2008-08-22 08:10:00
Летнее падение ставок затронуло все категории сухогрузного тоннажа – от крупнотоннажных балкеров и контейнеровозов, обслуживающих трансокеанские перевозки и до небольших коастеров, обслуживающих региональную и прибрежную торговлю. Однако, невзирая на обилие пессимистических прогнозов, уровень ставок по фьючерсным сделкам растет.
Балкера «панамакс» и «хенди»
В отличие от летних периодов 2006-2007 гг., когда фрахтовый
рынок вопреки всем прогнозам шел вверх, лето 2008 г. вернулось к классической
модели с традиционным летним спадом. Падение ставок затронуло все категории
сухогрузного тоннажа – от крупнотоннажных балкеров и контейнеровозов,
обслуживающих трансокеанские перевозки и до небольших коастеров, обслуживающих
региональную и прибрежную торговлю. Несмотря на летнее падение Балтийского
фрахтового индекса (БФИ) для всех категорий балкерного тоннажа,
непосредственный уровень ставок остается все еще заметно выше, чем в
аналогичных периодах 2006 – 2007 гг.
Динамика тайм-чартерных ставок на основных направлениях
перевозок для "хендимаксов" в 2006-2008 гг.
USD/сут.
Направления перевозок |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
||
январь-июль |
конец июня |
конец июля |
|||
Континент – Дальний Восток |
21757 |
49430 |
69339 |
73500 |
61410 |
Транстихоокеанский круговой рейс |
24075 |
44675 |
48018 |
57000 |
46961 |
Дальний Восток – Континент |
24725 |
44563 |
41571 |
49500 |
41820 |
Трансатлантический круговой рейс |
20502 |
51660 |
63321 |
60000 |
50500 |
Средний тайм-чартерный эквивалент |
22583 |
47582 |
55536 |
51500 |
50125 |
Clarkson’s Trip Index |
273 |
575 |
671 |
725 |
705 |
Источник: Clarkson.
Уровень тайм-чартерных ставок в зависимости от
продолжительности отфрахтовок для балкерного тоннажа в мае-июле 2008 г.
Показатели |
май 2008 |
июнь 2008 |
июль 2008 |
Полугодичный тайм-чартер |
|||
Панамаксы |
77900 |
78300 |
73760 |
Хэндимаксы |
63150 |
63400 |
58667 |
Хэндисайзы |
51500 |
49000 |
38000 |
Годичный тайм-чартер |
|||
Панамаксы |
77700 |
75800 |
76256 |
Хэндимаксы |
57400 |
58850 |
60250 |
Двухлетний тайм-чартер |
|||
Панамаксы |
68400 |
70500 |
73107 |
Хэндисайзы |
34000 |
50650 |
47500 |
Трехлетний и более тайм-чартер |
|||
Панамаксы |
54550 |
50900 |
50667 |
Показатели рассчитаны УкрНИИМФ
Стабильно высоким продолжает оставаться и уровень ставок в
период-чартере, что по мнению брокеров, свидетельствует о достаточно
благополучной среднесрочной перспективе развития фрахтового рынка балкерного
тоннажа во 2-м полугодии 2008 года.
Несмотря на одно из самых существенных падений БФИ за
последнее время, Ассоциация судовладельцев Южной Кореи считает, что рынок
балкерного тоннажа сохранит достаточно твердый тон как минимум до 2010 г.
Высказывается мнение, что после завершения Олимпиады в Китае (возобновлением
производства рядом закрытых на этот период заводов, а также отменной
ограничений в портах) осенью начнется восстановление рынка. Этому также должен
способствовать рост отгрузок зерна нового урожая из Мексиканского залива США, а
также Черноморского региона. В июле поступали многочисленные сообщения о новых
контрактах на закупку зерна Египтом, Алжиром, Тунисом, Бангладеш, Пакистаном и
другими странами. Один лишь Иран выдал в июле лицензии на закупку 5 млн.т.
пшеницы и 600 тыс.т. риса, что эквивалентно 70 рейсам крупнотоннажных
"панамаксов".
Один из американских морских аналитиков, работающих на
банковские структуры, прогнозирует увеличение рейсовых тайм – чартерных ставок
для «панамаксов» в 4-ом квартале 2008 г. с 80000 USD/сут. до 85000 USD/сут. В
качестве главных причин улучшения прогноза называются рост производства
железной руды, увеличение перевозок угля, разгар зернового сезона и
предполагаемые задержки с поставкой новых балкеров с судостроительных верфей.
В то же время, согласно прогнозу Корейского морского
института, в 3-м квартале ожидается падение БФи для "панамаксов" на
12,8 % и "суперпанамаксов" на 10,9 %. по сравнению со
вторым кварталом 2008 года.
Что касается более дальней перспективы 2009-2010 гг., то она
не столь безоблачнa. Некоторые морские аналитики считают, что продолжающийся
спад в экономике США, не затихающий кредитный кризис, взвинченные до небывалых
высот цены на товарных рынках и спуск на тормоза показателей экономического
роста в Китае являются достаточно прозрачными сигналами, свидетельствующими о
завершении крупнейшего в истории международного судоходства фрахтового бума на
рынке балкерного тоннажа.
Многочисленные пессимистические прогнозы в отношении дальнейшего
развития фрахтового рынка в первую очередь связаны с ожидаемым переизбытком
тоннажа в результате колоссального портфеля заказов балкерного флота. Избыток
балкеров после 2010 г., рассчитанный исходя из прогнозируемого спроса на
перевозки и графика поставок балкерного тоннажа, оценивается некоторыми
аналитиками на уровне 38,5%. Но, этот дисбаланс, по мнению оптимистов может
быть полностью нивелирован в результате недопоставок заказанного тоннажа
(главным образом на верфях, которые еще не построены), более высокого по
сравнению с прогнозным уровнем спроса на балкерные перевозки (под воздействием
фактора Китая и Индии), простоев в портах (в 2007 г. непроизводительные
задержки в портах "связали" 7% действующего флота), списания балкеров
после 25 лет эксплуатации и снижения эксплуатационной скорости балкеров
(следования экономичным ходом из-за резкого повышения цен на бункерное
топливо).
Следует отметить, что достаточно оптимистичными остаются и
котировки на рынке фьючерсных сделок на балкерный тоннаж. Уровень ставок по
фьючерсным сделкам на 2009 – 2010 гг. хотя и заметно ниже, чем тот, который
наблюдался на реальном фрахтовом рынке в конце 2007 г. и большей части 2008 г.,
но заметно выше, чем в 2006 г. При этом, невзирая на обилие пессимистических
прогнозов, уровень ставок по фьючерсным сделкам растет.
Уровень котировок по фьючерсным сделкам на балкерный тоннаж
на рынке FFA в январе – июле 2008 г.
Тип тоннажа |
Дата котировки |
Период фьючерсной сделки |
||
2 п/г 2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
||
"Панамаксы" |
05.02.08 28.04.08 30.07.08 |
52750 68625 69825 |
44000 49750 62750 |
34000 37000 45125 |
"Супермаксы" |
05.02.08 28.04.08 30.07.08 |
45750 55375 55500 |
36000 40875 47875 |
27250 30875 35875 |
"Хэндисайзы" |
05.02.08 28.04.08 30.07.08 |
32500 38600 38625 |
24500 28625 32750 |
18500 21000 23750 |
Источник: Clarkson
Рынок контейнерного тоннажа
В мае-июле 2008 г. несмотря на позитивные ожидания, четко
отслеживалось ухудшение конъюнктуры чартерного рынка контейнерного тоннажа. Braemar
Container Index в рассматриваемом периоде уменьшился более чем на 15 пунктов
или на 9,91%.
Динамика Braemar Container Index в мае – июле 2008 г.
Контейнеро-вместимость тоннажа, TEU |
Наличие грузовых средств |
Контейнерный индекс |
|||
01.05. |
29.05. |
26.06. |
24.07. |
||
250 |
G |
6,53 |
6.53 |
6.29 |
6.29 |
520 |
G |
11,90 |
12.04 |
11.90 |
11.90 |
510 |
GL |
7,72 |
8.06 |
8.06 |
8.06 |
750 |
G |
10,29 |
10.18 |
10.02 |
10.07 |
1000 |
G |
17,40 |
17.1 |
16.88 |
16.20 |
1100 |
G |
11,38 |
11.33 |
11.33 |
10.80 |
1600 |
GL |
21,73 |
21.73 |
20.76 |
19.46 |
1700 |
G |
27,23 |
26.09 |
24.96 |
23.82 |
2000 |
G |
10,25 |
9.75 |
9.63 |
9.13 |
2500 |
G |
12,77 |
12.16 |
9.97 |
9.73 |
2900 |
GL |
10,60 |
10.2 |
8.80 |
8.40 |
3500 |
GL |
7,73 |
7.50 |
6.59 |
6.25 |
Итого |
G |
155,52 |
152.89 |
145.18 |
140.11 |
G – с грузовыми средствами Источник: Braemar Container
Shipping & Chartering Ltd.
GL – без грузовых средств
Рассматривая непосредственную динамику ставок на
контейнерный тоннаж, фрахтуемый в тайм–чартер, нетрудно заметить, что летнее
падение ставок в значительно большей степени коснулось больших контенеровозов
вместимостью 2500 TEU и выше. Для контейнеровозов вместимостью 1000 – 2000 TEU
падение ставок составило 800-2250 USD/сут. Для судов меньшей вместимости
падение составило до 250 USD/сут. либо вообще не имело места. Для фидерных
контейнеровозов без грузовых средств вместимостью 510 TEU в рассматриваемом периоде
наблюдалось даже незначительное повышение чартерных ставок.
Динамика средних тайм-чартерных ставок на контейнерный
тоннаж в мае – июле 2008 г.
Контейнеро-вместимость тоннажа, TEU |
Наличие грузовых средств |
Тайм-чартерные ставки,USD/сут. |
||
02.05. |
18.07. |
Разница (+) (-) |
||
250 |
G |
6750 |
6500 |
-250 |
520 |
G |
8500 |
8500 |
0 |
510 |
GL |
7100 |
7250 |
+150 |
750 |
G |
9600 |
9400 |
-200 |
1000 |
G |
11600 |
10800 |
-800 |
1100 |
G |
12900 |
12150 |
-750 |
1600 |
GL |
17000 |
15000 |
-2000 |
1700 |
G |
18000 |
15750 |
-2250 |
2000 |
G |
20500 |
18250 |
-2250 |
2500 |
G |
26000 |
20000 |
-6000 |
2900 |
GL |
26500 |
21000 |
-5500 |
3500 |
GL |
34000 |
27500 |
-6500 |
Источник: Fairplay
Динамика средних тайм-чартерных ставок на контейнерный
тоннаж в 2005 – 2008 гг.
Контейнеро-вместимость тоннажа, TEU |
Наличие грузовых средств |
Годы |
|||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 (июль) |
||
725 |
G |
12775 |
9817 |
9054 |
8200 |
1000 |
G |
17700 |
12350 |
12500 |
11750 |
1700 |
G |
27146 |
17079 |
16613 |
17000 |
2000 |
G |
28750 |
18392 |
19696 |
18500 |
2750 |
G |
34813 |
22646 |
26292 |
22125 |
3500 |
GL |
38427 |
26538 |
29958 |
29500 |
G – с грузовыми средствами Источник: Clarkson Research
Services
GL – без грузовых средств
Мнения морских аналитиков по поводу дальнейшего развития
фрахтового рынка контейнерного тоннажа диаметрально противоположны. Одни
считают, что падать дальше некуда и рынок стабилизируется. Другие же проводят
аналогию с летом 2005 года, когда рынок начал стремительно опускаться вниз.
Валерий Войниченко, фрахтовый обозреватель, к.э.н.
ugmk.info