В компании “Черноморнефтегаз” шокированы приговором капитану судна “Нафтогаз-67”

2010-01-18 10:31:41

Оглашение в минувшую пятницу окружным судом Гонконга приговора четверым морякам по делу о столкновении 22 апреля 2008 года украинского буксира “Нафтогаз-67” и китайского сухогруза “Яохай”, согласно которому капитан украинского судна Юрий Кулемесин получил самый большой срок – 3 года и 2 месяца, стало настоящим шоком.



"Все были уверены, что все будет нормально. И в мыслях не было, что ситуация может так повернуться", – рассказал в телефонной беседе с пекинским корреспондентом УКРИНФОРМа Юрий Корчевский, начальник Управления внешнеэкономической деятельности и коммерческой эксплуатации флота компании "Черноморнефтегаз", которой принадлежало это транспортно-буксирное судно.

Помимо Юрия Кулемесина (которому в воскресенье исполнится 46 лет), к отбыванию тюремного заключения приговорены также капитан балкера 38-летний Лю Бо – к 2 годам и 4 месяцам, старший лоцман – 62-летний Тан Док-ва к 3 годам и младший лоцман 49-летний Брюс Чунь Ва-так – к 2 годам и 4 месяцам (гонконгские лоцманы вели "Яохай" через пролив). Все моряки очень опытные: Юрий Кулемесин 25 лет провел в море, Тан Док-Ва (62 года) – 39 лет.

По словам Ю.Корчевского, находившегося в зале суда, у всех присутствовавших, а это представители разных морских организаций, таких, как Ллойд, Морской институт, Морской департамент Гонконга и ряда других, решение судьи вызвало негодование и возмущение. Дело в том, что на руках у сторон был отчет Морского департамента Гонконга, который свидетельствует о том, что грубых нарушений в действиях капитана транспортно-буксирного судна не было. Мордеп в своих выводах говорит о том, что поведение капитана буксира подпадает под правило 17 Международных правил предупреждения столкновения судов (МППСС) – действие судна, которому уступают дорогу, тогда как китайскому капитану и лоцманам было указано сразу на 3 пункта: 6 – безопасная скорость, 8 – несвоевременные действия и 16 – действия судна, уступающего дорогу. Исходя из такой экспертной оценки (а она была сделана на основе моделирования ситуации и всестороннего ее изучения), состава преступления в действиях капитана "Нафтогаз-67" морским властями Гонконга усмотрено не было.

Вместе с тем, судья вменила капитанну Кулемесину нарушение правил МППСС п.5 (наблюдение), п.8 (действия для предупреждения столкновения) и п.9 (плавание в узкостях); всех остальных ответчиков обвинили в нарушении правил МППСС пп. 5 и 8.

Таким образом, налицо противоречие в официальных выводах отчета о морском происшествии Морского департамента Гонконга и судьи. Судья Сузанна Д’Алмада Ремедиос не приняла к сведению ситуацию пересечения курсов и ошибочно применила правило МППСС п. 9, на который Госфлотинспекция Украины получила официальный ответ от правительства Гонконга в лице Морского департамента, в котором чётко указывается, что правило МППСС в данной сиутации неприменимо.

Тут следует заметить, что удивление вызывает вообще выбор судьи, которая до этого процесса не занималась морскими происшествиями вообще и не имеет ни малейшего опыта работы в таких ситуациях. Ранее она специализировалась на разбирательстве дел о насилии в семье, а потому профессиналом в такой новой для себя сфере явно не является.

Возвращаясь же к процессу и его исходу, надо сказать, что специалисты разводят руками: как теперь трактовать и какими правилами руководствоваться – теми, которые диктует Морской департамент Гонконга, который собственно и определяет правила и регулирует движение в водах региона, или теми, которые провозгласила судья? Возникает конфликтная ситуация в применении правил, и моряки, ходящие в этих водах, не будут знать, как себя вести в экстренных ситуациях. Морской департамент уже заявил, что изучит выводы суда.

Характеризуя сложившуюся ситуацию, представитель "Черноморнефтегаза" отметил, что морякам известно правило избегать поворота влево, если позволяют обстоятельства (именно на нем особенно акцентировала судья). Однако топовый огонь "Яохай" в тот момент четко пересекал нос буксира, и в этой ситуации "Нафтогаз-67" сделал единственное, что мог сделать – повернул влево, руководствуясь правилом о том, что когда одно из двух судов должно уступить дорогу другому, это другое судно должно сохранять курс и скорость, но если становится очевидным, что судно, обязанное уступить дорогу, не предпринимает соответствующего действия, оно может предпринять наиболее подходящее действие, чтобы избежать столкновения только собственным маневром. "Яохай", в свою очередь, руководствовался правилами движения судов в узком канале, тогда как данное водное пространство, в котором произошло столкновение, таковым не считается. Капитаны применили разные правила, что и привело к столкновению.

Украинская сторона, адвокаты, сказал Юрий Корчевский, будут тщательно изучать вердикт, каждую его строчку. Для подачи аппеляции есть 28 дней. И она обязательно будет подана.

Пока же наш капитан находится в камере предварительного заключения, скоро его должны перевести в местную тюрьму. Свой 46-ой день рождения он встретил вдали от родных и в неволе. Под стражу подсудимые решением прокурора были взяты еще 13 января, после первого часа зачитывания материалов дела, когда стало понятно, что приговор будет обвинительным. Сразу же был пересмотрен вопрос о залоге, под которым до этого времени находились все подследственные.

Очевидно, что в случае, если снять обвинения не удастся, Кулемесину придется отбывать срок с гонконгской тюрьме, поскольку договора об экстрадиции между Украиной и Специальным административным районом Сянган (Гонконг) нет.

Напомним, что столкновение двух судов произошло в 9:14 вечера 22 марта 2008 в условиях тумана вблизи побережья Гонконга. 2,723-тонный "Нафтогаз-67" шел со скоростью 10,5 узлов, навстречу двигался со скоростью 13,5 узлов 120,000-тонный балкер. Возле острова Ланьтау, поняв неизбежность столкновения, оба применили различные правила избежания столкновения – буксир намеревался разойтись правыми бортами, Яохай – левыми. В результате оба повернули в одну сторону и столкнулись при суммарной скорости 23 узла. Буксир получил 4-метровую пробоину и затонул в считанные минуты, унеся с собой на дно 18 украинцев, "Яохай" получил небольшие повреждения носовой части.