Таможенный союз позволит увеличить украинский импорт судостроительной продукции в Россию до 6-7%, – эксперт

2013-01-31 17:17:50

Доклад заместителя директора Института народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии наук, Широва Александра Александровича, на круглом столе «Возможности восстановления и развития на рыночной основе российско-украинской экономической интеграции в судостроительном производственном комплексе», который прошел в Николаеве 30 января



"Если оценить эффект от каждого рубля который мы имеем от вложений в судостроительную отрасль, то этот эффект один из самых значительных в экономике. По нашим оценкам такой эффект для России составляет 1.75 копеек дополнительного эффекта в ряде отраслей. Эти эффекты, в свою очередь, порождают мультипликативные эффекты в целом ряде отраслей. И эти эффекты могут быть очень значимыми, если иметь понимание того, как нужно развивать судостроение в будущем. Развитие этой отрасли является важным инструментом промышленной политики.
Еще 10-15 лет назад словосочетание "промышленная политика" в России было маргинальным. Сейчас это не так. Сейчас усилия власти и Объединенной Судостроительной корпорации направлены на то, чтобы при помощи промышленной политики мы создали условия для динамичного развития экономики.
В России сегодня понимают, что судостроение – важный элемент промышленности и развития экономики. Мы имеем стратегию развития промышленности до 2030 года, которая содержит три основных блока в сфере судостроения:
1 – Оборонное судостроение. Это основа всего, эта стратегия разрабатывалась для того, чтобы удерживать оборонный потенциал.
2 – Офшорное судостроение. Это развитие шельфового судостроения, поскольку в ближайшее время планируется развитие добычи нефти и газа на шельфовых месторождениях не севере, на арктическом шельфе.
3 – Гражданское судостроение.
По этим трем направлениям ведутся большие работы, и выделены определенные средства. Но понятно, что большая проблема – это судостроительные мощности.  Уже сейчас понятно, что в судостроении у нас есть недостаток мощностей. Мы не можем одновременно заниматься строительством военных и гражданских судов. Поэтому сейчас Россия ставит перед собой задачу, чтобы иметь возможность заниматься и гражданским судостроением и, в то же время, полностью удовлетворять потребности в военном кораблестроении, которые у нас существуют.
Так в прошлом году судостроительная отрасль России смогла освоить 5 млрд. долларов США и это существенный рост, в сравнении с тем, что мы имели раньше.
Направления, которые заявлены в Стратегии очень амбициозные и требуют решения больших задач. С теми судостроительными мощностями, которые есть у России сегодня эти задачи решить невозможно.

На Дальнем востоке разрабатывается новый комплекс верфей на базе завода "Звезда", который будет направлен на то, чтобы решать задачи оффшорного шельфового судостроения, но может быть и конверсия наоборот, и эта верфь сможет решать задачи военного кораблестроения.
Но видимо, этих мощностей все равно будет недостаточно. И возникает вопрос – какая доля импорта приемлема для экономики? Понятно, что эта доля импорта может быть покрыта на внешних рынках, за счет Кореи и других стран, и тут мы, конечно, вспоминаем про Украину.
В суммарном импорте судостроительной продукции, который составляет 50%, доля Украины сегодня составляет 3-4 %.
Очевидно, что если наша связь становится более качественной, если мы доверяем друг-другу, в т.ч. в оборонной сфере, эта доля может быть намного больше. С учетом того, что ожидается рост судостроительных заказов, и как следствие потребности в комплектующих, мы оцениваем рост доли украинского импорта судостроения в 6-7 % в случае вступления в Таможенный союз.
Это существенный объем, который, как показывают наши расчеты, позволит украинской  экономике вырасти на 1,5-2 процента к 2020му году. Это дает возможность сохранить, и даже развить украинское судостроение.
Если говорить о суммарных эффектах для всей экономики, то главный фактор, который влияет на эффективность интеграции экономик Украины и России это время.
Постепенное старение, моральное устаревание производственных мощностей, долги которые у нас накопились, отсутствие инвестиций в основные фонды, низкие показатели эффективности… Все это приводит к тому, что мы несем убытки, от того что откладываем решение о том, как мы движемся дальше. Каждый год отсрочка решения о кооперации между нашими странами приводит к тому, что мы теряем примерно 15 млрд долларов. И понятно, что чем дальше мы откладываем это решение, тем эти потери будут больше и больше. В конце концов, это может привести к тому, что тот потенциал, который еще есть в этой сфере, может быть полностью потерян.", – уверен эксперт.

Справка.
В Приморском крае, на территории ЗАТО Большой Камень, ведётся строительство судостроительного комплекса «Звезда». Новый судостроительный комплекс будет входить в состав ОАО «Дальневосточный завод «Звезда».
Строительство объектов будет осуществляться в четыре очереди.
После завершения первой очереди завод сможет строить суда спускового веса до 13 000 тонн. Запуск первой очереди намечен на 2013 год, это позволит создать 900 новых рабочих мест.
2-я очередь – открытый достроечный стапель с цехами
3-я очередь – сухой док с преддоковыми площадками и причалами
4-я очередь – тяжелый стапель для офшорных конструкций  
После завершения строительства всех производственных объектов в 2018 году Дальневосточный завод «Звезда» сможет вести строительство сложных судов и кораблей, в т.ч. танкеров водоизмещением до 350 тысяч тонн, газовозов, строить суда ледового класса, специальные суда, элементы морских платформ и другие виды морской техники.