Чем чревато для Украины принятие главного морского документа? – мнения экспертов

2013-09-17 13:47:03

На днях в Одессе прошло заседание членов Общественного совета, которое было посвящено ратификации Конвенции МОТ 2006 года “О труде в мировом судоходстве” и имплементации Манильских поправок 2010 года к Конвенции ПДНВ.



Об этом говорится в сообщении Профсоюза работников морского транспорта Украины. В данном мероприятии принимали участие представители украинского Министерства инфраструктуры, Одесской облгосадминистрации, различных крюингов, отраслевых учебных заведений для моряков, профсоюзов и юридических фирм, специализирующихся на морском праве. Они собрались, чтобы обсудить важные для украинских моряков вопросы.

Больше всего участников совещания интересовал один вопрос: "Какие негативные последствия принесет принятие Конвенции для Украины?"

По словам представителей ПРМТУ, стандарты и требования MLC-2006 распространяются и на морские порты Украины, куда еще заходят суда иностранных судовладельцев и грузоотправители.
Как подчеркнули эксперты отрасли, проблемы есть и в сфере, связанной с перечнем медицинских учреждений, имеющих право проводить медицинские комиссии плавсостава. Согласно Конвенции, такой список должен быть передан в IMO. Это будет означать, что медицинские учреждения обязаны принять любого моряка, который придет на медицинскую комиссию, будь то украинец, россиянин, индус или филиппинец. Однако, сейчас на территории страны такого списка нет и иностранцу некуда обратиться в случае истечения срока действия медицинской книжки.

О том, что ждет судовладельцев сейчас, после вступления Конвенции в силу, рассказал кандидат юридических наук, доцент кафедры морского и таможенного права Национального университета "Одесская юридическая академия" Юрий Сергеев. Он сказал: "После вступления в силу Конвенции, судовладельцы должны подтвердить факт сотрудничества с крюинговыми компаниями, которые соответствуют требованиям Конвенции". По его словам, украинские компании, которые имеют лицензию и осуществляют деятельность по посредничеству в трудоустройстве моряков за заграницу, должны пройти освидетельствование на соответствие требованиям Конвенции и смогут осуществлять поиск работы морякам у иностранных судовладельцев при условии получения Сертификата соответствия Конвенции.

Главный морской документ содержит ряд ограничений и требований к морякам. Согласно Конвенции, запрещается принимать на работу, привлекать к работе или использовать труд на борту судна лиц в возрасте до 16 лет. Моряки не допускаются к работе на борту судна, если не засвидетельствована их пригодность по состоянию здоровья к выполнению своих обязанностей. Кроме того, моряки смогут работать на борту судна, если они не прошли профессиональную подготовку или не получили диплом, удостоверяющий их компетентность, или не доказали каким-либо иным образом свою пригодность к выполнению своих профессиональных обязанностей.

В главном морском документе урегулирован вопрос трудовых договоров (контрактов) моряков. В разделе II Конвенции определен минимальный перечень информации, которая должна содержаться в трудовых договорах. Моряку должна быть предоставлена возможность изучить договор и получить консультации относительно условий, предусмотренных в договоре, и свободно принять их до подписания документа. Этот раздел также регулирует вопросы начисления и выплаты зарплаты, продолжительности рабочего времени и отдыха, ежегодного отпуска, репатриации, предоставления компенсаций морякам в случае утраты или затопления судна, укомплектования плавсредств экипажами, повышения квалификации и возможностей для занятости моряков.

Кроме того, Конвенция содержит нормы, касающиеся требований к жилым помещениям для экипажа, вопросам питания и столового обслуживания. В документе подробно урегулированы вопросы дизайна, конструкций, вентиляции, отопления, освещения помещений судна. Также установлены требования, касающиеся предупреждения воздействия шума и вибрации в производственных и жилых зонах.

Проблемы, связанные с наймом и трудоустройством моряков, как и их социальным обеспечением, волнуют международное сообщество не менее, чем условия их труда на борту судна. Именно поэтому было принято решение о конвенционном контроле в сфере труда.

Каждое государство-участник должно обеспечить выполнение требований Конвенции, которые применяются в отношении оперативной деятельности и практики служб найма моряков. Это должно осуществляться с помощью системы инспектирования и мониторинга, правового преследования за нарушения в сфере лицензирования.

Проблемы, с которыми столкнулись украинские моряки, обсудили генеральный директор дочернего предприятия корпорации "В. Шипс (Украина)" Игорь Сафин и заместитель директора компании "Унивис" Владислав Сурков.

"Уже сегодня мы столкнулись с проблемой об отказе выдачи флаговых документов украинским морским поварам Морской администрацией государства Панама. Данный отказ был аргументирован тем, что Украина не ратифицировала Конвенцию МОТ-2006 и не проводит подготовку судовых поваров в соответствии с требованиями данной Конвенции. В связи с этим имеет место глобальная тенденция отказа от найма на работу украинских судовых поваров", – отметил И. Сафин.

Напомним, 20 августа 2013 года сводная Конвенция MLC-2006 вступила в силу. Ее уже ратифицировали 46 государств.

 по материалам  seafarersjournal