов. Но были и случайные победы, когда боевые корабли
заставали пиратов во время захвата добычи. При всей малой вероятности, такие
события происходили довольно таки часто.

В 1981 году, близ Мадагаскара
находилась советская военная эскадра Тихоокеанского флота. В одну из темных,
безлунных ночей советскими радистами был получен сигнал СОС от французского
торгового судна, также находившегося близ Мадагаскара. Радист
"француза" успел передать координаты судна и сообщить, что судно
подверглось нападению пиратов. Затем связь прервалась. Хотя судно принадлежало
к враждебному лагерю, сыграла свою роль морская солидарность, и советское
командование отправило на помощь французам крейсер и два эсминца —
"Быстрый" и "Смелый". Хотя от советской эскадры до
французского судна было около 40 морских миль, советские корабли подоспели
весьма кстати: пираты, очистив трюмы "француза" от наиболее ценного
груза, кассу корабля и карманы команды от наличных денег, как раз пробили в
судне пробоину ниже ватерлинии и направились в сторону Мадагаскара.

"Быстрый" и
"Смелый" начали преследование пиратов (крейсер остался помогать
французам), но смогли догнать их лишь в территориальных водах Мадагаскара.
Приказы остановиться и предупредительные выстрелы пираты проигнорировали, и
тогда эсминцы открыли огонь на поражение. Два пиратских судна были уничтожены
артиллерийским огнем, а третье судно, получив прямое попадание 100-мм снарядом
в машинный отсек и потеряв ход, было взято эсминцами на абордаж. Пираты в ходе
этой операции потеряли убитыми более 60 человек, около 50 попали в плен и их
дальнейшая судьба покрыта пылью и мраком спецархивов КГБ (хотя из просочившейся
информации стало известно, что захваченных в плен пиратов покрывали спецслужбы
Германии).

В следующем году индонезийские
пираты захватили близ одного из островов в Индонезии аргентинское судно, шедшее
под панамским флагом. Но пираты не успели насладиться грабежом захваченного
судна: на горизонте показались вымпелы двух американских фрегатов, направленных
в данный район для проведения разведки. Эта встреча была неожиданна как для
пиратов, так и для американских военных. Первыми пришли в себя американцы (что
неудивительно) и заблокировали пиратам выход из залива. Командующий
американской эскадрой отдал морским пехотинцам приказ готовиться к операции по
захвату пиратов.

Но пираты к этому времени тоже
успели прийти в себя: видя, что крышка люка захлопнулась и деваться им некуда,
пираты захватили членов экипажа аргентинского судна в заложники и пригрозили
американцам, что убьют их, если те не выпустят их из залива. Многочасовые
переговоры ни к чему не привели, и американцы вынуждены были выпустить пиратов
(которые прикрывались захваченными заложниками как щитом) из залива. Но пираты
опять просчитались.

Пока длились переговоры, пока
пираты поднимали якорь и шли к выходу из залива, наступила ночь.
Воспользовавшись опустившейся на море темнотой, американские боевые пловцы из
спецподразделения морской пехоты скрытно подобрались к пиратскому судну,
проникли на него и в считанные секунды захватили судно, убив нескольких
пиратов, захватив в плен всех остальных и освободив заложников.

Судьба захваченных пиратов, как и
в предыдущем случае, также окутана мраком — ЦРУ тоже умело хранить тайны. К
сожалению (а может и к счастью), моя служба на Тихоокеанском флоте продлилась
менее года — как раз вышло постановление (многие военнослужащие моего возраста,
наверняка помнят об этом постановлении) об увольнении всех студентов высших
учебных заведений, обучавшихся на дневных отделениях (я как раз учился в
Киевском государственном университете, откуда и был призван в армию) в запас и
я, будучи снятым перед самым походом с корабля (а то прослужил бы на подлодке
еще не менее полугода), отправился домой. Это, в значительной мере, помешало
мне услышать от нашего замполита много других, не менее интересных и
увлекательных историй о пиратах современности.

источник: cripo.com.ua