Украина предлагает изумительный сервис, – И.Урбанский

2008-11-21 16:31:54

Место Украины на карте мира обеспечивает ей статус крупнейшего транзитного государства.

Вместе с тем, существующий потенциал железных дорог и морских портов не реализован в полной мере, сообщает ЛІГАБізнесІнформ.

О том, закупорят ли "кровеносные сосуды" отечественной экономики, роль которых выполняет транспортная система, "тромбы" под названием "украинская бюрократия" и "финансовый кризис", говорил с заместителем Министра транспорта и связи Украины Игорем Урбанским.

Игорь Анатольевич, известно, что Украина является государством с потенциалом в сфере транзитных перевозок.

Какие законодательные инициативы и технические особенности препятствуют более качественной реализации возможностей в этом сегменте экономики?

Украина – страна с большим транзитным потенциалом. И я бы не сказал, что этот потенциал не используется. Он используется, просто есть хорошая пословица: "Лучшее – враг хорошему".

Транзитный потенциал Украины всегда будет очень высоким: так Бог сделал, что наша страна всегда будет привлекательной.

Поймите: потенциал существует: есть движение, если мы же его исчерпаем – мы остановимся. Чтобы жить, надо двигаться – это закон общества.

Нужно сказать, что в Украине железнодорожная сеть – вторая в Европе после Великобритании, и мы ее сейчас эффективно используем. Конечно, и там есть свои проблемы, но они всегда есть в транспортной системе любой страны.

Я считаю, что главной сложностью, "узким местом" в использовании коэффициента транзитности страны являются наши порты.

В транспортной системе любой страны всегда найдутся проблемы, но в Украине самым сложным элементом остаются портовые контейнерные перевозки.

Украина получила в наследство от СССР систему контейнерных перевозок на этапе зарождения и, безусловно, сейчас мы отстаем от мировых стандартов в сфере контейнерного транзита грузов, которые выросли за последние годы.

Однако, даже когда мы сможем использовать ресурсы нашей системы на 100%, – найдутся новые возможности и новые резервы для развития отрасли.

Главное транспортное ведомство планирует развивать систему терминалов?

Нынче мы отстаем в мощности наших контейнерных терминалов, однако не стоим на месте. На все нужно время. Для строительства одного терминала требуется 3 года: 1,5 года уходит на "бумажную работу", получение прав на строительство и разработку проекта, еще 1,5 года – на завершение первой очереди строительства терминала любой сложности.

Например, работу по строительству контейнерных терминалов в Ильичевском порту Министерство транспорта и связи Украины начало два года назад. "Укртрансконтейнер" завершил модернизацию причалов N3 и N4 в Ильичевском морском торговом порту. Построили контейнерный терминал на причале N29/1 в Одессе.

В Министерстве транспорта сейчас рассматриваются восемь новых инвестиционных проектов, три из которых – именно строительство контейнерных терминалов: на Карантинном молу в акватории Одесского порта, два в Ильичевском порту – мощностью до 800 тыс. и 1 млн. 200 тыс. TEU год.

Кроме привлечения внешних инвестиций для стимулирования развития транспортной инфраструктуры, существуют ли в Украине технологии и специалисты, которые могут осуществить данные проекты?

Безусловно, такие возможности у нас имеются. В качестве примера можно назвать уникальный проект Очаковского порта на 50 млн. т мощности грузооборота и на 2,5 млн. TEU контейнеров, который создавался нашими инженерами и технологами и полностью осуществлен усилиями украинского бизнеса и ученых. У нас есть все технологические, инженерные и технические возможности. И, если бы не кризисная ситуация в экономике в целом, наша отрасль в части развития транзита через два года вышла бы на качественно новый уровень.

 

 

 

Возможно ли появление в Украине частных портов?

На сегодняшний день в нашем государстве частных портов не существует. В дальнейшем – в соответствии со стратегией развития портов, принятой Кабинетом Министров Украины (распоряжение "Об одобрении Стратегии развития морских портов Украины на период до 2015 года" – ред.), создание в стране частных портов не предусматривается.

Государство всегда будет владеть акваторией, фарватерами, системами ограждения и гидротехнической защиты акватории порта, подъездными автомобильными и железнодорожными путями, причалами, землей, которая принадлежит государству и управляется портом.

Можно арендовать прилегающие территории порта на основе концессии – сроком от 35 до 49 лет, но по истечении этого периода терминал возвращается в собственность государства. Украинские порты берут в качестве модели развития пример ведущих портов Европы: Роттердам, Антверпен, Марсель.

Мы выходим на уровень европейских стандартов портовых отношений.

 

 

 

Каковы перспективы развития рынка логистики в Украине и смогут ли отечественные компании расширить свое присутствие на международном транспортном рынке?

 

 

 

Если раньше логистика выполняла задание доставки грузов в место назначения, то сейчас этот продукт глобализации экономики стал цельной структурной цепью взаимоотношений между государствами. Логистические компании разных стран вступают в пулы либо в отношения совместной деятельности для обеспечения наиболее эффективной доставки грузов. В Украине существует интермодальный поезд "Викинг", входящий в международный транспортный проект, который соединяет Ильичевск и Клайпеду (Литва). Планируется подключение к проекту портов в Грузии (Поти, Батуми) и Турции, владеющей вторым по величине в Европе автомобильным парком. Сотрудничество с Турцией более перспективно в связи с большой концентрацией грузопотока, и представители турецкой стороны заинтересованы в быстрой и качественной доставке грузов в Европу. Украина может предложить изумительный сервис. Например, из порта Самсун (черноморское северное побережье Турции) пароходом можно доставить груз в Ильичевск, и далее по транспортному коридору "Викинг" до Клайпеды, и далее в Северную Европу.