2013-04-22 10:51:50
24-25 апреля 2013 года в Одессе пройдет первый международный форум «Образование, подготовка и трудоустройство моряков», куда приглашены со всего
мира представители заинтересованных компаний. Инициатором его проведения стала
Одесская национальная морская академия. Генеральным партнером форума выступает
Группа «Транзас», которая сегодня занимает 45% мирового рынка морских тренажеров.
Об этом говорят опережающие темпы роста плавсостава на торговых судах мирового флота. Так, по данным BIMCO и ISF, в конце 2005 года число моряков составляло 1,187 млн человек, из них 466000 офицеров, на конец 2010 года соответственно – работало 1,371 млн человек, из них 624062 офицеров. За последние 15 лет количество украинского комсостава на мировом флоте увеличилось в 2,5 раза. А на европейском рынке морских офицеров Украина занимает первое место.
Быть настолько востребованными морякам позволяет уровень их образования, на который судовладельцы обращают особое внимание, поскольку от компетентности офицерского состава напрямую зависит безопасность мореплавания.
В Украине сегодня 11 учебных заведений готовят для морского флота специалистов с высшим образованием. В 2012 году по плавательным специальностям обучалось 27770 человек, было выдано 7453 диплома о высшем образовании, которые дают право на получение звания лица командного состава морских судов.
В современной морской индустрии подготовка высокопрофессиональных специалистов невозможна без использования высоких технологий, прежде всего, профессиональных тренажеров. Согласно требованию Международной конвенции о подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (ПДНВ) – для ряда специальностей определенные виды тренажерной подготовки являются обязательными.
Морские тренажёрные комплексы стали создаваться на рубеже последних веков.
На смену простым навигационным тренажерам пришли более современные, интегрированные системы, которые позволяют моделировать навигационную и метеорологическую обстановку, аварийные ситуации, отрабатывать взаимодействия экипажа судна с береговыми службами, другими судами. Высокая степень адаптивности тренажеров к реальным условиям плавания (глубины и течение, освещение, климатические условия, интенсивность судоходства заданного района, рельеф береговой местности и искусственные сооружения) дают возможность курсанту досконально усвоить специфику плавания на различных типах судов в конкретном районе, акватории конкретного порта. Студент может многократно повторить одну и ту же операцию, отработать навыки до автоматизма, что практически невозможно сделать на судне. А главное – сделать это с меньшими затратами и безопасно для жизни людей, техники и окружающей среды.
Тренажеры учат студентов принимать решения, например, благодаря моделированию аварийных условий. При необходимости современные симуляторы могут быть объединены в единые комплексы для отработки взаимодействия различных специалистов.
Флагманом в обеспечении инновационного подхода к обучению украинских моряков выступила Одесская национальная морская академия. Именно здесь, почти 20 лет назад, был введен в эксплуатацию первый и лучший на тот момент в Украине тренажерный комплекс, состоящий, в частности, из тренажера ГМССБ и учебных программ, которые разрабатывала и устанавливала компания «Транзас».
Сегодня в Украине более 30 учебно-тренажерных центров, оснащенных современными программами. Это и центр ГП «Дельта-Лоцман», создавший собственный мощный тренажерный центр, уникальный по оснащению оборудованием и библиотекой программ и осуществляющий обучение лоцманов в интересах всех судоходных компаний Украины. Это также Одесский Морской тренажерный центр, Керченский государственный морской технологический университет, Учебный центр Украинского Дунайского пароходства, Севастопольский государственный технический университет, Херсонский морской колледж, Мариупольский и Керченский морские тренажерные центры, а также другие учебные заведения.
– Создание современных учебных центров, отвечающих потребностям судоходных компаний в подготовке кадров и работающих «на перспективу» – это общемировая тенденция, рассказывает генеральный директор ЗАО «Транзас» Андрей Белентьев. – Благодаря доступности высоких технологий вузы, училища, компании дают студентам и уже готовым морякам знания и навыки, которые непременно потребует судовладелец при отборе специалистов на свое судно.
Современные учебные центры, например, есть у таких всемирно известных судоходных компаний как Columbia Ship Management, ОАО «Совкомфлот», Stena Line Group, COSCO, CMA CGM Group, Mitsui O.S.K. Lines, Edison Chouest Offshore, MSC и других. Только в Украине мы установили свыше 200 тренажеров в ведущих учебных заведениях и крюинговых компаниях страны – в Одесской НМА, V-Ships Ukraine, «Дельта-Лоцман», Epsilon Ukraine, Одесском морском тренажерном центре, Азовском морском институте, Первом украинском морском институте. Современный образовательный рынок предоставляет будущим и действующим морякам и офицерам наиболее актуальные образовательные программы, которые позволят специалистам быть не только опытными, но и востребованными.
Обучение в аналогичных центрах помогает украинским морякам трудоустраиваться туда, где требуются владение уникальной морской техникой. Например, в последнее время возрос спрос на специалистов для работы на оффшорном флоте (кабелеукладчики, трубоукладчики, исследовательские суда), обслуживающем платформы для добычи нефти или газа в море. В связи с этим Одесский морской тренажерный центр ввел в эксплуатацию специализированные тренажеры для подготовки операторов динамического позиционирования судов производства Группы «Транзас», установил на теплоходе «Лесозаводск» тренажер по спасению людей с тонущего вертолета, сертифицированный уполномоченной компанией OPITO.
Но нужен ли Украине такой трудовой потенциал, если она давно уже растеряла
собственный флот? Нужен, убежден ректор ОНМА, профессор Михаил Миюсов.
– До сих пор приходится слышать от чиновников различного уровня упреки, зачем, мол, мы готовим украинских специалистов для «чужого флота», – говорит он. – Да, подавляющее большинство украинских моряков работает на судах под иностранными флагами в основном иностранных судоходных компаний. Но в отличие от массы трудовых мигрантов из Украины, заполонивших Европу, практически все моряки живут в Украине, имеют здесь семьи, сюда привозят и здесь тратят свои деньги. Они инвестируют в экономику страны большие деньги: по различным оценкам, от одного до полутора миллиардов долларов в год.
У морской отрасли в Украине сегодня масса серьезнейших проблем с судостроением, судоремонтом, судоходством, водными путями… Одной из немногих сфер, где Украина еще выглядит морской державой, является сфера подготовки кадров и работы выпускников украинских морских учебных заведений на мировом рынке труда.
Конференции, направленные на популяризацию морских трудовых ресурсов, проводятся многими заинтересованными странами мира. Чаще всего организаторами выступают британские компании. Черноморский регион, где расположены такие крупные поставщики моряков на рынок труда, как Украина, Россия, Болгария, Румыния, Турция, по мнению организаторов форума, должен регулярно проводить подобные мероприятия.
Особенностью одесского форума является также проведение его одновременно с выставкой, на которой будут представлены международные морские организации и ассоциации, судовладельцы, крюинговые компании, учебные заведения и тренажерные центры, профсоюзы моряков, разработчики тренажерного оборудования и программного обеспечения, медицинские центры для моряков, страховые компании, банки.
Валентина Михайлова, директор ИАЦ «BlackSeaTrans»