«Инициатива руководства Укрморречфлота по пересмотру Отраслевого соглашенияявляется незаконной!» – глава ПРМТУ Киреев


МБНУ: Как Вы относитесь к
изменениям в Отраслевое соглашение, предложенным заместителем начальника
Департамента морского и речного транспорта Украины, Виктором Сударевым?

М.К.: За последние
несколько месяцев появился и возрос интерес к действующему Отраслевому
соглашению, подписанному в 2006 году между Министерством транспорта и связи
Украины и Профсоюзом работников морского транспорта Украины (ПРМТУ).

Это уже десятое Соглашение за
годы Независимости Украины. В каждом новом Соглашении уровень социальных
гарантий для наемных работников повышался, вместе с тем усиливались влияние и
роль Профсоюза по контролю за выполнением пунктов Отраслевого соглашения.

Действующее Отраслевое соглашение
отличается от предыдущих тем, что Профсоюзу удалось зафиксировать в нем целый
ряд норм и положений, благодаря которым расширились возможности профсоюзного
влияния на социальных партнеров с целью защиты трудовых и социально-экономических
прав и интересов наемных работников в отношениях с работодателями.

Учитывая то, что уже в 2005-2006
годах Министерством транспорта и связи Украины выдвигались предложения о
предстоящей приватизации государственных предприятий морской отрасли, передаче
их в частные руки, Профсоюз при заключении нового Соглашения на 2006-2009 гг.
предусмотрел, что в случае реструктуризации предприятий, продаже имущества,
передачи его в аренду и коммунальную собственность, заключения договоров о
совместной деятельности Министерство обязуется согласовывать с Профсоюзом, его
первичными организациями проекты документов об изменении форм собственности или
статуса предприятий. Это делается для того, чтобы недопустить ухудшения условий
и оплаты труда, предусмотреть решение социальных вопросов, особенно проблем
занятости, обеспечения и создания рабочих мест, дальнейшего трудоустройства
работников, подлежащих увольнению.

Отраслевое соглашение в последние
годы находились под особым контролем Профсоюза. Это касается, например,
изменения форм собственности ряда государственных предприятий – некоторых
судоремонтных заводов и судоходных компаний.

В связи с одобрением Кабинетом
Министров Украины «Стратегии развития морских портов Украины на период до 2015
года», которая допускает выполнение хозяйственных функции в государственных
портах частными субъектами хозяйствования. Активизировались и управленческие
структуры и работодатели, а вместе с ними так называемые «независимые
профсоюзы». Учитывая это, допускаем мысль, что некоторые структуры
целенаправленно активизирует их интерес к процессам, которые будут происходить
в государственных морских торговых портах страны.

 

МБНУ: Что Вы думаете об
уменьшении роли профсоюзов в новом проекте Соглашения?

М.К.: Предпринимаются
попытки спешно подписать новое Отраслевое соглашение или, в крайнем случае,
внести изменения и дополнения в действующее Соглашение, существенно
ограничивающие права Профсоюза в вопросах контроля за изменением формы
собственности на государственных предприятиях отрасли, убрать пункты,
позволяющие Профсоюзу контролировать процесс отчуждения государственного
имущества, а также пункты, препятствующие массовым увольнениям работников в
результате реструктуризации.

На сегодняшний день нет законных
оснований для пересмотра действующего и заключения нового Отраслевого
соглашения.

Поэтому члены совместной рабочей
комиссии от стороны Профсоюза, в количестве 17 человек, построили свою работу
так, чтобы не допустить ухудшения социальных гарантий и ослабления позиций
Профсоюза по контролю за ходом выполнения Отраслевого соглашения. Профсоюзной
стороне удалось отстоять свои позиции на заседании совместной рабочей комиссии,
которое состоялось 27-29 августа 2008 года, и ни одно предложение, ухудшающее
права наемных работников и права Профсоюза, принято не было!

Подчеркиваю, ни одно из предложений
Укрморречфлота на совместной рабочей комиссии сторон принято не было и,
соответственно, в Отраслевое соглашение они внесены не будут.

 

МБНУ: Чем вызвано
появление независимых, не входящих в ПРМТУ, профсоюзов?  Почему они хотят участвовать в подписании
Отраслевого соглашения?

М.К.: Так называемых
«независимых». Профсоюзные организации Ильичевского МТП и МТП «Южный» в апреле
2007 года были сняты с профобслуживания и их членство в ПРМТУ было
приостановлено за грубые нарушения Устава ПРМТУ.

Что касается профсоюзной
организации Николаевского порта, то такие же решения по ним мы не успели
принять они преобразовались в первичный профсоюз, достаточно удобный для
руководства Николаевского порта.

Выход из ПРМТУ профсоюзной
организации Октябрьского МТП, полагаю, связан только с личными амбициями
председателя профкома Н.Черниченко, которому не нравится председатель ПРМТУ.

Что касается участия в подписании
Отраслевого соглашения, то, учитывая, что Профсоюз работников морского
транспорта Украины, объединяющий более 70% работников предприятий, входящих в
сферу управления Министерства транспорта и связи Украины, на законном основании
является одной из сторон действующего Отраслевого соглашения. Другие профсоюзы,
имеющие статус и полномочия, достаточные для ведения переговоров по заключению
Отраслевого соглашения могут обратиться не к министру транспорта и связи
Украины, а непосредственно в ПРМТУ в письменной форме не ранее, чем за 3 месяца
до срока окончания действия Соглашения (23 октября 2009 года). Только на этих
условиях в соответствии с действующим законодательством будет рассмотрен вопрос
о создании совместного представительского органа для ведения этой работы.

В случае недостижения согласия в
совместном представительском органе Отраслевое соглашение считается
заключенным, если его подписали представители Профсоюза или профсоюзов, в
которые входит большее половины работников отрасли (ст.3 Закона Украины «О коллективных
договорах и соглашениях»).

Существующие профсоюзы и
профсоюзные организации не входящие в ПРМТУ, а именно в Ильичевском,
Николаевском, Южном морских торговых портах, специализированном морском
торговом порту Октябрьск имеют статус первичных и их полномочия – переговоры и
заключение только коллективных договоров на предприятиях, где они действуют.

 

МБНУ: Кто поддерживает
внесение этих предложений Минтранса – ПРМТУ или независимые профсоюзы?

М.К: Я уже объяснял, что
изменения в действующем соглашение и досрочное подписание нового соглашение
инициировали зам директора ГДРМТ В. Сударев.

По его инициативе в одностороннем
порядке было проведено совещание представителей организаций работодателей и
профсоюзов, которые якобы действуют на государственных предприятиях морского
транспорта, с целью привлечения их к разработке и заключению нового отраслевого
соглашения.

Эта инициатив руководства
Укрморречфлота является незаконной.

О предложенных Министерством транспорта и связи Украины изменениях в Отраслевое соглашение, правах трудящихся, приватизации портов, «независимых» профсоюзах говорится в эксклюзивном интервью Морским бизнес-новостям с председателем Профсоюза работников морского транспорта Украины (ПРМТУ) Михаилом Ивановичем Киреевым.


МБНУ: Как Вы относитесь к
изменениям в Отраслевое соглашение, предложенным заместителем начальника
Департамента морского и речного транспорта Украины, Виктором Сударевым?

М.К.: За последние
несколько месяцев появился и возрос интерес к действующему Отраслевому
соглашению, подписанному в 2006 году между Министерством транспорта и связи
Украины и Профсоюзом работников морского транспорта Украины (ПРМТУ).

Это уже десятое Соглашение за
годы Независимости Украины. В каждом новом Соглашении уровень социальных
гарантий для наемных работников повышался, вместе с тем усиливались влияние и
роль Профсоюза по контролю за выполнением пунктов Отраслевого соглашения.

Действующее Отраслевое соглашение
отличается от предыдущих тем, что Профсоюзу удалось зафиксировать в нем целый
ряд норм и положений, благодаря которым расширились возможности профсоюзного
влияния на социальных партнеров с целью защиты трудовых и социально-экономических
прав и интересов наемных работников в отношениях с работодателями.

Учитывая то, что уже в 2005-2006
годах Министерством транспорта и связи Украины выдвигались предложения о
предстоящей приватизации государственных предприятий морской отрасли, передаче
их в частные руки, Профсоюз при заключении нового Соглашения на 2006-2009 гг.
предусмотрел, что в случае реструктуризации предприятий, продаже имущества,
передачи его в аренду и коммунальную собственность, заключения договоров о
совместной деятельности Министерство обязуется согласовывать с Профсоюзом, его
первичными организациями проекты документов об изменении форм собственности или
статуса предприятий. Это делается для того, чтобы недопустить ухудшения условий
и оплаты труда, предусмотреть решение социальных вопросов, особенно проблем
занятости, обеспечения и создания рабочих мест, дальнейшего трудоустройства
работников, подлежащих увольнению.

Отраслевое соглашение в последние
годы находились под особым контролем Профсоюза. Это касается, например,
изменения форм собственности ряда государственных предприятий – некоторых
судоремонтных заводов и судоходных компаний.

В связи с одобрением Кабинетом
Министров Украины «Стратегии развития морских портов Украины на период до 2015
года», которая допускает выполнение хозяйственных функции в государственных
портах частными субъектами хозяйствования. Активизировались и управленческие
структуры и работодатели, а вместе с ними так называемые «независимые
профсоюзы». Учитывая это, допускаем мысль, что некоторые структуры
целенаправленно активизирует их интерес к процессам, которые будут происходить
в государственных морских торговых портах страны.

 

МБНУ: Что Вы думаете об
уменьшении роли профсоюзов в новом проекте Соглашения?

М.К.: Предпринимаются
попытки спешно подписать новое Отраслевое соглашение или, в крайнем случае,
внести изменения и дополнения в действующее Соглашение, существенно
ограничивающие права Профсоюза в вопросах контроля за изменением формы
собственности на государственных предприятиях отрасли, убрать пункты,
позволяющие Профсоюзу контролировать процесс отчуждения государственного
имущества, а также пункты, препятствующие массовым увольнениям работников в
результате реструктуризации.

На сегодняшний день нет законных
оснований для пересмотра действующего и заключения нового Отраслевого
соглашения.

Поэтому члены совместной рабочей
комиссии от стороны Профсоюза, в количестве 17 человек, построили свою работу
так, чтобы не допустить ухудшения социальных гарантий и ослабления позиций
Профсоюза по контролю за ходом выполнения Отраслевого соглашения. Профсоюзной
стороне удалось отстоять свои позиции на заседании совместной рабочей комиссии,
которое состоялось 27-29 августа 2008 года, и ни одно предложение, ухудшающее
права наемных работников и права Профсоюза, принято не было!

Подчеркиваю, ни одно из предложений
Укрморречфлота на совместной рабочей комиссии сторон принято не было и,
соответственно, в Отраслевое соглашение они внесены не будут.

 

МБНУ: Чем вызвано
появление независимых, не входящих в ПРМТУ, профсоюзов?  Почему они хотят участвовать в подписании
Отраслевого соглашения?

М.К.: Так называемых
«независимых». Профсоюзные организации Ильичевского МТП и МТП «Южный» в апреле
2007 года были сняты с профобслуживания и их членство в ПРМТУ было
приостановлено за грубые нарушения Устава ПРМТУ.

Что касается профсоюзной
организации Николаевского порта, то такие же решения по ним мы не успели
принять они преобразовались в первичный профсоюз, достаточно удобный для
руководства Николаевского порта.

Выход из ПРМТУ профсоюзной
организации Октябрьского МТП, полагаю, связан только с личными амбициями
председателя профкома Н.Черниченко, которому не нравится председатель ПРМТУ.

Что касается участия в подписании
Отраслевого соглашения, то, учитывая, что Профсоюз работников морского
транспорта Украины, объединяющий более 70% работников предприятий, входящих в
сферу управления Министерства транспорта и связи Украины, на законном основании
является одной из сторон действующего Отраслевого соглашения. Другие профсоюзы,
имеющие статус и полномочия, достаточные для ведения переговоров по заключению
Отраслевого соглашения могут обратиться не к министру транспорта и связи
Украины, а непосредственно в ПРМТУ в письменной форме не ранее, чем за 3 месяца
до срока окончания действия Соглашения (23 октября 2009 года). Только на этих
условиях в соответствии с действующим законодательством будет рассмотрен вопрос
о создании совместного представительского органа для ведения этой работы.

В случае недостижения согласия в
совместном представительском органе Отраслевое соглашение считается
заключенным, если его подписали представители Профсоюза или профсоюзов, в
которые входит большее половины работников отрасли (ст.3 Закона Украины «О коллективных
договорах и соглашениях»).

Существующие профсоюзы и
профсоюзные организации не входящие в ПРМТУ, а именно в Ильичевском,
Николаевском, Южном морских торговых портах, специализированном морском
торговом порту Октябрьск имеют статус первичных и их полномочия – переговоры и
заключение только коллективных договоров на предприятиях, где они действуют.

 

МБНУ: Кто поддерживает
внесение этих предложений Минтранса – ПРМТУ или независимые профсоюзы?

М.К: Я уже объяснял, что
изменения в действующем соглашение и досрочное подписание нового соглашение
инициировали зам директора ГДРМТ В. Сударев.

По его инициативе в одностороннем
порядке было проведено совещание представителей организаций работодателей и
профсоюзов, которые якобы действуют на государственных предприятиях морского
транспорта, с целью привлечения их к разработке и заключению нового отраслевого
соглашения.

Эта инициатив руководства
Укрморречфлота является незаконной.