2013-04-16 09:31:47
Есть такая пословица: «Кто о чем, а вшивый — о бане». Смысл народной мудрости, думаю, объяснять не нужно. Так говорят о тех, кто живет в своем мире и не замечает даже самых острых проблем, с которыми вынуждены считаться окружающие.
Публикация сразу привлекла внимание зловещим вступлением: «С 20 августа часть украинских крюинговых компаний могут прекратить свое существование». Именно с этой даты, сообщает О. Григорюк, вступает в силу Конвенция МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве, которую для удобства называют Сводной конвенцией. И хотя Украина к данному международному договору не присоединилась и не собирается это делать в ближайшей временной перспективе («Вечерняя Одесса» посвятила этой теме целую серию публикаций), для представителя отраслевого профсоюза данный факт значения не имеет. Мол, все равно нашей стране придется выполнять требования Сводной конвенции. В общем, спасайся, кто может.
Серьезные аналитики давно сделали вывод о том, что новый документ МОТ, маскируясь под «билль о правах моряков», на самом деле преследует цель провести перераспределение на рынке морского труда
Стал читать дальше — и просто волосы встали дыбом от возмущения. Отмечу, что в данном чувстве я не одинок. Пообщался с ведущими специалистами морской отрасли, заслуженными работниками флота, моряками-«подфлажниками» — и все не могут скрыть своего возмущения. Столько в утверждениях зампреда ЦС ПРМТУ наворочено правовой бессмыслицы и откровенного юридического обмана, что непосвященного человека они запросто могут ввести в заблуждение. Прежде всего, относительно того, какое будущее ждет украинскую систему посредничества в трудоустройстве на суда иностранных судовладельцев после 20 августа 2013 года.
Впрочем, с другой стороны, хочется сказать «спасибо» г-ну Григорюку. После прочтения данной публикации стало понятным, какой цели добивалось отраслевое профсоюзное объединение, яростно лоббируя ратификацию Украиной Сводной конвенции.
Внимание привлекла первая же фраза, где упоминаются некие «крюинговые компании». Да нет таких субъектов хозяйствования! И понятия «крюинг» нет и никогда не было в украинском законодательстве!
Лицензия, которую выдает Министерство социальной политики на посредничество в трудоустройстве за границей, не предусматривает выделение представителей тех или иных профессий в отдельную категорию трудовых мигрантов. В свое время, 13 лет назад, как только появился Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», предпринималось несколько попыток, дабы выделить моряков. Но тогда очень жесткую позицию занял Антимонопольный комитет. В своих многочисленных разъяснениях данное ведомство аргументированно доказало, что выделение тех или иных профессий в отдельную категорию неминуемо приведет к злоупотреблениям и ослаблению конкуренции.
Поэтому те 650 предприятий, которые по данным на сегодняшний день имеют действующую лицензию, могут предоставлять посреднические услуги по трудоустройству за границей представителям любых профессий. Морякам и программистам, береговым рабочим и врачам, поварам и парикмахерам. О каких тогда «крюинговых компаниях» говорит г-н Григорюк?
И это не просто уточнение. Деятельность посреднических предприятий жестко регламентируется и регулируется действующим украинским законодательством. В частности, Законами «О занятости населения» и «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», несколькими постановлениями Кабинета Министров, Лицензионными условиями и Порядком контроля деятельности посредников. Сводная конвенция нашим государством не ратифицирована, ее положения не имплементированы во внутреннее законодательство. Каким же тогда образом этот документ становится обязательным для исполнения? Только потому, что так хочется г-ну Григорюку и тем, кто навязывает Украине Сводную конвенцию?
Получение посредниками свидетельств на соответствие требованиям данного документа — дело исключительно добровольное. Хочешь — получай, не хочешь — не получай. Действующее законодательство не обязывает посреднические предприятия проходить какую-либо дополнительную сертификацию. Правовой основой для предоставления услуг по трудоустройству за границей является государственная лицензия на данный вид хозяйственной деятельности. И все — никаких больше сертификатов или свидетельств не нужно.
Другое дело, что лобби у Сводной конвенции очень сильное. В свое время Международная организация труда (МОТ) предложила мировому морскому сообществу целый пакет так называемых морских конвенций. Были среди них и, как говорится, знаковые. Это конвенция № 179 «О найме и трудоустройстве моряков» и № 166 «О репатриации моряков». Может, и нужные документы. Но в итоге их ратифицировало считанное число государств. К примеру, конвенцию № 179 одобрило всего 9 стран из 183 государств-членов МОТ. Украина к ней тоже не присоединилась. Тогда МОТ решила взять реванш: с помощью Сводной конвенции, вобравшей в себя положения и нормы морских конвенций, отвергнутых ранее мировым морским сообществом.
Отмечу, что многие серьезные аналитики давно сделали вывод о том, что новый документ МОТ, маскируясь под «билль о правах моряков», на самом деле преследует цель провести перераспределение на рынке морского труда. Многие страны сегодня захлестнул высокий уровень безработицы. Граждане из стран с преуспевающей экономикой, которые ранее пренебрежительно смотрели на возможность трудоустройства на судах торгового флота, сегодня уже готовы пойти работать в море. Но рынок занят. В том числе, специалистами из Украины. Просто так их не выгонишь. А вот с помощью навязывания Сводной конвенции, выдвигающей дискриминационные меры к процессу трудоустройства, можно.
Вдвойне обидно, что инициаторам этой акции, находящимся за пределами нашего государства, активно помогают отдельные украинские профсоюзные лидеры. Г-н Григорюк честно в этом признался. Добавлю, что подобную активность проявляет еще новосозданный Украинский морской независимый профсоюз, председатель которого г-н Бабин чуть ли не в каждом номере газеты «Морская правда» расписывает «прелести» Сводной конвенции. Главный рефрен выступлений вышеназванных лоббистов — объявить вне закона посреднические предприятия, которые якобы берут деньги за трудоустройство.
Сводная конвенция актуальна только для стран, которые имеют свой флот. Нет флота — нет смысла ратифицировать документ. Данную точку зрения поддержал Кабинет Министров, а также другие центральные органы исполнительной власти
На этом моменте хотелось бы особо остановиться. «Трудоустройство» и «посредничество в трудоустройстве» — это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
В первом случае, работодатель непосредственно принимает к себе на работу. С наемным работником он заключает трудовой договор, их правоотношения регулируются трудовым законодательством. Если же оказываются посреднические услуги по трудоустройству, то между посредником и обратившимся в агентство гражданином заключается гражданско-правовой договор. Для потенциального трудового мигранта посредник не является работодателем.
Это очень важное уточнение. Потому что, за трудоустройство действительно нельзя брать деньги. А вот предоставление посреднических услуг по трудоустройству за границей на платной основе предусмотрено действующим законодательством Украины, в частности, Конституцией Украины, Законом «О занятости населения», Хозяйственным кодексом и Лицензионными условиями. Таким образом, утверждение г-на Григорюка о том, что после 20 августа посреднические предприятия должны будут отменить оплату своих услуг, является правовым абсурдом и противоречит действующей в стране нормативно-правовой базе.
Не сомневаюсь, что заместитель председателя ЦС ПРМТУ сам это понимает. Но продолжает наводить тень на плетень. Ибо так надо некоторым крупным компаниям, которые, являясь по своей сути представительствами иностранных судовладельцев, тем не менее, в таком качестве не зарегистрированы, зато имеют лицензию на посредничество в трудоустройстве за границей.
Налицо — обман государства и его граждан. Ведь за предоставление работы представительства иностранных судовладельцев денег действительно не берут — не имеют права. Но и налоги, которые обязан платить в Украине работодатель, они не платят. При этом каким-то образом получили лицензию на посредническую деятельность. Зато теперь весь этот многоступенчатый обман позволяет им утверждать, что они — «хорошие» посредники, так как не берут с моряков деньги.
Такие действия иначе, чем недобросовестной конкуренцией не назовешь. Ну, а с приближением момента вступления Сводной конвенции в силу желание представительств переформатировать рынок услуг по трудоустройству под «флаг» только усилилось.
Одного я только не пойму. Неужели уважаемый профсоюзный лидер не осознает того, что, ратуя за безусловное выполнение требований нератифицированной Сводной Конвенции, он, образно говоря, рубит сук, на котором сам же сидит? Ведь десяток представительств не смогут предоставить работу всем специалистам морских профессий, которых сегодня — на платной основе! — трудоустраивают настоящие посреднические предприятия.
Нынче мировая морская отрасль переживает очень тяжелое время. Больно ударил по ней глобальный экономический кризис. По последним данным, на приколе в различных портах мира в ожидании лучших времен стоит более тысячи судов. Объем вакансий для специалистов морских профессий резко сократился.
Тем не менее, система посредничества в трудоустройстве на суда иностранных судовладельцев, которая действует в Украине 23 года, с трудом, но справляется, находя работу для растущей изо дня в день армии морских специалистов. Именно благодаря посредникам безработица среди моряков не стала для нашей страны фатальной социально-экономической проблемой.
Но у так называемого «крюинга» всегда были завистники. Сегодня они не скрывают свое лицо. Заместитель председателя ЦС ПРМТУ прямо говорит: «Сводная конвенция нужна, чтобы лишить работы посреднические предприятия, которые имеют действующую государственную лицензию, но мешают представительствам иностранных судовладельцев».
Но, интересно, г-н Григорюк думал о том, что будет дальше? Ведь если с рынка трудоустройства уйдут посредники, представительства не смогут обеспечить работой и десятой доли желающих работать в море. Без будущего останутся выпускники и кадеты 22 высших и средних морских учебных заведений. Прекратят работу центры по подготовке и аттестации плавсостава, многочисленные курсы, вынуждены будут закрыться медицинские центры, занимающиеся сегодня предрейсовым освидетельствованием «подфлажников». Из-за резкого сокращения числа работающих моряков серьезно уменьшится объем отчислений в казну морских профсоюзов, в том числе ЦС ПРМТУ. Наконец, иссякнет поток средств, поступающих в Украину от заработков самого многочисленного отряда трудовых мигрантов. Напомню, что по итогам прошлого года объем этих поступлений превысил сумму всех иностранных инвестиций, которые пришли в Украину! Этого что ли добивается г-н Григорюк?
Ну, а его обида на высшие органы государственной власти, дескать, они не уделяют должного внимания Сводной конвенции, абсурдна по своей сути. В свое время Министерство инфраструктуры и Минсоцполитики, тщательно проанализировав положения данного документа, вынесли свой вердикт: ратификация возможна только после того, как Украина возродит свой торговый флот. Так как есть соответствующая государственная программа, то были названы и сроки — до 2035 года.
Ведь Сводная конвенция актуальна только для стран, которые имеют свой флот. Нет флота — нет смысла ратифицировать документ. Данную точку зрения поддержал Кабинет Министров, а также другие центральные органы исполнительной власти. Указывалось также на то, что ведущие мировые морские державы — США, Великобритания, Германия, Италия, Япония, Китай, Индия, Бразилия, Аргентина и другие — пока воздерживаются от присоединения к Сводной конвенции. Почему же тогда это должна делать Украина, утратившая свой торговый флот и только приступающая к его возрождению?
Ну, а о народной пословице вспомнил потому, что у представителя отраслевого профсоюза, по идее, должно было быть много иных забот. Началась реформа портовой отрасли, постоянного внимания требуют ветераны морехозяйственного комплекса, без строительства учебно-производственных судов становится бессмысленным процесс получения морского образования.
Наконец, если сейчас не предпринять срочных мер, Украина имеет все шансы с 1 июля нынешнего года вернуться в «черный список» ИМО, что сделает вообще невозможным трудоустройство украинских морских специалистов на суда мирового торгового флота. И какой тогда вообще будет иметь смысл для нас вступление Сводной Конвенции в силу с 20 августа?..
Юрий Бычковский.
Председатель Всеукраинского профсоюза трудовых мигрантов «Святая София»,
капитан дальнего плавания.