15 сотрудников Южной таможни уволены за нарушение присяги

2011-03-25 12:31:01

На Южной таможне, работающей в Одесской области, уволены 15 должностных лиц – за нарушение присяги государственного служащего. Еще 7 человек на одну ступень понижены в специальном звании.



Об этих
итогах работы внутренней комиссии отчиталась
24 марта Государственная таможенная служба. При участии представителей Службы
безопасности Украины было проведено комиссионное открытие 54 контейнеров, которые
находились под таможенным контролем. 22 оказались пустыми. В других была
продукция, не соответствующая данным, указанным в товаросопроводительных
документах.

Выявлены
«многочисленные нарушения требований действующего законодательства должностными
лицами Южной таможни при таможенном контроле и таможенном оформлении товаров,
поступавших в адрес отдельных субъектов внешнеэкономической деятельности. Это
привело к нанесению государству материального ущерба, размер которого будет
установлен в ближайшее время». «Причиной и условием, способствовавшими
систематическим нарушениям, стало ненадлежащее и недобросовестное исполнение
должностными лицами своих служебных обязанностей», – признают в ведомстве.

Напомним,
что о масштабных злоупотреблениях со стороны одесских таможенников
предприниматели сообщили в открытом письме к губернатору Эдуарду Матвийчуку.
Упомянуты конкретные размеры вымогаемых взяток: 500 долл. за импорт каждого
контейнера и 200 – 300 долл. за транзит. Как подчеркнули бизнесмены,
иностранные грузоотправители уже знают, что в украинских портах «появились
новые расходы, имеющие полностью криминальное происхождение».

А сайт «Корреспондент»
опубликовал статью «Размах коррупции на таможнях Украины достиг апогея». В
материале идет речь, в частности, о том, что «коррупция на Южной таможне,
обслуживающей Одесский регион, становится тотальной. По подсчетам экспедиторов,
общая сумма неофициальных платежей здесь превышает 500 млн. долл. в год».

В феврале
Министерство инфраструктуры попросило Премьера Николая Азарова
содействовать разрешению критической ситуации в Одесском и Ильичевском морских
торговых портах. Отмечалось, что время оформления контейнера превышает 10
часов. Это «угрожает стабильной работе портов и других предприятий».

Порты
получили от клиентуры многочисленные предупреждения – о переориентации
транзитных контейнеров в гавани России, Грузии, Румынии, стран Прибалтики.
Также планируется сокращение объемов отправки импортных контейнеров через
украинские порты.

В январе
Госслужба морского и речного транспорта уже просила Государственную
таможенную службу ликвидировать критическую ситуацию с обработкой контейнеров в
Одесском и Ильичевском МТП. 24 января администрация ОМТП сообщила, что
оформление контейнеров – в режимах импорта и внутреннего транзита – на
предприятии практически прекращено. Руководство порта информировало,
что 14 января «контролирующие службы снова потребовали осмотра 100% контейнеров
в режимах импорта и внутреннего транзита, с полной выгрузкой содержимого каждой
емкости».

В середине
февраля председатель Гостаможслужбы Игорь Калетник заявил, что считает
необходимым проверить наличие товаров во всех контейнерах, которые находятся в
Одесском и Ильичевском МТП.

Кризисная
ситуация на этих предприятиях сложилась далеко не впервые. В частности, в июне
2010-го таможенники, декларируя усиление борьбы с контрабандой, ввели там
практически стопроцентный досмотр контейнеров. Это объяснялось
значительным объемом контрабанды и существенным занижением стоимости продукции.

В
Гостаможслужбе тогда уверяли, будто сумели «закрыть схемы нелегального
ввоза товара через порты Одесской области». И на это якобы жалуются лишь
предприниматели, «которые на таких схемах зарабатывали миллиарды гривен, не
платя ни копейки в государственный бюджет».

С середины
сентября прошлого года в упомянутых портах ситуация повторилась. На территориях
обоих госпредприятий скопились тысячи контейнеров. Проверки усилились,
когда руководство Гостаможслужбы обвинило свои подразделения на местах
в «ненадлежащем контроле» над деятельностью брокеров.

Премьер
Николай Азаров поручил Гостаможслужбе сократить время прохождения грузов в
морских портах. В частности, срок таможенной проверки каждого контейнера
следовало уменьшить до двух часов. В свою очередь, И. Калетник утверждал, что
«по новым правилам, каждый контейнер должен оформляться за 1,5 часа и не
больше». Также чиновник заявлял: «Бизнес, который готов работать прозрачно,
проходит оформление без проблем. А тот, кто стремится создать таможенникам
проблемы, как видим, создает их лишь себе».

В портах
побывали члены межведомственной комиссии по вопросам упрощения
процедур контроля грузов, пассажиров и транспортных средств. Она «обработала 28
предложений и множество спорных вопросов». Предполагалось, что итогом
деятельности комиссии станет ускорение таможенного оформления.