2012-11-21 16:00:48
Сегодня уже совершенно очевидно, что в обозримом будущем Придунайскому краю гарантирован «статус» депрессивного региона. Основа местной экономики — морехозяйственный комплекс — продолжает медленно умирать. При этом все разговоры о повышении транзитного потенциала Придунавья, о развитии транспортной инфраструктуры, о создании здесь зоны приоритетного развития и т.д., так и остаются разговорами.
Итак, перед нами возникает жизненно важный вопрос: можно ли чем-то заменить морехозяйственный комплекс в нынешних условиях? Способна ли экономика Придунавья найти новые точки роста? За счёт чего в дальнейшем создавать рабочие места и наполнять местные бюджеты? Самое интересное, что ответ уже давно очевиден.
»Это очень и очень перспективно»
Оживить экономику края в первую очередь может развитие «зелёного» туризма. Понимание этой перспективы демонстрируют буквально все — народные депутаты, региональные и местные органы власти, предприниматели, общественные организации. Даже рядовые граждане рассматривают данный вопрос очень серьёзно. Яркий тому пример — тема «Измаильский порт и его будущее — а что же дальше?» на форуме информационного портала Izmail.es.
Приятно удивляет высокий профессиональный уровень обсуждения проблемы. Например, отдельного внимания заслуживают выводы форумчанина Ramst16. Нет никаких сомнений в том, что этот человек имеет (или имел) непосредственное отношение к работе водного транспорта. Думаю, его оценка ситуации будет интересна и простым читателям, и специалистам, и чиновникам.
«Я думаю, что Измаильскому порту и властям города нужно сосредоточиться на создании туристической круизной инфраструктуры, — пишет Ramst16. — Нужно создать современный пассажирский терминал-хаб, чтобы сюда могли заходить как речные суда из Европы, так и морские суда с моря, обмениваться пассажирами. Для этого необходимо построить пассажирскую гавань… и реконструировать под пассажирские терминалы для крупных морских лайнеров весь первый погрузрайон. Сюда же подключаются аэропорт и железная дорога. Вот вам и деньги на пустом месте. На этом надо сосредоточиться. Для грузов остаются два чудесных района на окраине города, которые в новых геополитических условиях полностью справятся с грузопотоками…
Что у нас есть? А есть у нас вроде бы стабильный пассажиропоток на Нижнем Дунае. Он, правда, дробится (большая часть уходит в Румынию), но, тем не менее, он есть, и при благоприятных обстоятельствах его можно не только «перемагнитить» к себе, но и усилить. Вот тут как раз и нужен пассажирский специализированный порт-хаб, где сосредоточены не только морские, но и авиа- и ж/д пути. Измаил для этого — идеальное место. Почему не Одесса? Во-первых, в Одессе уже всё давно распределено и имеет своих чётких хозяев, поэтому концессии там будут обходиться дороже, а в Измаиле это по сути всё бесхозное, — что аэропорт, что ж/д путь. Их нынешние владельцы с благодарной радостью отдадут это всё кому-то в концессию. Во-вторых, в Одессу можно привлечь только морской поток, а в Измаил — ещё и речной в количестве не менее морского. Поэтому потенциальным инвесторам это видится более интересным. Естественно, это всё «скелет», которому нужно нарастить «мышцы» и «органы» в виде индустрии развлечений. Тут можно пофантазировать — и дельта, и национальные колориты… Для этого нужно разработать серьёзный инвестиционный план с какими-либо уважаемыми западными организациями, и с ним уже выходить на крупных круизных операторов типа «Royal Caribbean», «Carnival» и других. Они сейчас очень сильно присматриваются к украинским черноморским портам вплоть до того, чтобы взять в концессию Одесский и Ялтинские порты. Только такой путь спасёт Измаил и вообще всё Придунавье. А иначе, как написал тут один товарищ, «ложись и помирай».
Проблема ухода грузопотоков и угасания портов на Дунае не нова. В 90-х годах от этого очень сильно пострадал порт Линц, обладавщий огромными перегрузочными и складскими площадями и являвшийся ключевым портом по перевалке грузов далее в Европу и на Рейн. С открытием канала Рейн-Майн-Дунай порт Линц абсолютно утратил своё стратегическое значение и по сути прекратил существование… Рост количества пассажирского флота поднял этот порт на новый уровень. Он оказался очень удобным для зимовки флота и межрейсового перестоя, и теперь после навигации все четыре затона Линца забиты наглухо пассажирским круизным флотом (давайте вспомним затон под Матроской в Измаиле), который там же и ремонтируется зимой на верфи. То есть, владельцы порта сумели использовать свой потенциал: как сказал бы Карнеги, из лимона получить лимонад.
Имеющийся пассажиропоток может использовать и Измаильский порт в своих целях — это единственное, что ещё пока стабильно на Дунае и растёт в мире в целом… Это очень и очень перспективно». Конец цитаты.
Какие деньги проплывают мимо!
Возможности развития «зелёного» туризма (и туризма вообще) на юге Бессарабии являются столь многообещающими, что этого может не замечать только слепой или глупый. Буквально две недели назад я случайно разговорился с ренийским рыбаком-любителем, который чуть ли не каждый день сидит на берегу Дуная, в двух километрах от молдавского порта Джурджулешты. Мой собеседник (он назвал себя Алексеем Петровичем) поразил меня тем, насколько глубоко он, простой пенсионер, видит перспективу туристической отрасли в регионе.
– На рыбалке много времени для размышлений. И ведь есть над чем поразмыслить, — говорит Алексей Петрович. — К тому же я — бывший портовик, и кое-что понимаю в морском транспорте. Так вот, я постоянно вижу, как по Дунаю проходят пассажирские лайнеры. Красавцы! А кто там на борту? А на борту — европейцы. Очевидно, не самые бедные. И вот я сижу и думаю: какие деньги проплывают мимо! Ведь ни один из этих лайнеров не заходит в Рени, ни один из туристов не тратит здесь свои денежки. Значит, нас просто нет в туристических дунайских маршрутах. Но почему? Неужели наши власти не понимают, что надо как-то развивать это направление? Деньги сами текут в руки — их надо только направить к нам! Согласен: для того, чтобы что-то получить, надо сначала вложить. Да, нужны большие средства, инвестиции. Но ведь так делается во всём мире. И нам пора как-то шевелиться! С чего-то надо начинать! Однако, как я понимаю, с туризмом у нас глухо, как в танке. Очень обидно…
Давайте немного помечтаем. Посмотрите, в каком хорошем месте я рыбачу. Вокруг меня — почти первозданный пойменный лес, а дальше от Дуная — участки дикой степи и пастбища для овец. Здесь, где я сейчас сижу, можно было бы построить пассажирский причал, и европейские туристы получили бы возможность останавливаться не только на морвокзале Ренийского порта, но и прямо в этой точке. Зачем? Не надо трястись в автобусе или пересаживаться на какой-нибудь катер, добираясь сюда. Сошли туристы на берег — и их с первого шага окружают дикая природа и местное гостеприимство. Тут тебе — и рыбалка, и уха, и шашлык, и наша кухня, и домашнее вино. Понятно, что зимой здесь делать нечего. Значит, можно организовать что-то вроде летней базы отдыха. Это не так дорого, как строить нормальную гостиницу.
Ну, а если туристы не захотят ограничиваться берегом Дуная, их можно повозить по Ренийскому району. К тому же, район у нас маленький, компактный (всего семь сёл), его можно объехать за один день. Пять молдавских сёл, одно болгарское и одно — гагаузское. Стало быть, даже в таком маленьком районе туристы смогут увидеть колорит трёх бессарабских национальностей. И у каждой национальности — свои традиции, своя кухня, своё вино! Кстати, о вине. Работая в порту, я не раз пробовал итальянское и прочее европейское вино. В основном — противная кислятина. А когда европейских моряков угощали нашим домашним вином, они всякий раз были в шоке. «Такое вино в Европе пьют только миллионеры», — говорили они. А какое впечатление на них производят наша баранина, брынза, овощи, помидоры! У них же все овощи — тепличные, безвкусные, а у нас — всё натуральное. Скажите, как можно при таких возможностях оставаться нищими? О чём думают наши руководители и бизнесмены? Не понимаю…
А зачем напрягаться?
Как уже было отмечено выше, местные власти и предприниматели прекрасно отдают себе отчёт в том, каким потенциалом обладает «зелёный» туризм в Придунайском регионе. Эта тема звучит почти на всех мероприятиях с участием чиновников, бизнесменов и представителей общественности. Но пока всё заканчивается констатацией фактов и благими намерениями.
К примеру, эта проблематика поднималась в мае текущего года, в центре этнографического туризма Фрумушика-Нова, где прошёл «круглый стол» под названием «Туризм как фактор социально-экономического развития южных районов Одесской области». Организаторами «круглого стола» выступили депутат Одесского облсовета Антон Киссе (на недавних парламентских выборах он избран народным депутатом Украины — Прим. авт.), управление культуры и туризма облгосадминистрации и постоянная комиссия областного совета по вопросам культуры, туризма, межнациональных отношений и духовности. Однако участники встречи, как всегда, ограничились форматом «поговорили — и разошлись». Как отметило издание «Думская», «значительный потенциал имеется и в сфере экологического туризма — в заповедниках, национальных и ландшафтных парках, заказниках региона». Но что предпринимается для реализации этого потенциала? Внятный ответ так и не прозвучал.
«Развитие сельского туризма продвигается далеко не так, как хотелось бы, — читаем мы на страницах бизнес-портала Измаила. — Сегодня в Одесском регионе имеется около 25 усадеб, которые предлагают услуги сельского туризма… Конечно, для такой большой области, как Одесская, это чрезвычайно низкий показатель. Ведь в той же Западной Украине, в Карпатах и на Закарпатье, давно процветает значительное количество сельских усадеб, принимающих гостей… В чём же причины такой отсталости нашей области в сфере «зелёного» туризма? Одной из причин специалисты называют отсутствие комплексной государственной политики, нормативно-правового обеспечения и рациональных форм управления в сфере сельского туризма…»
Если перевести эти официозные формулировки на нормальный человеческий язык, то можно сказать так. Наша власть, совершенно оторванная от народа, не заинтересована в том, чтобы что-либо развивать. Любое развитие — это привлечение инвестиций, создание инфраструктуры, соблюдение прозрачных и понятных правил игры. То есть, дополнительные усилия. Причём не для себя — для людей. А зачем чиновникам напрягаться, если они могут просто воровать из бюджета и дерибанить то народное достояние, которое ещё осталось? Сплошной карикатуризм. От слова «карикатура»…
Андрей ПОТЫЛИКО, журналист, Одесская обл.
http://bessarabiainform.com/