2008-10-15 13:25:01

Российские инвесторы развернули активную борьбу за судостроительные предприятия по маршруту следования новых российских трубопроводов в Европу. Пока что их интерес распространяется на Балтику и Средиземноморье. Впрочем, особую активность россияне проявляют при скупке украинских верфей.

На прошлой неделе очередной
украинский судостроительный актив перешел в руки россиян. Так, Антимонопольный
комитет разрешил швейцарской Avangard Shipyards International AG купить более 50%
акции судостроительного завода «Лиман». На данный момент основным видом
деятельности николаевского предприятия является строительство яхт. Этот бизнес
является более рентабельным по сравнению с традиционным судоремонтом. Кроме
того, мощности «Лимана» позволяют спускать на воду лоцманские суда, патрульные
катера, рыболовецкие суда, а также понтонные сооружения.

По неофициальным данным, завод
«Лиман» принадлежал одесскому бизнесмену Александру Зелинскому, занимающемуся
строительным бизнесом. По крайней мере, близкое к нему ООО «Санта» являлось
крупным акционером «Лимана», а сам А.Зелинский возглавлял наблюдательный совет
предприятия.

Вызывает интерес персона
покупателя. Последнее упоминание этой офшорки связано с попыткой в мае этого
года купить судостроительную верфь Adriatic Shipyard в Черногории. Однако,
сделка не состоялась, поскольку российские «швейцарцы» выставили, по мнению
местного правительства, неприемлемые условия. Вполне возможно, что Avangard
Shipyards International связана с российским заводом «Авангард» (Петрозаводск,
Карелия), занимающимся выпуском траулеров.

Впрочем, западные обозреватели
полагают, что европейской судостроительной отраслью вплотную заинтересовался
российский монополист «Газпром». В частности, в конце ноября Хорватия выставит
на приватизацию три судостроительных верфей в Uljanik, Kraljevica и
Brodotrogir. Их продажу планируется завершить к марту 2009 г. Вообще,
реструктуризацию этой отрасли Хорватия собралась проводить подавлением ЕС. Это
необходимо осуществить до осени следующего года в рамках переговорного процесса
по вступлению страны в Евросоюз до 2012 г.

Так вот, по информации западных
СМИ, «Газпром» положил глаз на хорватские верфи. Российская монополия нуждается
морских транспортных маршрутах и танкерном флоте для укрепления своей
международной экспансии. Кроме того, хорватские судозаводы могут интересовать
«Газпром» в качестве площадки для производства судов обслуживания и труб
большого диаметра для будущих нефте- и газопроводов.

В принципе, с такой логикой можно
согласиться. Ведь у РФ нет достаточных мощностей по строительству гражданского
флота. Кроме того, в марте в этого года люксемубргский инвестиционный фонд FLC
West (его контролирует правительство России), до этого занимавшийся в основном
авиационным лизингом, приобрел у Aker Yards 70% прав на немецкие верфи Висмаре
и Варнемюнде и завод «Дамен Шипярдс Океан» в Николаеве. Если у двух украинских
заводов, купленных российским оффшорками, один бенефициар, то два актива могут
быть объединены в единую цепочку. Также отчетливо прослеживается стратегия на
покупку верфей вдоль будущих трубопроводов – Северного и Южного потоков.

Еще одним крупным российским
игроком в украинском судостроении является «Смарт-холдинг» Вадима Новинского,
влияние которой распространяется на крупнейшие центры отечественного
кораблестроения – Херсон и Николаев. Бизнесмен непрозрачно сконцентрировал
акции Херсонского и Черноморского судозаводов, а также активно лоббирует
приватизацию под себя николаевского завода им. 61 коммунара. Также в скором
времени Балаклавский судоремонтный завод также попадет под его влияние.

Стоит отметить, что кроме планов
по гражданскому флоту возможной целью В.Новинского является помощь
правительству РФ по строительству кораблей для ВМФ, с заказами на которые не
справляются российские верфи. Более того, в российских СМИ проскакивала
информация, что Россия готова загрузить украинские верфи в обмен на продление
пребывания ЧФ РФ в Севастополе после 2017 г. На поверку оказывается, что
прибыль достанется россиянам.

Виталий Серебрянников, ugmk.info