“Нам интереснее инвестировать в терминалы” – Йеспер Педерсен

2012-12-03 10:28:22

Масштабная реформа портово-транспортной инфраструктуры предполагает, что украинские порты впервые за все время их существования смогут передаваться в концессию, в том числе и международным компаниям. О том, насколько эти планы интересны инвесторам мирового уровня, а также о необходимых для их реализации условиях генеральный директор украинского агентства международной судоходной компании Maersk Line Йеспер Педерсен.



— Объявив о решении передать в
концессию порты, в Мининфраструктуры заявили, что в такой форме
сотрудничества заинтересована Maersk. Какие объекты вам интересны? 

На данном этапе мы, вероятно, не готовы брать порты в концессию
напрямую. Сейчас это делать уже поздно. Но в 2009 году у нас было СП с
местным партнером в Ильичевском порту. Оно прекратило свое существование
из-за глобального финансового кризиса. В России Maersk сейчас также
завершает создание СП с портовым оператором Global Ports. По похожей
схеме мы могли бы работать и в Украине. 
— Сколько вы готовы инвестировать в партнерство? 

Как правило, модернизация терминалов требует очень больших инвестиций —
в пределах от $700 млн до $1 млрд. А украинские терминалы особенно
нуждаются в модернизации. При этом отдача от таких инвестиций в вашей
стране, думаю, составит около 10% в год. 
— На
Черноморском контейнерном саммите-2012 вы сказали, что Maersk теряет
интерес к Украине из-за сокращения объемов перевалки. А сейчас говорите
об инвестициях. 
— Согласно опубликованным
данным, объем перевозок нашей компании в этом году вырос на 10% несмотря
на падение рынка в целом. Сейчас мы — крупнейший оператор в Украине с
рыночной долей около 25%, хотя в структуре доходов всей группы
украинское подразделение приносит не более 1% доходов. Этот рынок
считается очень сложным и подходит только тем судоходным компаниям,
которые запаслись временем и желанием здесь работать. Мы уже
инвестировали в суда, которые работают в Украине, огромные деньги —
около $1 млрд. При этом чем быстрее растут другие рынки, тем меньше мы
будем инвестировать в Украину. Например, в следующем году мы сделаем
упор на развитии в России, Турции и Грузии — они растут более
динамично. 
— В прошлом году Maersk Line получила чистый убыток в размере $602 млн. Как обстоят дела в Украине? 

Мы не раскрываем показатели по отдельным странам. Это технически сложно
сделать — корабли, обслуживающие Украину, заходят также в Турцию и
Румынию. Да и местный доход мало влияет на общий финансовый результат.
Но в целом цифры по трем кварталам этого года положительные. 

Гендиректор Maersk Group Нильс Андерсен сообщил, что группа откажется
от масштабных инвестиций в судоходное направление Maersk Line и
сосредоточится на добыче нефти и портовом бизнесе. Это заявление
касается Украины? 
— Его слова, наверное, не
означают, что мы прекратим работу на каком-нибудь рынке. Если мы сейчас
делаем деньги в каком-то регионе, то мы из него уже не уйдем. У нас
хорошие позиции в перевозках, но улучшать их становится все труднее.
Поэтому нам интереснее инвестировать в терминалы. 
— Каков ваш прогноз объема перевалки грузов в Украине? 

В следующем году, думаю, экспорт в Украине вырастет. На 75-90% это
зерно, металл, химия и древесина. Но объем импорта может снизиться
примерно на 10% из-за ожидаемого повышения портовых тарифов и рисков
девальвации. Кроме того, импорт растет на фоне роста кредитования, а
сейчас оно в упадке. Но в ближайшие пять лет контейнерные перевозки
будут расти. Вы не можете быть изолированы от международной торговли, а
глобальная экономика сейчас развивается. Если Украина приблизится к
мировой практике формирования тарифов, объем перевозок обязательно
увеличится. 
— Как вы оцениваете объявленные реформы? 

Мы в Украине с 1993 года. И все время сталкиваемся с двумя основными
проблемами — с высокими тарифами за заход судов и высоким тарифом на
контейнеры, который уплачивают наши клиенты. В Украине эти тарифы в 3
раза выше, чем в Румынии; и в 2,5 раза, чем в России. Это, конечно,
приносит большие доходы госбюджету, но уменьшает объем перевозок,
поэтому в итоге государство получает меньше, чем могло бы. Мы
подсчитали, что если бы в Украине были такие же тарифы, как в Грузии, то
товарный поток через порты увеличился бы в три раза. Речь идет о 2 млн
TEU (20-футовый контейнер.—"Ъ") в год вместо нынешних 700-800 тыс. Это
около $500 млн дополнительной ежегодной прибыли для портов — огромные
деньги для Украины. 
— Вы убеждали в этом правительство? 

Я думаю, они все понимают, но до сих пор не знают, как решить эту
проблему. Если в бюджете недостаточно денег, вы повышаете тарифы, но
из-за этого падают перевозки, и у вас снова становится меньше денег. Это
замкнутый круг, в который попала страна. В новом законе "О морских
портах", в котором предусмотрена возможность концессии портов, указано,
что тарифы сможет определять порт, а не государство. Это создаст
внутреннюю конкуренцию между портами, что положительно отразится на
клиентах судоходных компаний. 
— Насколько сейчас налажен ваш диалог с властями? 

Мы участвуем в заседаниях профильных комитетов и лоббируем интересы
через Ассоциацию контейнерных перевозчиков. Перевозки — очень
концентрированный бизнес по сравнению с фармацевтикой или сельским
хозяйством, поэтому у нас больше шансов для лобби. Кроме того, этот
диалог помогает властям избежать ошибок. Если законодательство в
портовой сфере будут определять только таможня и Минфин, проблемы будут у
нас: эти ребята не разбираются в перевозках. Кроме того, украинское
законодательство до сих пор несет в себе советское наследие и его
изменение — долгий процесс. 
— В этом году в
"Укрзализныце" заявили, что почти полностью потеряли транзитные
перевозки из-за высоких ставок на железных дорогах и в портах. Как это
отразилось на вас? 
— В Украине ситуация с
железнодорожными тарифами точно так же зависит от необходимости
наполнять бюджет. Я надеюсь, в будущем железные дороги и "Укрзализныця",
в частности, будут приватизированы или станут конкурентоспособными. 
— Вы знаете о таких планах правительства? 

Нет, но если вы передает в концессию такие стратегические объекты, как
порты, то пропадают ограничения и в других вопросах. По этому пути уже
пошла Россия. Привлечение частного бизнеса — правильное решение, если
оно происходит честно. Это вопрос политики государства, верит ли оно в
то, что частные компании могут делать бизнес лучше, чем государство, или
нет. 
— В прошлом году вы говорили, что около
10% украинского контейнерного трафика перетянет на себя Польша.
Оправдался ли ваш прогноз? 
— Прогноз был
связан с проблемами с таможней, которые впоследствии были решены. Эти
объемы в основном вернулись в украинские порты. 
— Сейчас таможня утверждает, что грузы оформляются за четыре часа. Это так? 
— Не знаю как, но некоторым компаниям это удается. Правда, далеко не всем. 

Источник: "КоммерсантЪ" (Украина)