2008-09-11 10:36:06

Выступление Б. Боровского, заведующего отделом социально-экономической и правовой работы аппарата ПРМТУ о ходе выполнения отраслевого соглашения между МТСУ и ПРМТУ на 2006-2009 годы стороной Профсоюза за 1-е полугодие 2008 года.

Профсоюз и его первичные
организации в 1-м полугодии 2008 года оказывали содействие Минтрассвязи и
работодателям в реализации норм и положений отраслевого соглашения и
коллективных договоров, не вмешиваясь в их хозяйственную деятельность, а
используя формы и методы профсоюзного влияния на социальных партнеров с целью
обеспечения эффективной работы предприятий и принятия оперативных мер по
устранению выявленных недостатков в выполнении обязательств соглашения и
колдоговоров.

Вопросы социального партнерства,
выполнения обязательств отраслевого соглашения и коллективных договоров
обсуждались на IV-м (08.04.2008г.) пленуме Центрального совета Профсоюза, а
также на заседаниях Президиума ЦС ПРМТУ.

Задачи первичных профсоюзных
организаций по защите трудовых и социально-экономических прав и интересов
членов Профсоюза рассмотрены на собрании председателей первичных профсоюзных
организаций ПРМТУ (07.04.2008г.).

Для оказания практической помощи
председателям первичных профсоюзных организаций в вопросах организации и
проведения колдоговорной работы бригада специалистов аппарата Профсоюза в
апреле-мае 2008 г.
посетила первичные профсоюзные организации предприятий Азовского и Дунайского
регионов.

С целью обеспечения выполнения
положений раздела о работе с молодежью отраслевого соглашения и организации
работы по защите трудовых и социально-экономических прав и интересов работающей
молодежи Профсоюзом 25 марта 30 июня 2008 года проведены семинары-учебы молодых
профсоюзных активистов.

Согласно информации,
представленной профсоюзными комитетами первичных профсоюзных организаций в
соответствии с требованиями Приложения № 8 к отраслевому соглашению выполнение
обязательств отраслевого соглашения за 1-е полугодие 2008 года характеризуется
следующими данными.

 

1. В сфере занятости

По итогам прошлого года
среднеучетная численность штатных работников на государственных предприятиях
составила – 45864, что на 2 034 чел. или на 4,2 % меньше, чем на начало года –
(47 898 чел.), и на 2 276 чел. или на 4,7 % меньше, чем за первое полугодие
2007 г. – (48 140 чел.).

На предприятиях негосударственной
формы собственности по состоянию на 01.07.08г. среднеучетная численность
штатных работников составила 3 051 чел., что на 105 чел. или на 3,3% меньше,
чем на начало 2008г. – (3 156 чел.), и на 137 чел. или на 4,3 % меньше, чем на
01.07.07 г. – (3 188 чел.).

Уровень текучести кадров на
государственных предприятиях в первом полугодии 2008 года составил 7,7 %, что
на 0,1 % меньше, чем в первом полугодии 2007 года – 7,8 %.

На предприятиях негосударственной
формы собственности уровень текучести кадров в первом полугодии 2008 года
составил 15,4 %, что на 1,5% выше, чем в первом полугодии 2007 года – 13,9 %.

Приведенные данные
свидетельствуют о том, что на предприятиях морского транспорта не выполняется
норма, установленная в п.2.16. отраслевого соглашения (уровень текучести кадров
не должен превышать 7 % от среднеучетной численности штатных работников).

К позитивным результатам работы
сторон по выполнению соглашения нужно отнести то, что в первом полугодии 2008
года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на государственных
предприятиях уменьшилось количество человеко-часов неотработанного рабочего
времени, в том числе:

– в связи с переводом на
сокращенную рабочую неделю – почти в 18 раз;

– в связи с простоями – в 1,7
раза;

На негосударственных предприятиях
уменьшилось количество человеко-часов неотработанного рабочего времени в 1,2
раза.

 

2. В сфере оплаты труда

Профсоюз, его первичные
профсоюзные организации и работодатели уделяли большое внимание вопросам
увеличения затрат на оплату труда, повышения уровня среднемесячной заработной
платы работников предприятий и организаций морского транспорта. О положительных
результатах работы сторон в этой сфере свидетельствуют следующие данные.

По состоянию на 01.07.08.г.
размер среднемесячной заработной платы одного штатного работника
государственных предприятий морского транспорта составил 2 623 грн, что на
554,2 грн или на 26,8 % больше, чем на начало 2008 года – (2068,8 грн), и на
624,7 грн или на 32,5 % больше, чем в первом полугодии 2007 г. – (1980,3 грн).

Среднемесячная зарплата одного
штатного работника на государственных предприятиях морского транспорта
превышает среднемесячную зарплату одного штатного работника по Украине, которая
на конец первого полугодия

2008 года составила 1883 грн, на
740 грн или на 39,3 %, и на 650 грн или на 32,9 % среднемесячную зарплату
одного штатного работника предприятий водного транспорта, которая на конец
первого полугодия 2008 года составила 1973 грн.

Среднемесячная зарплата одного
штатного работника на государственных предприятиях морского транспорта
превышает установленные государственные социальные стандарты, а именно: в 5 раз
минимальную заработную плату, установленную законодательством (с 1 апреля 2008
г. – 525 грн); в 4,3 раза прожиточный минимум, установленный для
трудоспособного лица (с 1 апреля 2008 г. – 605 грн).

На предприятиях негосударственной
формы собственности размер среднемесячной заработной платы одного штатного
работника на начало 2008 года составил 1 475,5 грн. С начала года она выросла
на 225,5 грн или на 18 % –

(1 250 грн), а по сравнению с
первым полугодием 2007 года – на 273,8 грн или на 22,8 % – (1 201,66 грн).

Среднемесячная зарплата одного
штатного работника на этих предприятиях превышает установленные государственные
социальные стандарты, а именно: в 2,8 раза минимальную заработную плату,
установленную законодательством; в 2,4 раза прожиточный минимум, установленный
для трудоспособного лица.

Минимальный размер среднемесячной
заработной платы среди государственных предприятий составил: 1 040 грн – в
Усть-Дунайском морском торговом порту, 1 048 грн – в УкрНИИМФе, 1 082 грн – в
ОАО «УДП»; максимальный размер составил: 7 259 грн – в ГП «Дельта-лоцман», 3
604 грн – в Днепро-Бугском морском торговом порту, 3 206 грн – в МТП «Южный».

Минимальный размер среднемесячной
заработной платы среди предприятий негосударственных форм собственности
составил: 929,57 грн -на ОАО «Бердянский завод подъемно-транспортного
оборудования»; максимальный: 1841 грн – на ООО «СРЗ» (г.Мариуполь).

Необходимо отметить, что не
выполняются обязательства п.3.8. соглашения в части погашения задолженности по
выплате заработной платы работникам предприятий отрасли.

По состоянию на 01.07.08 г. имела
место задолженность по выплате заработной платы в:

– Керченском СРЗ – 881,4 тыс.
грн.;

– Управлении «Черазморпуть» – 10
040,7 тыс. грн.

 

3. В сфере охраны труда

Профсоюз и его первичные
организации осуществляли общественный контроль за соблюдением законодательства
об охране труда. В 1-м полугодии этого года представителями Профсоюза проведено
452 проверки предприятий. Работодателям направлено 120 писем и представлений
для устранения выявленных в процессе проверок нарушений законодательства об
охране труда. Проведено обучение 234 представителей Профсоюза (уполномоченных
трудовых коллективов).

Представители Профсоюза принимали
участие в расследовании несчастных случаев на производстве, оказывали правовую
помощь работникам и семьям погибших на производстве по вопросам охраны труда и
социального страхования от несчастных случаев. Главным показателем,
характеризующим состояние работы по охране труда на предприятиях отрасли,
является количество несчастных случаев на производстве.

В 1-м полугодии 2008 года на
предприятиях отрасли произошло 65 несчастных случаев, связанных с
производством, из которых 2 случая со смертельным исходом. В аналогичном
периоде прошлого года – 62 случая, из которых 4 – со смертельным исходом.

Из общего количества несчастных
случаев в 1-м полугодии этого года на государственных предприятиях произошло 38
случаев, связанных с производством, из которых один со смертельным исходом (ГП
«Дельта-лоцман»).

В 1-м полугодии 2007 года – 43
случая, из которых 3 случая со смертельным исходом (Одесский МТП – 1 случай,
Ялтинский МТП – 1 и Управление «Черазморпуть» – 1). На предприятиях
негосударственной формы собственности произошло 27 случаев, связанных с производством,
из которых один случай со смертельным исходом (Торговый флот Донбасса).

В 1-м полугодии прошлого года на
негосударственных предприятих произошло 19 случаев производственного
травматизма, из которых 1 со смертельным исходом (ООО «Олимпекс КУПЕ интрнейшнл»).

Рост травматизма произошел:

    в морских торговых портах: Измаильском (на
1 случай), Белгород-Днестровском (на 1 случай) и «Южный» (на 5 случаев);

    ПИИ «Металзюкрейн» (на 4 случая);

    ОАО «УДП» (на 2 случая).

Снижение производственного травматизма
в 1-м полугодии 2008 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года
достигнуто в морских торговых портах: Одесском (1 случай против 4), Херсонском
(2 случая против 4), Феодосийском (2 случая против 3), Ялтинском (0 случаев
против 1).

На большинстве предприятий
работники обеспечены спецодеждой, спецобувью и другими средствами
индивидуальной защиты.

Однако в Скадовском МТП работники
обеспечены только на 40 % спецодеждой и на 90 % спецобувью, в Усть-Дкнайском
МТП на 30 % спецодеждой и на 10 % спецобувью, на Керченском СРЗ на 40 %
спецодеждой и на 7 % спецобувью.

 

4. Сторона Профсоюза отмечает,

что Министерство транспорта и
связи Украины и работодатели не обеспечили выполнение взятых в отраслевом
соглашении обязательств, а именно:

п. 1.8. о внесении изменений и
дополнений к Соглашению.

Совместная рабочая комиссия
сторон 28 марта 2008 года приняла решение внести соответствующие изменения и
дополнения к Соглашению. Протокол № 4 этого заседания комиссии, а также проект
дополнения № 2 к Соглашению были направлены руководству Укрморречфлота для
подписания, однако до настоящего времени это дополнение к Соглашению не
подписано.

Кроме того, в соответствии со ст.
9 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях», п. 7 генерального
соглашения на 2008-2009 годы и Отдельным поручением министра транспорта и связи
Украины И.Винского № 841/18/11-08 от 12.05.2008г. нормы и положения отраслевого
соглашения в обязательном порядке должны быть приведены в соответствие с
Генеральным соглашением.

Профсоюз направил руководству
Укрморречфлота для рассмотрения свои предложения по приведению норм и положений
отраслевого соглашения в соответствие с генеральным соглашением, однако ответа
мы до сих пор не получили.

– п. 2.1. о разработке с участием
Профсоюза Программы развития морского транспорта Украины до 2020 года;

– 2.2.о разработке и утверждении
в 2006 году концепции тарифной политики;

– 3.2. о мерах по созданию
условий для полной занятости на предприятиях и уменьшении текучести кадров до
уровня не более 7 % среднеучетной численности штатных работников;

 – п. 3.8. об осуществлении мер по ликвидации
задолженности по выплате заработной платы;

п. 3.9. об определении
рекомендуемых для применения на предприятиях перечней межотраслевых и
отраслевых норм и нормативов по труду;

п. 4.8. о разработке с участием
Профсоюза и утверждении отраслевых типовых правил внутреннего трудового
распорядка предприятий;

– п.5.5. о финансировании
разработок и издания отраслевых нормативных документов по охране труда:

    работников лечебно-профилактическим
питанием, молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, моющими и
обеззараживающими средствами, газированной соленой водой;

– членов экипажей судов питанием;

– п. 5. 22. о рассмотрении
ежегодно с участием Профсоюза на заседании коллегии Укрморречфлота состояния
охраны труда на предприятиях и принятии соответствующих решений по его
улучшению;

– п. 5.6. о составлении единого
отраслевого перечня производственных зданий и сооружений, которые находятся в
неудовлетворительном состоянии с целью разработки плана приведения их в
состояние, отвечающее требованиям строительных норм и правил или вывода их из
эксплуатации;

– п. 5.27. о разработке и
утверждении отраслевой программы предотвращения распространения ВИЧ/СПИДа и
туберкулеза среди работников предприятий отрасли и членов их семей;

– п. 6.1. о проведении с участием
Профсоюза инвентаризации объектов социально-культурного, медицинского и
спортивного назначения, которые находятся на балансе предприятий, разработке и
утверждении отраслевых мероприятий, направленных на создание условий для их
эффективного функционирования;

– п. 9.1. о проведении
предварительных консультаций и переговоров при подготовке проектов законов,
отраслевых программ, приказов, распоряжений и других нормативно-правовых документов
по вопросам, являющимся предметом отраслевого соглашения.

(С Профсоюзом не была согласована
Стратегия развития морских портов Украины на период до 2015 года).

-п.9.2. о подготовке необходимых
материалов для ратификации

Украиной следующих Конвенций МОТ:

– № 137, 1973г. «О социальных
последствиях новых методов обработки грузов в портах»;

– № 152, 1979г. «О технике
безопасности и гигиене труда на портовых работах»;

– № 164, 1987г. «О
здравоохранении и медицинском обслуживании моряков»;

– № 165, 1987г. (пересмотренная)
«О социальном обеспечении моряков»;

– № 166, 1987г. (пересмотренная)
«О репатриации моряков»;

– № 178, 1996г. «Об инспекции
условий труда и быта моряков»;

– № 179, 1996г. «О найме и
трудоустройстве моряков»;

– № 180, 1996г. «О
продолжительности рабочего времени моряков и составе судового экипажа».

– п. 9.7.4. о подведении итогов
выполнения Соглашения за каждый год на совместном заседании коллегии
Укрморречфлота и Президиума ЦС Профсоюза в первом квартале года, следующего за
отчетным.

 

5. Учитывая, что Минтранссвязи не
обеспечивает выполнение

взятых на себя обязательств в
отраслевом соглашении и в нарушение ст. 15 Закона Украины «О коллективных
договорах и соглашениях», а также п. 9.7.4. соглашения не подводило итоги его
выполнения за 2006 и 2007 годы, Профсоюз предлагает итоги выполнения
отраслевого соглашения за 2007 год и 1-е полугодие 2008 года рассмотреть на
совместном заседании коллегии Укрморречфлота и Президиума Центрального совета
Профсоюза в сентябре этого года.

На данное совместное заседание
предлагаем пригласить руководителей и председателей первичных профсоюзных
организаций ПРМТУ предприятий морского транспорта с целью выработки единой
политики в социальном партнерстве по обеспечению безусловного выполнения
условий отраслевого соглашения и коллективных договоров.

Источник: Украинская транспортная газета "Моряк"