На рейде индийского порта Мумбай тонет украинское судно “Радомышль”, а вместе с ним – и Украинское Дунайское пароходство

2009-08-13 11:28:05

В надежде на спасение коллектив единственной в стране государственной судоходной компании обращается к Уполномоченному Верховной Украины по правам человека Нине Карпачевой.



На рейде индийского порта Мумбай тонет украинское судно
"Радомышль", а вместе с ним – и Украинское Дунайское пароходство,
сообщает УКРИНФОРМ. В надежде на спасение коллектив единственной в стране
государственной судоходной компании обращается к Уполномоченному Верховной
Украины по правам человека Нине Карпачевой. Настоящее обращение, говорится в
послании, которое от имени коллектива подписали председатели профсоюзных
комитетов работников береговых подразделений и плавсостава ОАО "Украинское
Дунайское пароходство" Виталий Татарчук и Олег Широков, без преувеличения
является криком о помощи. Суть проблемы излагается так.

Многочисленные, но формальные ответы Министерства транспорта и связи
Украины по острейшим проблемам судоходной компании – национального перевозчика
N1, обращения администрации и трудового
коллектива пароходства в Кабинет министров, к премьер-министру, в Верховную
Раду и даже к Президенту Украины результата не дали. Ни одна из проблем не
решается. Положение приобретает необратимый характер. Угроза нависла уже над
жизнью моряков.

Последние пятнадцать лет в истории нашего предприятия столь сложны и
многотрудны (эмбарго против Югославии и прекращение судоходства на Дунае из-за
разбомбленных мостов, аресты морских судов в Египте по искам к государству
Украина), что нельзя не подивиться, как еще Украинское Дунайское пароходство
остается на плаву, а коллектив не теряет веры в его спасение. Удивительно
другое – что все органы государственной власти фактически преступно
бездействуют в решении судьбы своего стратегического транспортного предприятия,
некогда самого крупного игрока на дунайском рынке перевозок, от успехов
которого зависит не только экономика и международный авторитет Украинской
державы, но и благополучие целого региона с его более чем полумиллионным
населением. Здесь, в Украинском Приуднавье, в отличие от Киева, каждый
понимает, что транзитно-транспортный потенциал этого уникального края открывает
огромные политико-экономические возможности для всей страны.

Напротив, приходится убеждаться в том, что государственное транспортное
предприятие – правопреемник славного Советского Дунайского пароходства,
осуществлявшего наряду с экспортно-импортными перевозками значительную часть
высокоэффективных транзитных речных и морских перевозок, – государству Украина
не нужно. Крупнейшее предприятие Придунайского региона и градообразующая для
Измаила государственная структура стоит на грани уничтожения. Чиновничья
бюрократия Минтранссвязи, органы законодательной и исполнительной власти, на
глазах которых исчезли такие морские колоссы, как Черноморское и Азовское
пароходства, безучастно наблюдает за судьбой последней в Украине
государственной судоходной компании. Более того, когда мы выстояли в
форс-мажорных обстоятельствах югославских войн и достигли определенной
стабилизации, новые трудности обрушились со стороны… "родного"
Министерства транспорта и связи во главе с тогдашним министром Рудьковским Н.Н.
Злонамеренное назначение на высший и средний уровни руководства УДП
"луганской бригады" привело к уводу ею большей части морских судов в
менеджмент мошеннических оффшорных компаний-частников. Пароходству причинены
огромные валютные убытки, а несколько морских судов арестованы в иностранных
портах за долги обанкротившихся горе-менеджеров.

Одно из них – "Радомышль", стоящий на рейде индийского порта
Мумбай (Бомбей). В ожидании разрешения Минтранссвязи на реализацию судно,
находящееся в управлении нанятой прежним руководством УДП оффшорной компании,
прибыло в этот порт 1 февраля 2008 г. в аварийном, немореходном состоянии. К
настоящему времени теплоход представляет собой корпус в состоянии металлолома,
который охраняется и с трудом удерживается на плаву экипажем из 17 человек –
граждан Украины. На основании ранее выработанных обоснований и полученных
разрешений этот имущественный объект был продан на аукционе в июле 2008 г. с
реализацией на месте настоящей рейдовой стоянки. В дальнейшем продажа была
запрещена Минтранссвязи, результаты аукционных торгов аннулированы. Огромные
валютные расходы по охране не только т/х "Радомышль", но и других
аналогичных старых судов, выдвинулись на первое место в ряду самых острых и
неотложных проблем пароходства. Однако все действия руководства компании и ее
трудового коллектива наталкиваются на непробиваемую стену бюрократии.

Вместо того, чтобы получить от продажи т/х "Радомышль" в виде
металлолома (по ценам Индии в июле – августе 2008 г.) 2,5 млн. долларов США, мы
получили расходы на содержание парохода (энергообеспечение, питание, вода,
медикаменты) и портовые сборы в 2008 г. 1,1 млн. долларов США, а за первое
полугодие 2009 г. – еще 0,6 млн. долларов. Предельный возраст, изношенность и
несоответствие даже самым минимальным техническим и навигационным международным
требованиям делают неактуальными вопросы ремонта и реновации судна. Дальнейшее
нахождение его на внутреннем рейде порта Мумбай только увеличивает расходы:
портовые власти обоснованно требуют в целях безопасности своей акватории
ежедневного сопровождения металлоломного корпуса дорогостоящим буксиром.

Но дело уже не только в убытках. Речь идет о жизни наших моряков.
Изношенный корпус дал угрожающую течь, с которой судовое оборудование не
справляется. Вода поступает в машинное отделение со скоростью 5 тонн в сутки,
так что в самое ближайшее время судно может затонуть. Закуплены дополнительные
насосы, все 17 человек экипажа предпринимают отчаянные меры для предотвращения
трагедии в условиях сезона тропических штормов. В пароходстве в непрерывном
режиме работает аварийный штаб. В борьбе за живучесть судна главной задачей
выдвинуто обеспечение здоровья и жизни людей. Есть готовность к эвакуации
экипажа, объявлению сигнала
SOS и, по согласованию с портовыми властями, выбросу судна во время прилива на
береговую отмель.

Руководство ОАО "УДП" вместе с профсоюзными организациями
плавсостава и береговых подразделений 7 августа 2009 г. экстренно информировало
премьер-министра, председателя Верховной Рады, Секретариат Президента Украины,
Службу безопасности, Министерство транспорта и связи как об аварийной ситуации
с т/х "Радомышль", так и о последствиях непринятия решения по
реализации устаревших судов, требующих списания. Они тянут ко дну все
предприятие, делая людей "охранниками" металлолома и принуждая
коллектив пароходства оказывать самому себе столь дорогостоящую услугу. В этом
свете бюрократическая деятельность или бездействие Министерства транспорта и
других государственных структур не могут не рассматриваться нашим трудовым
коллективом как преступные. Назревающая трагедия находящегося вдали от родных
берегов украинского судна "Радомышль" – ярчайшее тому подтверждение.

Уважаемая Нина Ивановна, коллектив ОАО "Украинского Дунайского
пароходства" знает Вас как принципиального и авторитетного человека,
делающего все возможное для защиты чести, прав, достоинства, здоровья и жизни
человека. Обращаемся именно к Вам в надежде, что, подключившись к жизненно
важным проблемам последнего государственного пароходства Украины, Вы со своим
влиянием сможете растормошить государственные структуры, уполномоченные
принимать соответствующие решения.

Возможных вариантов, на наш взгляд, два. Первый – принятие ВРУ поправки к
Закону Украины "Об управлении объектами государственной
собственности" с исключением ОАО "Украинское Дунайское
пароходство" из Перечня объектов государственной собственности, не
подлежащих приватизации. Второй путь – принятие Верховной Радой изменений к
указанному Закону, позволяющих хозяйственным организациям распоряжаться
имуществом, которое включено в их уставные фонды.

Атмосфера в коллективе нашего предприятия накалена. На фоне происходящих в
стране предвыборных игр и громких обещаний мы рассматриваем инцидент с т/х
"Радомышль" не как отдельный печальный случай, а как своего рода
предвестник судьбы всего пароходства. Надеемся, что Ваше вмешательство спасет
не только наших сограждан-моряков, но и уникальное предприятие на Дунае как
стержневое во всей морехозяйственной отрасли страны. Но сейчас главное –
списать судно-призрак на металлолом, продать его на месте и эвакуировать
экипаж.

Уважаемая Нина Ивановна, призываем Вас приложить все возможные усилия для
предотвращения надвигающейся трагедии, на которой, мы уверены, захотят
попиариться многие безответственные политические деятели. Просим Вас не
допустить, чтобы жизни украинских граждан, а для нас отцов, мужей, детей и
друзей, стали разменной картой в этих бесконечных политических игрищах.

Наталья Ожогова – УКРИНФОРМ