2012-11-27 09:46:34
Интерес к морским портам страны проявляют американские и российские компании.
«Нужно вкладывать средства, которых нет ни у государства Украина, ни у отечественных бизнес-групп. Своих ресурсов не хватает, а поэтому решение о передаче в концессию – это верный путь», – сказал «НГ» эксперт Института украинской политики Алексей Полтораков. Он не исключил, что самыми заинтересованными участниками будущих конкурсов станут компании из стран СНГ, в том числе из России. «Об их заинтересованности украинским портовым хозяйством известно давно. Всякий раз, как только заходит речь о зерновом союзе стран СНГ, вопрос упирается в украинские порты. Возможно, сейчас эта проблема будет решена», – отметил Полтораков. Эксперт рассматривает вопрос в плоскости создания евразийской экономической интеграции и в перспективе – создания Торгового союза.
Эксперты отмечают, что конкуренцию россиянам могут составить американские компании, которые давно работают на рынке зерна в Украине. Источники, близкие к правительству, в числе таковых называют компанию Cargill, которая активно работает с Ильичевским портом. Ялтинским и Севастопольским портами заинтересовалась еще одна крупная компания – Royal Caribbean, которая, по словам тех же источников, планирует развивать круизный бизнес в Украине.
Что касается россиян, то, как отметил украинским СМИ старший аналитик инвесткомпании «Тройка Диалог» Михаил Ганелин, портовым хозяйством Украины интересуются крупные сырьевые компании. «Среди потенциальных инвесторов можно назвать группу «Сумма», портового оператора Global Ports, UCL Holding Владимира Лисина, а также ряд крупных экспортеров металлургической продукции», – заметил он.
Среди украинских бизнесменов, уже работающих в отрасли и желающих расширить свой бизнес в этом направлении, эксперты называют владельца СКМ Рината Ахметова и собственника Group DF Дмитрия Фирташа.
«В последние годы во всех украинских приватизационных решениях прослеживается тенденция к предоставлению преференций местным бизнесменам. Сложно предугадать, как будет с реформой в портовом хозяйстве – мы же сейчас не знаем условия будущих конкурсов. Но, думаю, правительство действительно заинтересовано в развитии этой отрасли. А иностранцы, в том числе россияне, могут предложить более выгодные условия», – пояснил «НГ» экономист Международного центра перспективных исследований и конфликтологии Александр Кошик. Он выразил уверенность, что при правильно организованном процессе реформы конфликтов между потенциальными инвесторами не будет: «Места хватит всем. Можно ведь договориться, согласовать интересы».
Руководитель экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин отметил: «Принципиально важно – как будут выписаны условия конкурсов. К сожалению, в последнее время мы наблюдаем политизацию важных экономических решений. В том числе – в отношениях с Россией. В случае с портовой реформой нужно привлечь инвесторов, но не допустить монополизации или доминирования той или иной группы».
Источник: Независимая газета (Россия)