Несмотря на общую границу,
«соседские» диаспоры и определенную нормативно-правовую базу для двусторонних и
даже трехсторонних отношений, динамика диалога Киев — Кишинев — Бухарест все
больше напоминает инерционное движение. А иногда и его отсутствие

3 ИЮЛЯ 1997 года в Измаиле главы
МИД Украины, Румынии и Молдовы подписали Протокол о трехстороннем
сотрудничестве. Днем ранее в Констанце был подписан Договор об отношениях
добрососедства и сотрудничества между Украиной и Румынией (снимающий вопрос
территориальных претензий к Украине со стороны Бухареста), Киев заявил о
готовности уступить Молдове часть своей земли на Дунае для строительства
нефтетерминала. Тогда казалось, что лед недоверия и исторических обид начал
таять. Но не прошло и полутора лет, как стороны начали выдвигать друг другу
новые требования.

Кризис в украинско-румынских
отношениях вызвал резкий подход сторон к решению пограничной проблемы. Возникла
она в связи с тем, что за последние годы судоходный фарватер в Килийском рукаве
дельты Дуная изменил свое расположение, в результате чего Румыния начала
претендовать на два из пяти украинских островов на Дунае. Аргументируется это
тем, что к тому участку, где расположены эти острова, необходимо применять
принцип главного судоходного фарватера реки, зафиксированного в
советско-румынском договоре от 1961 года (который сам же Бухарест и
денонсировал). Но согласно этому же договору все пять островов с самого начала
принадлежат Украине. Переход двух из них под юрисдикцию Румынии будет
противоречить зафиксированному в украинско-румынском договоре 1997 года
принципу незыблемости границ. Так что территориальных споров между Киевом и
Бухарестом хватает и помимо многострадального Змеиного.

Нормальному развитию
межгосударственных отношений наносит ущерб тенденциозное использование
Бухарестом некоторых вопросов истории, прежде всего — о
национально-территориальной принадлежности северной части Буковины, Герцы,
Хотинского, Аккерманского и Измаильского уездов Бессарабии. Последовательно
осуществляя политику «маленьких шагов» относительно Бессарабии и Северной
Буковины, Румыния стремится интегрировать эти территории сначала в
экономическом и культурном планах, а потом и политически. Бухарест старается
сформировать собственное «культурное пространство», которое выходит за рамки
границ Румынии.

Деятельность румынских культурных
обществ в Украине приобрела политический окрас. Румынские общества усиливают
давление и на официальную власть Черновицкой области. Так, активисты
«Румынского сообщества Украины» требуют от руководства области: ввести в школах
населенных пунктов, где компактно проживающее румыноязычное население
составляет больше 20%, изучение румынского языка и литературы как обязательного
предмета; применять принцип пропорциональности во время кадровых назначений и
согласовывать с представителями румынской общины кандидатуры при назначении
руководящих кадров в органы исполнительной власти и пр.

Украинско-молдавские отношения не
в лучшем состоянии. Руководство Молдовы отказывается осуществлять процесс демаркации
границы в районе буферного гидроузла Днестровской ГЭС-2 и в районе
Джурджулештского энергетически-транспортного комплекса. Пользуясь отсутствием
реакции Украины в сферах экологии и безопасности судоходства, Молдова при
поддержке Румынии открыла и фактически запустила нефтетерминал, полным ходом
идут работы по строительству зернотерминала и пассажирского порта, вскоре
должны начаться работы по строительству контейнерного и грузового терминалов.

Кроме этого, до конца августа
будет сдана в эксплуатацию железнодорожная ветвь Кагул — Джурджулешть, которая
свяжет этот регион с сетью молдавской железной дороги и разрешит направлять
грузы на Джурджулешть и румынский порт Галац, минуя Украину.

Кишинев игнорирует тот факт, что
именно Украина сделала Молдову «морским государством», предоставив ей участок
берега на Дунае, вместе с тем так и не получив обещанную землю под участком
автодороги Одесса — Рени (7,77 км) в районе села Паланка. По материалам
делимитации обмен территориями составлял 6:1 в пользу Молдовы.

Более того, не предоставив
Украине территорию, молдавская сторона заявила о прекращении пропуска жителей
сел Лесное, Елизаветовка и Александровка к районному и областному центрам через
транзитные дороги, которые проходят по территории Молдовы.

Подобные недружественные действия
Кишинева приводят к консервации нерешенных проблем в двухсторонних отношениях и
усложняют диалог Киева и Кишинева. Кроме того, попытки руководства РМ при
помощи России вытолкнуть Украину из приднестровского урегулирования только
усугубляют проблемы. Молдова входит в новый избирательный трек, и это тоже не
будет способствовать нормализации отношений.

При этом главным сдерживающим
фактором развития экономических отношений Украины с Румынией и Молдовой
является низкая взаимопроникаемость инвестиций и капиталов между странами.
Также низкими темпами, сравнительно с другими государствами региона, происходит
и рост товарооборота (с Румынией товарооборот за 2007 год составил всего $ 1,5
млрд.). Между Украиной и Румынией отсутствует соглашение о свободной торговле,
поскольку Бухарест полагает, что оно должно быть заключено лишь после
подписания Киевом аналогичного документа с ЕС.

ВИТАЛИЙ КУЛИК, директор Центра
исследований проблем гражданского общества

Румыния не отказывается от претензий на часть территорий, ныне входящих в состав Украины. Об этом говорится в отчете, опубликованном украинским Центром проблем гражданского общества.

Несмотря на общую границу,
«соседские» диаспоры и определенную нормативно-правовую базу для двусторонних и
даже трехсторонних отношений, динамика диалога Киев — Кишинев — Бухарест все
больше напоминает инерционное движение. А иногда и его отсутствие

3 ИЮЛЯ 1997 года в Измаиле главы
МИД Украины, Румынии и Молдовы подписали Протокол о трехстороннем
сотрудничестве. Днем ранее в Констанце был подписан Договор об отношениях
добрососедства и сотрудничества между Украиной и Румынией (снимающий вопрос
территориальных претензий к Украине со стороны Бухареста), Киев заявил о
готовности уступить Молдове часть своей земли на Дунае для строительства
нефтетерминала. Тогда казалось, что лед недоверия и исторических обид начал
таять. Но не прошло и полутора лет, как стороны начали выдвигать друг другу
новые требования.

Кризис в украинско-румынских
отношениях вызвал резкий подход сторон к решению пограничной проблемы. Возникла
она в связи с тем, что за последние годы судоходный фарватер в Килийском рукаве
дельты Дуная изменил свое расположение, в результате чего Румыния начала
претендовать на два из пяти украинских островов на Дунае. Аргументируется это
тем, что к тому участку, где расположены эти острова, необходимо применять
принцип главного судоходного фарватера реки, зафиксированного в
советско-румынском договоре от 1961 года (который сам же Бухарест и
денонсировал). Но согласно этому же договору все пять островов с самого начала
принадлежат Украине. Переход двух из них под юрисдикцию Румынии будет
противоречить зафиксированному в украинско-румынском договоре 1997 года
принципу незыблемости границ. Так что территориальных споров между Киевом и
Бухарестом хватает и помимо многострадального Змеиного.

Нормальному развитию
межгосударственных отношений наносит ущерб тенденциозное использование
Бухарестом некоторых вопросов истории, прежде всего — о
национально-территориальной принадлежности северной части Буковины, Герцы,
Хотинского, Аккерманского и Измаильского уездов Бессарабии. Последовательно
осуществляя политику «маленьких шагов» относительно Бессарабии и Северной
Буковины, Румыния стремится интегрировать эти территории сначала в
экономическом и культурном планах, а потом и политически. Бухарест старается
сформировать собственное «культурное пространство», которое выходит за рамки
границ Румынии.

Деятельность румынских культурных
обществ в Украине приобрела политический окрас. Румынские общества усиливают
давление и на официальную власть Черновицкой области. Так, активисты
«Румынского сообщества Украины» требуют от руководства области: ввести в школах
населенных пунктов, где компактно проживающее румыноязычное население
составляет больше 20%, изучение румынского языка и литературы как обязательного
предмета; применять принцип пропорциональности во время кадровых назначений и
согласовывать с представителями румынской общины кандидатуры при назначении
руководящих кадров в органы исполнительной власти и пр.

Украинско-молдавские отношения не
в лучшем состоянии. Руководство Молдовы отказывается осуществлять процесс демаркации
границы в районе буферного гидроузла Днестровской ГЭС-2 и в районе
Джурджулештского энергетически-транспортного комплекса. Пользуясь отсутствием
реакции Украины в сферах экологии и безопасности судоходства, Молдова при
поддержке Румынии открыла и фактически запустила нефтетерминал, полным ходом
идут работы по строительству зернотерминала и пассажирского порта, вскоре
должны начаться работы по строительству контейнерного и грузового терминалов.

Кроме этого, до конца августа
будет сдана в эксплуатацию железнодорожная ветвь Кагул — Джурджулешть, которая
свяжет этот регион с сетью молдавской железной дороги и разрешит направлять
грузы на Джурджулешть и румынский порт Галац, минуя Украину.

Кишинев игнорирует тот факт, что
именно Украина сделала Молдову «морским государством», предоставив ей участок
берега на Дунае, вместе с тем так и не получив обещанную землю под участком
автодороги Одесса — Рени (7,77 км) в районе села Паланка. По материалам
делимитации обмен территориями составлял 6:1 в пользу Молдовы.

Более того, не предоставив
Украине территорию, молдавская сторона заявила о прекращении пропуска жителей
сел Лесное, Елизаветовка и Александровка к районному и областному центрам через
транзитные дороги, которые проходят по территории Молдовы.

Подобные недружественные действия
Кишинева приводят к консервации нерешенных проблем в двухсторонних отношениях и
усложняют диалог Киева и Кишинева. Кроме того, попытки руководства РМ при
помощи России вытолкнуть Украину из приднестровского урегулирования только
усугубляют проблемы. Молдова входит в новый избирательный трек, и это тоже не
будет способствовать нормализации отношений.

При этом главным сдерживающим
фактором развития экономических отношений Украины с Румынией и Молдовой
является низкая взаимопроникаемость инвестиций и капиталов между странами.
Также низкими темпами, сравнительно с другими государствами региона, происходит
и рост товарооборота (с Румынией товарооборот за 2007 год составил всего $ 1,5
млрд.). Между Украиной и Румынией отсутствует соглашение о свободной торговле,
поскольку Бухарест полагает, что оно должно быть заключено лишь после
подписания Киевом аналогичного документа с ЕС.

ВИТАЛИЙ КУЛИК, директор Центра
исследований проблем гражданского общества