Потерянный грузопоток: почему портам Крыма нужна Украина

2014-03-10 00:21:32

Что ожидает порты крымского полуострова и их трудовые коллективы, если Крым присоединяется к России?



Евпаторийский порт, Керченский, Севастопольский, Севастопольский и Керченский рыбные порты, Феодосийский порт, Ялтинский порт, МТ "Авлита" и марина Балаклавы… Девять портов, трудовые коллективы которых стали заложниками сложившейся ситуации.

В 2013м году лидером по грузоперевалке на Крымском полуострове стал терминал "Авлита" – 4.3 млн.тонн.
Керченский морской торговый порт – 2,8 млн. тонн.
Феодосийский морской торговый порт – 2,6 млн.тонн.
Евпаторийский морской торговый порт – 0,97 млн.тонн.
Севастопольский порт – 0.5 млн.тонн
Ялтинский морской торговый порт – 0,19 млн.тонн.
Данные грузопереработки по рыбным портам отсутствуют.

Всего 10,8 млн.тонн грузов различной номенклатуры, из этой суммы примерно 25 процентов- это транзитные грузы, которые смогли привлечь Керченский и Феодосийский порты, порядка 4.1 млн. тонн. Остальные 6,7 млн.тонн – экспортные грузы украинских компаний.

По итогам 2013 только Евпаторийский порт смог увеличить грузопереработку на 6 процентов. В остальных портах полуострова произошло сокращение грузопотока от 5,5 процента (в Севастопольском порту) до 59 процентов (в Керченском порту), в остальных портах падение грузопотока составило в среднем 14 процентов.

Такое, казалось бы, нерадостное положение крымских портов в 2013 году покажется "цветочками" по итогам этого года, а дальнейшее существование этих предприятий вообще под вопросом.

Предположим, что завтра Крым стал частью Российской федерации, еще одной непризнанной республикой, что произойдет с тем грузопотоком, который идет через крымские порты?

Во-первых, стоимость доставки грузов, как транзитных, так и внутренних, идущих с материковой Украины резко возрастет. Т.к. появится еще одна граница. Не пересечь эту границу не получится, грузопоток крымских портов может идти только через материковую Укарину, иначе смысл существования этих портов просто исчезает.

Стоимость доставки грузов может возрасти сразу по нескольким направлениям: таможня, увеличение сроков прохождения границ, рост тарифов на железнодорожные перевозки и проч. Все это приведет к потере конкурентоспособности портов Крымского полуострова в сравнении с остальными портами Украины, что также выльется в потере грузопотока.

Во-вторых, что остановит Украину в будущем от сознательных действий по снижению конкурентоспособности портов полуострова административными действиями и тарифной политикой? Ведь мы понимаем, что 11 млн. грузопотока – вполне приличная цифра, которой обрадуются остальные 13 морских портов Украины и энное количество терминалов.

В-третьих, уже сейчас можно говорить о том, что мировое сообщество не признает Крым в составе Российской Федерации, для этого есть все предпосылки. А это означает изоляцию, т.е. круизные судозаходы тоже под вопросом. Окажутся ли красоты Крыма настолько привлекательными, что круизные компании продолжат свою деятельность в портах полуострова несмотря на санкции? Ответ очевиден.

Среди долгосрочных перспектив портов Крыма в случае присоединения к РФ можно отметить только один "железный плюс" – Севастополь (Крым) остается местом базирования Черноморского флота РФ.

Если говорить о перспективах текущего года, то ситуация просто катастрофическая. С момента начала интервенции в крымские порты не зашло ни одно торговое судно. Потерян бюджет как филиалов Администрации морских портов, так и всех госпортов и терминалов. Заработные платы трудовых коллективов под угрозой. Из каких источников и в каком объеме много тысячные коллективы получат заработную плату в ближайшее время?

Александр Диордиев для МБНУ