2008-11-21 09:01:54

Кризис нанес по борту мировым круизным компаниям ощутимый удар. Вопрос в том, кто быстрее починит пробоины.

Ведущие международные круизные компании Carnival и Royal Caribbean Cruises объявили на этой неделе о том, что не будут выплачивать дивидендов своим акционерам по итогам третьего квартала 2008 года. Причина – падение объемов продаж.

Как сказано в сообщении Royal Caribbean, компания продемонстрировала высокие показатели за третий квартал, однако резкое падение продаж в последние недели заставляет ее руководство воздержаться от выплат, чтобы иметь резерв на будущее и удержать компанию в ухудшающихся экономических условиях.

Общий размер дивидендов за год составляет не менее $130 млн. Экономия этой суммы позволит компании противостоять кризису ликвидности.

Туристический рынок США испытывает серьезное воздействие кризиса: многие компании этого сектора экономики – отели, круизные операторы, парки развлечений, казино – сообщили о значительном падении объемов продаж и отрицательном прогнозе на будущий год.

По данным крупнейшей консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, загрузка американских отелей в 2009 году опустится до 58,6%, то есть до уровня 1971 года. На восстановление, считают эксперты, уйдет не менее 3 лет.

Обе ведущие американские и одновременно мировые круизные компании – Carnival и Royal Caribbean Cruises – заявляют как минимум о 15% снижении бронирований на первую половину 2009 года.

Американский аналитик круизного рынка Робин Дидрих говорит, что несмотря на то, что глобальный прогноз спроса на круизный отдых – положительный, в ближайшие месяцы он может упасть еще на 10-20%.

По его словам, круизы, несмотря на их высокую популярность у американских туристов, оказались среди первых жертв нынешнего экономического кризиса.

"Американцы не перестали путешествовать, но подавляющее их большинство сейчас покупают туры в последнюю минуту или на самые ближайшие даты, а также сильно сокращают время отдыха, – сказал агентству "Рейтер" другой эксперт рынка, Роберт Холмс. – Круизы "не вписываются" в кризисное меню американских туристов".

Такое падение спроса может нанести удар по финансовому состоянию ведущих круизных компаний, особенно если учесть, что на волне успешных 2005-2007 годов, они вложили серьезные средства в строительство 35 новых лайнеров на сумму примерно $19 млрд. С появлением этих лайнеров круизная индустрия должна была к 2012 году получить дополнительно 91 тыс. мест.

Новые финансовые реалии уже заставили, например, корпорацию Carnival уйти с европейского рынка. Компания планировала на волне растущего спроса европейцев на круизный отдых увеличить свою долю на местном рынке, предложив низкие цены в долларах. Тем не менее в 2009 году Carnival в Европе уже не будет.

В Европе также зафиксировано падение спроса на отдых, однако в меньшей степени оно коснулось пляжного и круизного туризма.

Причем, выбираясь в теплые пляжные страны, европейцы, в отличие от прежних лет, впервые стали интересоваться в первую очередь отелями all inclusive и теми турами, в которые входит максимум оплаченных услуг. Эти же соображения экономии – в основе их повышенного спроса на круизный отдых, который, по сути, также предполагает систему all inclusive.

Европейские круизные компании, таким образом, оказались, несмотря на кризис, не в худшем положении. Например, ведущая MSC Crociere планирует в этом году не только сохранить свою долю на рынке, но и прирастить ее. Как и некоторые другие круизные компании, она отменила на фоне падения цен на нефть топливный сбор.

Кроме того, MSC Crociere произвела перерасчет всех пакетных цен на будущий год, снизив их минимум на 50-100 евро. Как пишет аналитик рынка Томас Крейдж, компанию можно считать сейчас одной из наиболее устойчивых в круизном мире. У нее устойчивая финансовая подпитка в лице родственной компании, второго по величине в мире грузового морского перевозчика Mediterranean Shipping Company, напоминает он.

Еще одним конкурентным преимуществом MSC Crociere, как считают эксперты, можно назвать новую концепцию лайнеров, которую сейчас реализует эта компания.

Так, в декабре 2008 года будет спущен на воду лайнер нового поколения пассажирского флота MSC Crociere – MSC FANTASIA. Длина 18-палубного лайнера составит 333 м, ширина – 38 метров, а вместимость – 3900 пассажиров и более 1300 членов экипажа.

Здесь компания впервые реализует идею отдельной VIP зоны, согласно которой на нескольких палубах размещается MSC Yacht Club с 99 просторными сьютами, баром, солярием, джакузи, плавательным бассейном, зоной отдыха с большими панорамными окнами на носу корабля, собственными лифтами, своей службой консьержей.

Эксперты считают, что за такой концепцией – будущее, так как она позволяет туристам пользоваться всеми преимуществами массового отдыха, не теряя индивидуальности.

По словам заместителя генерального директора компании "ПАК Групп" Марии Малышевой, которая является приоритетным партнером MSC Crociere в России, у них уже есть бронирования этого лайнера на будущий год.