2011-07-29 14:05:33
Большинство пассажиров “Булгарии” – а это в основном женщины и дети – как ни парадоксально, утонули из-за спасательных жилетов, которые тянули их вверх, не давая возможности поднырнуть и выплыть в дверь или окно, когда судно резко накренилось.
В этом убеждены водолазы Центроспаса МЧС России, поднимавшие тела с затонувшего в Куйбышевском водохранилище Волги теплохода.
"Корабль
лег на бок, двери оказались на потолке. Вода хлынула под мощным
давлением. Плюс паника. Как было выбраться? – рассказал спасатель Андрей
Терехов. – Спасательное средство могло сыграть здесь обратную роль".
Жилеты,
надетые на утонувших, таким же образом мешали и водолазам – когда они
вытаскивали тела из отсеков судна. Специалисты и СМИ ранее уже
сокрушались о том, что пассажиров в панике и при отсутствии связи на
обесточенном теплоходе никто не предупредил, что жилеты надо надевать не
в каюте, а хватать их и бежать наверх, откуда можно быстро спрыгнуть в
воду.
В итоге многих жертв крушения находили
именно так – в бесполезных спасжилетах под потолком во внутренних
помещениях теплохода. Тела обнаруживали везде: в коридорах, каютах,
ресторанах. Очень многих нашли в трюме, где их в принципе быть не
должно, говорит заместитель начальника поисково-спасательной службы
Андрей Аникеев.
"Детей готовы были увидеть в музыкальном салоне.
Но они в панике успели разбежаться по отсекам… Загадка, как многие из
них попали в тот же трюм", – продолжает он.
Процесс подъема
происходил по такой схеме. Подводник, нашедший утонувшего, вытаскивал
его из помещения и передавал водолазу, стоявшему у ходового конца
(специальные канаты, которые натягивают от места спуска водолаза до
объекта). А потом разбухшие в воде тела сами всплывали наверх. На
поверхности их принимали их и транспортировали к санитарному катеру.
При
этом на вопрос журналистки, правда ли, что водолазы стараются не
смотреть в лицо погибшим и даже поворачивают к себе спиной (как
цитировали безымянных спасателей некоторые газеты), Андрей Терехов
возмутился: "Что за дилетантский подход? Это когда вода прозрачная,
утонувшего человека можно увидеть за три метра. Если видимости никакой,
ты его вообще не увидишь, будешь ползать по грунту и только на ощупь
поймешь, что нашел утопленника. Берешь его за ногу или за руку и
поднимаешь наверх".
Как работали водолазы: в кромешной тьме двигались на ощупь, так же находили тела
Водолазы
вспоминают, что первое время вообще не уходили с поста, работали и
днем, и ночью. Потом прибыло пополнение, и смены стали 12-часовыми.
Разницы в дневной и ночной работе практически не было – из-за волнения и
шквалистого ветра в первые дни ничего не было видно на расстоянии
вытянутой руки.
"Уже буквально через пару метров погружения
наступает тьма, – говорит Андрей Аникеев. – Включаем электрофонари. В
Куйбышевском водохранилище белый корпус "Булгарии" можно было разглядеть
на расстоянии полутора метров".
Для водолазов работать в
условиях плохой видимости – дело привычное, но они признаются, что
сначала, когда судно было еще мало изучено и руководствовались схемами,
выданными на суше, было сложно ориентироваться. К тому же в первый день
теплоход двигался на дне от волнения, только на вторые сутки он
стабилизировался, всосавшись в ил.
Особенно сложно было работать в
узких захламленных лабиринтах отсеков и проходах. Да и вообще, с
гражданскими объектами такого масштаба, как "Булгария", водолазы МЧС
ранее не работали. "Обследуя корабль с киля и капитанской рубки,
работали по одному. Тогда же подняли на поверхность двух утонувших
пассажиров", – рассказывают они.
Первых четырех утонувших –
женщину и ребенка – достали подводники из Татарстана. Все тела сразу
после подъема фотографировали для следственных органов. Как признается
журналистка, на снимки жутко и больно смотреть: женщина в облепившем ее
синем платье и мальчишка в шортах лежат на палубе, руки-ноги
полусогнуты, к ногам привязаны бирки.
Затонувший теплоход был
разбит на сектора, одновременно работали несколько водолазных постов.
Каждый спасатель погружался меньше чем за минуту – завалившееся на бок
судно показывалось в речной мути уже через 20-30 секунд. За каждым
подводником был протянут ярко-оранжевый канат – сигнальный конец,
служащий и страховкой, и своеобразной связью.
Место катастрофы на
поверхности можно было узнать по пришвартованным друг к другу судам.
Метрах в 20 от них из воды вертикально торчала корма шлюпки. Другим
концом она была прикреплена таль-блоком к верхней палубе затонувшего
теплохода, как раз позади рубки капитана. Это и был указатель.
Потом уже буями обозначили носовую часть и корму "Булгарии", ярким поплавком была отмечена середина.
После
того, как определили местоположение судна на грунте, начали спуски.
Группа Центроспаса отрабатывала техническую зону, прогулочную и рабочую
палубы, плюс два ресторана на корме. "Брали с собой гидравлический
инструмент с пневмонасосом, а также небольшую кувалдочку граммов на 400,
– рассказывает Андрей Терехов. – Чтобы сократить путь и проникнуть в
каюту, разбивали окна. Они были небольшими, примерно 50 на 50
сантиметров. Обколачивали, обстукивали острые края – и вперед.
Отрабатывали одну каюту за другой".
"В трюм, к отсекам,
спускались уже в шланговом снаряжении, – продолжает Андрей Аникеев. –
Это когда воздух поступает к тебе с поверхности по шлангу. Работали по
двое, а то и по трое. Это, конечно, психологически легче. Но в узкий
проем вдвоем не войдешь. Один шел вперед, второй страховал его на
повороте. Когда дважды перегнется сигнальный конец, с поверхности
водолазу уже никакой информации не передашь".
Двигаться
спасателям приходилось практически на ощупь. Затонувший теплоход не был
морским судном, мебель не была прикреплена к полу и стенам. Под потолком
в каютах висели деревянные столы и стулья, матрасы и подушки болтались
посередине, тяжелые вещи осели внизу. Скатерти, простыни, отошедшие от
влаги куски обшивки – все приходилось перебирать руками.
"Булгарию" погубила не перепланировка, а открытые иллюминаторы
По
поводу незаконной перепланировки "Булгарии", которую, как сообщали СМИ,
обнаружили специалисты МЧС говорят, что не заметили серьезных
расхождений в конструкции с выданной схемой.
"Верхние две палубы
были в том же состоянии, что и на плане. Была немного изменена трюмная
часть. В каютах там дополнительно поставили две душевые кабинки. В
техническом отсеке часть иллюминаторов была заварена. В них, видимо, не
было необходимости, так как они все равно были заставлены, к ним не было
доступа", – говорят они.
Напомним, сейчас поднятый со дна
теплоход стоит в сухом доке ремонтной базы речного флота имени
Куйбышева, из его помещений откачана вода, судно очищено от песка и ила.
"Булгарию" обследуют следователи и эксперты, в том числе сверяют
внутренние помещения судна с планом в технической документации.
По
предварительным выводам следователей, судно ушло ко дну из-за сильного
крена и открытых иллюминаторов – таких было как минимум 11, сообщил
эксперт-криминалист. "Когда резкая волна ударила в накренившееся судно,
через них в помещения хлынула вода", – объяснил он.
"Почему были
нарушены должностные инструкции и иллюминаторы, которые должны быть
закрыты в непогоду, остались открытыми, разберутся следователи,
работающие с экипажем. Самое логичное объяснение – на судне не было
кондиционеров, а в каютах в тот день было очень жарко", – продолжил
эксперт.
"Снаружи никаких пробоин и повреждений у теплохода не
обнаружено, за исключением тех, что были нанесены при транспортировке
тросами. Большая часть спасательных кругов осталась на местах", –
рассказал изданию один из инженеров, работающих в доке. "На "Булгарии"
была произведена перепланировка, но лишние перегородки и каюты утянуть
ее на дно не могли", – заключил он.
По окончанию работы следователей, судно будет утилизировано.
Катастрофа "Булгарии" и кого "назначили" виновными
Двухпалубный
дизель-электроход "Булгария", построенный в 1955 году в Чехословакии,
затонул 10 июля во время грозы в Куйбышевском водохранилище на
территории Татарстана в трех километрах от берега. Туристическое судно
следовало из города Болгар в Казань. По уточненным данным, на судне в
момент крушения находился 201 человек. Погибли 122 человека, спаслись
79.
Уголовное дело по факту крушения судна возбуждено по части 2
статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации
железнодорожного, воздушного и морского транспорта). Санкция статьи
предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет. Расследует
уголовное дело центральный аппарат СК.
По данным Генпрокуратуры,
теплоход вышел в рейс неисправным, с перегрузкой и без лицензии на
перевозку пассажиров. Следователи предъявили обвинение главе
компании-субарендатора затонувшего теплохода "Булгария" Светлане
Инякиной и старшему эксперту камского филиала Российского речного
регистра Якову Ивашову.