Диалог концессионера с чиновником Администрации морских портов Украины (байка)

2013-06-12 14:04:50

С 12-го июня вступает в силу новый Закон о портах. Хорошо пропиаренный, якобы нужный, якобы прогрессивный. Порты «выходят» на то ли приватизацию, то ли на «прихватизацию». Для чего? Что из этого получится? Получит ли государство Украина пользу от этого Закона, а потом его исполнения? Будут ли созданы дополнительные рабочие места у нас в стране, будут ли привлечены дополнительные транзитные грузопотоки или хотя бы начнется настойчивая работа пока не понятно кого по возврату стремительно убежавших от нас транзитных грузопотоков ? Много вопросов, нет ответов.



 А давайте попробуем на примере диалога с потенциальным инвестором пообщаться с вновь созданной Администрацией морских портов и попробуем
оценить перспективы.

Диалог:
– Добрый день, Я – Джон Смит, представитель Консорциума Портовых терминалов стран АА (в дальнейшем будем называть его Джон Смит)
– Добрый день, я представитель украинского официального органа Администрации портов Украины, зовут меня Иван Глубокий (в дальнейшем Иван Глубокий). Слушаю Вас внимательно.

  Джон Смит:  Мы прослышаны, что через какое-то время на Украине будет возможность приобрести причальные линии, создать современные терминалы,
организовать работу по западным стандартам, которые приняты у нас в Консорциуме и хотим выяснить так ли это…

– Да, это так. У нас мы откроем перед вами широчайшие перспективы в развитии, предложим лучшие украинские причалы, создадим наилучший режим для развития… – сообщил Иван Глубокий.

– ОК. Приятно слышать. Как отработали украинские порты в последнее время? Прибыли-доходы-грузопотоки?

 – К сожалению, прибыли падают, доходы часто не превышают расходов, грузопотоки уходят, а многие уже потеряны надолго. Но! Это из-за того, что нам не хватает вашего финансирования ! Как только мы получим ваши деньги на развитие, немедленно начнут возрождаться грузопотоки, к нам потянутся клиенты, портовая отрасль в стране начнет работать совершенно по другому!

– ОК. Приятно слышать. У Вас есть такая уверенность? На чем она основана?

– У наших портов прекрасное транзитное географическое расположение, удачные безопасные гавани, глубоководные причалы, отличная сеть подъездных ж-д и авто дорог ! Именно это и дает нам веру огромные перспективы!

– ОК. Приятно слышать. А почему сейчас это не работает уже? Кроме веры еще что-то есть? Почему уходят грузопотоки сейчас? Какие преференции, налоги или налоговые льготы можем мы получить от государства Украина, если начнем планировать деятельность.

– Но мы же уверены, что у наших портов прекрасные перспективы! Да, ставки налогов у нас еще выше, чем в других странах, но новый Налоговый и Таможенные Кодексы дают вам большие возможности для стабильной работы!

– ОК. Приятно слышать. Но ведь в эти Кодексы после их принятия уже вносились множественные изменения и может кто-то нам дать гарантию, что они не будут изменяться в дальнейшем? Кроме того, эти ваши кодексы чрезвычайно трудоемки для чтения нам, работникам западных стандартов.

– Да, это так. Но мы – Администрация вам гарантируем все, что вам надо!

– ОК. Приятно слышать. А вы уже давали кому-то подобные гарантии, их кто-то уже проверял ? Ваши гарантии уже когда-то с кем-то работали ? Вы лично гарантируете или от имени государства Украина?

– Мы, т.е. наша Администрация портов, только создана и что-то но обязательно будем вам гарантировать!

– ОК. Приятно слышать. С гарантиями тоже понятно. Допустим, мы купили контейнерный терминал. Мы захотим продавать услуги по перевалке транзитных контейнеров в  полном сервисе. Т.е. с контролем времени доставки
последнему получателю. У нас будет возможность это делать?

– Ну… Все будет зависеть от таможенных органов. Сегодня среднее время общего нахождения контейнеров после уже погрузки на тягач обычно 6-10 часов, а часто 2-3 дня, но мы не считаем это время критичным!

– ОК. Приятно слышать. Мы считаем, что среднее время должно быть 15-20 минут… И считаем это действительно критичным. По другому мы не работаем. Есть возможность достичь этого уровня?

– Ну… Не знаю… Это вам надо будет обращаться в таможенные органы. Там вам помогут… Может быть…

– ОК. Приятно слышать. Вы понимаете, что без решения этих «непростых вопросов» привлекательность терминала для нас, т.е. для потенциальных инвесторов, будет резко снижена? Сегодня мы уже работаем, например, в Новороссийске, Стамбуле и мы получили предложения продолжать инвестировать и в этих портах. Там таких проблем не возникает… А что это за
регулярные запреты на вывозы грузов, например, зерновых грузов, от имени
государства Украина, кто тогда несет убытки от простоя терминалов ?

 – Ну… Бывает такое… Зато мы сможем гарантировать вам возврат ваших инвестиций! Новым Законом о портах это предусмотрено!

– ОК. Приятно слышать. Это что «инвестирование с оглядкой на возврат», так, что ли ? А как реально этим воспользоваться? Через украинский суд?  Но у нас есть сведения, что и судебная система не всегда прозрачно работает на Украине…

– Ну… Что я могу вам сказать. Думаю, вы все и так знаете…

– ОК. Приятно слышать. Мы-то знаем… Мы только вот не понимаем, что же вы все же собираетесь продавать потенциальным инвесторам?
Какую такую привлекательность государственных портов или причалов ?
Какую защиту инвестору? И, честно говоря, вообще не понимаем зачем вы все это затеяли. По нашему мнению, для государства Украина, было бы намного эффективнее найти достойных менеджеров и заняться привлечением грузов в ваши государственные порты, анализом клиентской базы, заняться себестоимостью этих предприятий, короче всем тем, чем рутинно занимаются  все подобные предприятия у нас, т.е. на западе. А пытаться продавать на полном спаде стратегических «кормильцев» Украины, т.е. порты – демонстрация полного провала управления этими предприятиями, отраслью. И продемонстрировав полный провал, как тогда можно продавать ? Лишь бы чтобы куда-то спихнуть, что ли?

 Закончим этот диалог, который можно продолжать бесконечно. Главный вопрос на сегодня : ЗАЧЕМ ? Зачем все это затеяли, для кого и кому на пользу.
Уже сейчас профильные специалисты утверждают, что «Международные инвесторы придут на вторичный рынок портовых проектов»

Т.е. пока сегодня еще западным инвесторам наши причалы пока не нужны, зато их можно «распихать» по своим «внутренним инвесторам», а потом начать перепродавать… Так, что ли задумано? В общем совершенно понятно, что именно так. А зачем тогда это государству Украина? Почему нельзя просто сделать так, чтобы порты просто отлично работали, почему надо обязательно их раздавать под видом каких-то концессий, запутанных инвестиций ? Это что нужно, чтобы сделать как с угольными предприятиями?

А может быть, для того, чтобы воплотить еще одну «идею»? Т.к. государство будет гарантировать «инвесторам» (даже псевдо-инвесторам) возврат их «инвестиций»…  То в украинских реалиях «накрутить» «липовые» миллионные расходы в порт или причал, а потом придумать причину, по которой «союз» не сложился и можно идти возвращать «инвестицию» из бюджета… И кто тогда будет разбираться, что инвестиция «липовая»? Кому это будет надо? Красиво будут денежки пахнуть?

Какая разница ? Не пахнут деньги, не пахнут. Схема уже пошла в работу с 12-го июня. Можно поздравить народ Украины. Пароходства «разодрали», порты долго держались, но схема продумана и пошла в действие. Что следующее?

Укрзализниця, армия, милиция, налоговая и таможня ? Нет, последние давно уже работают исключительно на свой карман и на карман небольшой кучки «правителей» от государства. Т.е. им надо искать достойную замену.

Ничего, в нашем управленческом бомонде достаточно «способных голов»,
которые готовы и не такое замутить… А за Державу обидно.

Александр Захаров