Речь о паромной переправе
Орловка-Исакча, способной дать реальный толчок развитию еврорегиона «Нижний
Дунай».

Данный проект, предложенный еще в
1997 году компанией «Лимба» (Измаил) и получивший одобрение местных властей, в
последнее время активно поддерживает и румынская сторона. Это тем более
удивительно, что от реализации такой инициативы пострадают экономические
интересы Молдовы.

В течение последних трех лет на
уровне руководителей Одесской области и Тульчинского уезда Румынии были
достигнуты договоренности, и недавно работа над проектом перешла к реальным
шагам. Так, 2 октября был подписан протокол о реализации этого проекта между
главой Ренийской райгосадминистрации Андреем Булгаровым и мэром Исакчи Илие
Петрэ.

А уже 6–7 октября о важности
данного проекта проинформировал участников международной конференции по
проблемам Дунайского региона в Брюсселе председатель Одесского облсовета
Николай Скорик.

Орловка находится на берегу Дуная
напротив Исакчи примерно на полпути между Измаилом и Рени. Расстояние между
двумя паромными комплексами составляет около 1 км, время движения парома 15–20
мин.

В конце 1990-х, когда впервые был
предложен проект Орловка-Исакча, еще существовал оптимальный подъезд к будущему
паромному комплексу. А именно трасса Болград-с. Орловка, по которой танки
Болградской дивизии должны были двигаться к Дунаю (сейчас в Орловке еще
остались бетонные съезды). Причем параметры этой дороги, не пересекающей
населенные пункты, давали возможность использовать ее как взлетно-посадочную
полосу для боевых самолетов.

Сейчас этой трассы фактически
нет. Часть дороги Болград-Орловка была разрушена в целях «борьбы с
контрабандой», поскольку на нее выходит участок территории Молдовы. Украине
пришлось строить новые дороги в обход разрушенных участков. Широкого резонанса
эта проблема не получила, поскольку основное внимание было приковано к передаче
Молдове участка берега на Дунае в с. Джурджулешть. Причем Украина так и не
получила обещанный участок автодороги возле Паланки.

Интересно, что в середине 90-х
одним из определяющих факторов в борьбе с этим проектом называлось влияние
Молдовы. Хотя строительство паромной переправы нанесет ущерб именно Молдове,
которую лишит автотранзита. В настоящее время автотранспортное сообщение между
Украиной и Румынией осуществляется через погранпереходы в Черновицкой и Закарпатской
областях и транзитом через Молдову. Поскольку основной поток автотранспорта
в/из Балканских стран ориентирован на Киев, Центральную и Восточную Украину, а
также Россию и Белоруссию, то очевидно, что новый погранпереход на юге Одесской
области станет самым оптимальным для международных автоперевозчиков. Не стоит
забывать и о факторе нестабильности в Приднестровье.

Новая паромная переправа сократит
маршруты перевозок в Турцию, Грецию, Болгарию, Восточную и Центральную Румынию
на 200–250 км. Планируемая стоимость перевозки на пароме для легкового
автомобиля составит $7–10, для грузового — $20–30, для автобуса — $20. При
движении по существующим вариантам транзита через Молдову дополнительные
расходы для большегрузного автомобиля только на топливо составят не менее
$100–120. Плюс потери времени — не менее 10–12 часов с учетом прохождения двух
границ.

В случае реализации этого проекта
для инвесторов станет интересным строительство автодороги Одесса — Рени.
«Укравтодор» пока только рассматривает возможность строительства этой дороги и
моста через Белгород-Днестровский лиман в обход проблемного участка с Молдовой
на условиях концессии.

Экономических обоснований для
окупаемости этой платной дороги пока не было представлено. Хотя транспортный
поток только грузовых автомобилей достаточно внушителен и составляет около 200
тыс. в год. Так, украинские международные автоперевозчики в 2007 году
осуществили свыше 23 тыс. поездок в этот регион, в том числе в Болгарию — 4327,
в Грецию — 689, в Румынию — 12847, в Турцию — 5481.

Необходимые инвестиции в
украинскую часть проекта составляют всего около $4 млн. В Румынии затраты
оценили намного больше, возможно, потому что рассчитывают на помощь Евросоюза.

Причем в Исакче уже принято
решение о предоставлении в концессию на 50 лет земельного участка в 12 га под
строительство паромного комплекса. В Украине же пока главной угрозой является
неумение отстаивать национальные интересы. Даже с Молдовой.

АЛЕКСАНДР АРБУЗОВ, Центр
досліджень проблем громадянського суспільства

Пока между Румынией и Украиной продолжается тяжба по поводу строительства судового хода Дунай-Черное море, оба государства смогли договориться о подготовке к реализации фактического первого украинско-румынского проекта, способного принести пользу двум странам и нанести ущерб Молдове.

Речь о паромной переправе
Орловка-Исакча, способной дать реальный толчок развитию еврорегиона «Нижний
Дунай».

Данный проект, предложенный еще в
1997 году компанией «Лимба» (Измаил) и получивший одобрение местных властей, в
последнее время активно поддерживает и румынская сторона. Это тем более
удивительно, что от реализации такой инициативы пострадают экономические
интересы Молдовы.

В течение последних трех лет на
уровне руководителей Одесской области и Тульчинского уезда Румынии были
достигнуты договоренности, и недавно работа над проектом перешла к реальным
шагам. Так, 2 октября был подписан протокол о реализации этого проекта между
главой Ренийской райгосадминистрации Андреем Булгаровым и мэром Исакчи Илие
Петрэ.

А уже 6–7 октября о важности
данного проекта проинформировал участников международной конференции по
проблемам Дунайского региона в Брюсселе председатель Одесского облсовета
Николай Скорик.

Орловка находится на берегу Дуная
напротив Исакчи примерно на полпути между Измаилом и Рени. Расстояние между
двумя паромными комплексами составляет около 1 км, время движения парома 15–20
мин.

В конце 1990-х, когда впервые был
предложен проект Орловка-Исакча, еще существовал оптимальный подъезд к будущему
паромному комплексу. А именно трасса Болград-с. Орловка, по которой танки
Болградской дивизии должны были двигаться к Дунаю (сейчас в Орловке еще
остались бетонные съезды). Причем параметры этой дороги, не пересекающей
населенные пункты, давали возможность использовать ее как взлетно-посадочную
полосу для боевых самолетов.

Сейчас этой трассы фактически
нет. Часть дороги Болград-Орловка была разрушена в целях «борьбы с
контрабандой», поскольку на нее выходит участок территории Молдовы. Украине
пришлось строить новые дороги в обход разрушенных участков. Широкого резонанса
эта проблема не получила, поскольку основное внимание было приковано к передаче
Молдове участка берега на Дунае в с. Джурджулешть. Причем Украина так и не
получила обещанный участок автодороги возле Паланки.

Интересно, что в середине 90-х
одним из определяющих факторов в борьбе с этим проектом называлось влияние
Молдовы. Хотя строительство паромной переправы нанесет ущерб именно Молдове,
которую лишит автотранзита. В настоящее время автотранспортное сообщение между
Украиной и Румынией осуществляется через погранпереходы в Черновицкой и Закарпатской
областях и транзитом через Молдову. Поскольку основной поток автотранспорта
в/из Балканских стран ориентирован на Киев, Центральную и Восточную Украину, а
также Россию и Белоруссию, то очевидно, что новый погранпереход на юге Одесской
области станет самым оптимальным для международных автоперевозчиков. Не стоит
забывать и о факторе нестабильности в Приднестровье.

Новая паромная переправа сократит
маршруты перевозок в Турцию, Грецию, Болгарию, Восточную и Центральную Румынию
на 200–250 км. Планируемая стоимость перевозки на пароме для легкового
автомобиля составит $7–10, для грузового — $20–30, для автобуса — $20. При
движении по существующим вариантам транзита через Молдову дополнительные
расходы для большегрузного автомобиля только на топливо составят не менее
$100–120. Плюс потери времени — не менее 10–12 часов с учетом прохождения двух
границ.

В случае реализации этого проекта
для инвесторов станет интересным строительство автодороги Одесса — Рени.
«Укравтодор» пока только рассматривает возможность строительства этой дороги и
моста через Белгород-Днестровский лиман в обход проблемного участка с Молдовой
на условиях концессии.

Экономических обоснований для
окупаемости этой платной дороги пока не было представлено. Хотя транспортный
поток только грузовых автомобилей достаточно внушителен и составляет около 200
тыс. в год. Так, украинские международные автоперевозчики в 2007 году
осуществили свыше 23 тыс. поездок в этот регион, в том числе в Болгарию — 4327,
в Грецию — 689, в Румынию — 12847, в Турцию — 5481.

Необходимые инвестиции в
украинскую часть проекта составляют всего около $4 млн. В Румынии затраты
оценили намного больше, возможно, потому что рассчитывают на помощь Евросоюза.

Причем в Исакче уже принято
решение о предоставлении в концессию на 50 лет земельного участка в 12 га под
строительство паромного комплекса. В Украине же пока главной угрозой является
неумение отстаивать национальные интересы. Даже с Молдовой.

АЛЕКСАНДР АРБУЗОВ, Центр
досліджень проблем громадянського суспільства