Кому достанется “Южный”?

2014-06-25 09:47:00

Как говорят сведущие люди, условия, которые сегодня разрабатываются для концессионного конкурса, позволяют принять участие в нем примерно десяти крупным украинским компаниям, располагающим грузовой базой



Морская отрасль, оправившись от шока, вызванного последними политическими событиями в стране, продолжает двигаться по пути реформ, начатых еще в прошлом году. Министерство инфраструктуры заявило, что курс остается неизменным, в ответ на попытки ряда народных избранников внести коррективы в новый Закон "О морских портах Украины" и вернуться к прежней системе управления портами, сломав таким образом хребет реформе. Однако сможет ли новая власть вывести начатую реформу на качественно новый уровень? Показать, что привлечение инвесторов в портовую отрасль — это не передача доходных государственных комплексов или целых портов приближенным к власти олигархам, как намечалось прежде?

Порт — не предприятие, а территория

Министерство инфраструктуры уже заявило, что в самое ближайшее время готово провести в Украине первый открыто-показательный инвестиционный конкурс о передаче в концессию государственных активов порта "Южный". На них, отметим, давно претендует группа Ахметова, не успевшая заполучить их во время правления Януковича.

Пока нет официальной информации об условиях конкурса, но уже сегодня ясно, что концессия, которой отдан приоритет как самому главному инструменту привлечения инвестиций, стартует с большим опозданием и с передачи инвестору самого прибыльного государственного актива. И тут возникает ряд вопросов. Что государство будет с этого иметь? Какая нынче необходимость отдавать в частные руки прибыльные комплексы? При этом хилые, изношенные мощности, требующие срочной модернизации, по-прежнему в ожидании инвестора. И почему в случае с "Южным" выбрана концессия, платежи от которой будут, по заверению специалистов, намного меньше, чем, скажем, от аренды?

Но для начала несколько слов о том, что собой представляет порт "Южный", в который чиновники пытаются привлечь инвестиции для модернизации его мощностей и увеличения объемов перевалки? Напомним, что портов как государственных предприятий в Украине больше нет. Таков результат начатой в прошлом году реформы. Вместо них созданы государственные стивидорные компании. В "Южном" — это ГП "МТП Южный". Фактически осталось то же название, которое было у государственного порта, что вносит некоторую путаницу для непосвященных. Все остальные функции, которые выполнял раньше порт, связанные с организацией и безопасностью судоходства, отошли новой структуре — Администрации морских портов Украины (АМПУ) с филиалами на местах. Она теперь в статусе госпредприятия отвечает за развитие портов, создание для всех предприятий, работающих в порту, равных, конкурентных условий. У нее на балансе находятся стратегические объекты, не подлежащие передаче в частные руки, — акватории, подходные каналы, причальные стенки. Со всем этим имуществом администрации отошли и портовые сборы на их содержание. Словом, порт — это теперь акватория и прилегающая к ней территория, где переваливают груз как государственные, так и частные компании.

В порту "Южный", лидирующем в Украине по объемам грузоперевалки, сегодня работают, помимо государственного оператора, еще девять стивидорных компаний. В основном частные, которые имеют в собственности выкупленные земельные участки для дальнейшего развития своих мощностей. Все вместе взятые они перевалили в прошлом году 43,4 млн тонн груза. Это самый высокий показатель среди всех портов Украины. Из них 14,2 млн тонн приходится на долю государственной стивидорной компании ГП "МТП "Южный", которая по итогам прошлого года перечислила в бюджеты всех уровней около 500 млн грн (для сравнения, грузооборот всего Ильичевского порта — 16,4 млн тонн). Так вот, эти самые государственные мощности по перевалке в порту "Южном" угля, руды, генеральных и навалочных грузов и собираются передать в концессию. Иными словами, отдают сегодня в частные руки не убыточные, а прибыльные комплексы.

Концессия для Ахметова?

По заверению министра инфраструктуры Максима Бурбака, инвестиционный проект по "Южному" самый подготовленный. При этом есть потенциальный инвестор — компания "Портинвест", разработавшая свое ТЭО проекта.

Отметим, что компания СКМ Рината Ахметова готовилась к концессии портов основательно. Для управления портовыми активами был создан холдинг "Портинвест", который задолго до старта портовой реформы подготовил и презентовал проекты по развитию двух портов — "Южный" и Мариупольского. Именно специалисты СКМ внесли главную лепту в разработку и принятие Закона "О морских портах Украины", который задекларировал концессию как главный инструмент для привлечения инвестиций. Для успешной реализации своих планов компания Ахметова в 2010 г. пролоббировала назначение на пост начальника ГП "Морской торговый порт "Южный" кандидатуру Александра Лагоши, который до этого возглавлял стивидорную компанию "Авлита" (г. Севастополь), входящую в группу СКМ. После реорганизации порта в 2013 г. А.Лагоша возглавил государственную стивидорную компанию ГП "МТП "Южный", которая и подготовила к передаче в концессию перевалочные комплексы бывшего государственного порта "Южный". Именно под руководством Лагоши был начат проект углубления акватории порта и подходного канала, сделавший его самым глубоководным в Украине. Сегодня порт сможет обрабатывать суда с осадкой 18,5 м. Хотя глубины до 21 м еще не достигнуты.

Сметная стоимость данного проекта в ценах двухгодичной давности — 1,1 млрд грн. Финансирование осуществляется за счет портовых сборов. После реорганизации всех 18 портов Украины они поступают в общую копилку Администрации морских портов Украины, которая затем направляет их на финансирование отдельных проектов, реализуемых в портах. В числе первых оказался "Южный". Это вызвало критику и недовольство со стороны других портов, таких, как Ильичевский, оставшихся на мели после того, как гарантированные платежи от судозаходов отошли АМПУ. К слову сказать, централизация портовых сборов и стала одной из причин, приведших к появлению законопроекта "О внесении изменений в Закон Украины "О морских портах Украины" и предложениям ликвидировать АМПУ.

Сегодня в углублении акваторий нуждаются и другие порты Украины, но денег на всех не хватает. Даже на поддержание проектных глубин. По словам директора ГП "Ильичевский морской торговый порт" Юрия Крука, в прошлом году планировались работы по землечерпанию в акватории, но ничего не было сделано. Поскольку порту не вернули ни одной копейки портовых сборов. По заверениям руководства Администрации морских портов Украины, финансирование выделялось тем, у кого были готовые проекты. А проект дноуглубления в порту "Южный" был утвержден правительством еще в сентябре 2012 г.

Однако понятно, что в свое время этот дорогостоящий проект получил зеленый свет и благодаря Ахметову, выбравшему "Южный" как самый перспективный порт для развития своих портовых активов. Презентуя свой южненский проект строительства нового терминала по перевалке коксующихся и энергетических углей, железорудного концентрата и окатышей мощностью 18 млн тонн в год, руководство компании подчеркивало: его преимущество — это глубоководные причалы, позволяющие обрабатывать суда большой вместимости без их дополнительной загрузки на рейде. То есть государственные активы "Южного", в отличие от других портов, системно готовили для передачи в концессию.

Государственные операторы  не выдержат конкуренции

В общем-то, подготовка инфраструктуры перед заходом в порт инвестора — это нормальная европейская практика. Но не в нашем случае, когда ряд других портов имеют не просто изношенные, а убитые причалы и соответствующие им глубины. Найти солидного инвестора на такие объекты очень непросто, учитывая ряд других сложностей, связанных с землеотводом, несовершенным законодательством о концессии, о государственно-частном партнерстве, а также коррупцию, непрофессионализм чиновников, кадровую чехарду и т.д.

На этом фоне передача в концессию прибыльных государственных комплексов вызывает непонимание. В случае с компанией Ахметова — вдвойне. С одной стороны, хорошо, что в порт заходит грузовладелец, который обеспечит загрузку мощностей. Но с другой — грузы компании СКМ и так идут сегодня через "Южный". Их доля в общем грузообороте порта составляет 50%, а в объемах, идущих через государственный терминал, — 70 %. Это, во-первых. Во-вторых, "Портинвест" рядом с комплексом ГП "МТП "Южный" планирует построить свой терминал, о чем упоминалось выше. И для этих целей даже приобрел два крупных земельных участка, прилегающих к порту. Не получится ли так, что прибыль от переданных в концессию мощностей инвестор будет вкладывать в строительство своего нового терминала, капитализируя тем самым свои активы?

В морской администрации считают, что государственные стивидорные компании не смогут конкурировать с частными. А поэтому их мощности должны быть переданы инвесторам в концессию либо на других условиях государственно-частного партнерства. В качестве примера все приводят компанию "Трансинвестсервис", которая создала в порту "Южный" целую империю. Ее грузооборот за прошлый год — 21,4 млн тонн. Она сегодня в рейтинге стивидорных компаний Украины занимает первую позицию. А по объемам перевалки превзошла не только портовых операторов, но и целые порты, уступив лишь самому "Южному" и Одесскому, который перевалил в прошлом году 23,1 млн. тонн.

Все верно. Но надо заметить, что "ТИСу" в девяностых годах достался от государства лишь недостроенный химтерминал. Все остальные перевалочные комплексы компания построила сама, на частные деньги, включая причалы, акваторию, железнодорожную станцию, словом, все то, что сегодня вообще относится к стратегическим объектам и приватизации не подлежит.

И в заключение. Сегодня мало кто сомневается, что государственные активы "Южного" отойдут Ахметову. И все же интрига сохраняется. Если верить министру инфраструктуры М.Бурбаку, который заявил, что конкурс будет открытым, честным и прозрачным, то должны быть и другие участники. Пока никто открыто не заявил о своем интересе, хотя через порт "Южный" идут грузы и других украинских компаний. И как говорят сведущие люди, конкурсные условия, которые сегодня разрабатываются, позволяют принять участие в нем еще примерно десяти крупным украинским компаниям, располагающим грузовой базой. Что ж, поживем — увидим.

Нина Перстнёва для  "ЗН"