2008-09-05 09:08:27

Воспитанники украинской морской школы составляют сегодня конкуренцию традиционному (и основному) поставщику рабочей силы – Филиппинам.

Говорится это отнюдь не из чувства патриотизма. Такой вывод можно сделать, проанализировав сегодняшнюю ситуацию.

А она такова: воспитанники
украинской морской школы составляют сегодня конкуренцию традиционному (и
основному) поставщику рабочей силы – Филиппинам. Почти тридцать лет моряки этой
страны – неотъемлемая часть команд и персонала, завербованных крупнейшими
крюинговыми компаниями. Однако современные реалии заставляют пересматривать
крюинговую политику на этом рынке. В начале 90-х влиятельная компания
«Акомарит» обратила внимание на моряков из Восточной Европы, и в частности из
Украины, и начала сотрудничество с ними. Именно сотрудничество с государствами
постсоветского пространства выводит «Акомарит» в первую четверку сферы
крюингового менеджмента.

Сегодня, по данным «Акомарита»,
110 тыс. моряков бывшего СССР работают на судах под иностранными флагами. Эта
цифра велика, однако есть повод говорить о том, что занижена, – не учтен
персонал речных судов, рыбаки. Количество украинских моряков, работающих «под
флагом», составляет 40 тыс. – это третий показатель после Филиппин (240 тыс.) и
России (50 тыс.). Среди европейских стран – экспортеров морской рабочей силы
значатся также Польша (20 тыс.), страны Балтии (20 тыс.), Хорватия (20 тыс.),
Румыния (12 тыс.), Болгария (10 тыс.). Однако сегодня в мире среди всех
целостных команд, т. е. состоящих из представителей одной страны, получивших
работу под иностранным флагом через крюинговые компании, 27% – украинские. По
этому показателю Украина вышла на первое место в мире, опережая на современном
этапе Филиппины (26%), Россию (16%), Индию (14%), Хорватию (6%).

Возникает вопрос, какие причины
привели к тому, что за относительно короткий срок украинские моряки
зарекомендовали себя на мировом рынке рабочей силы таким образом, что сумели
потеснить привычные категории филиппинских, индийских моряков и т. д.
Несомненно, главным фактором является профессионально-образовательный уровень
отечественных. В отличие от филиппинцев, где доминирует фрагментарное обучение,
наши моряки получают комплексное образование: кроме обязательного среднего, еще
4–5 лет специального (морского). Существует целая система колледжей, высших
учебных заведений, обязательные курсы повышения квалификации… Во время этого
образовательного процесса полученные теоретические знания проходят практическую
«обкатку».

Без ложной скромности можно
отметить, что наши морские офицеры получают образование на уровне высших
мировых стандартов. Как правило, старший командный состав имеет хорошие знания
английского языка. Кроме того, плюсом нашей образовательной системы является
отсутствие явного разрыва в качестве образования, предоставляемого различными
учебными заведениями. Отсутствие «слишком хороших» и «слишком плохих» вузов
позволяет с определенной уверенностью гарантировать то, что все отечественные
моряки получают образование по одним стандартам, чего нельзя сказать о представителях
филиппинской морской школы.

На семинаре по морской подготовке
и крюингу, прошедшем на Филиппинах осенью прошлого года, Дэвид Роджер,
исполнительный директор «Акомарита», в частности, отметил: «Образование стало
более важным в контексте современного мореплавания и в будущем станет еще
важнее».

Наши моряки умеют работать в
командах, где  довольно легко и быстро
адаптируются. Это  импонирует зарубежным
работодателям, ибо сочетание индивидуализма и согласованности имеет большое
значение на таком специфическом рынке рабочей силы, как морской. Успешно
трудятся украинцы и в своих целостных «родных» командах, что особенно ценится.

У наших моряков есть еще один,
хоть и не самый главный, козырь. Они выгодно отличаются от филиппинцев
телосложением и физической силой. А потому при работе с грузами справляются
гораздо быстрее, чем островитяне. И хотя судовая жизнь состоит не только из
моментов, когда нужна физическая сила, на некоторых судах такие возможности
могут быть очень кстати.

Определенная заслуга в выходе украинских
моряков на мировой рынок рабочей силы принадлежит западным компаниям, в
частности «Акомариту», строящему свою политику на законах здорового бизнеса,
согласно которым работодатель заботится о существующих источниках и
одновременно с этим подыскивает новые. Подтверждением тому является, в
частности, продвижение «Акомарита» в Индию в 1996 году, а также в Бразилию,
Канаду и Восточную Европу.

Статистические показатели
изменений, происходящих на мировом рынке морской рабочей силы, свидетельствуют
о том, что представители Восточной Европы, одним из лидеров которых является
Украина, понемногу теснят в этой сфере основного мирового поставщика  – Филиппины.

Таким образом,  с определенной уверенностью мы можем говорить
о том, что украинские моряки заняли свою нишу в сфере морского крюинга,
востребованны и имеют все предпосылки для того, чтобы выгодно выделяться на
фоне своих восточных конкурентов

 

П. НИКИТИН, исполнительный
директор Украинской ассоциации частных судовладельцев

А. НИКИТИН, старший преподаватель
Киевской государственной академии водного транспорта

Источник: Украинская транспортная
газета "Моряк"