Подробно про новые планы закупок НАК “Черноморнефтегаз”

2012-11-19 14:08:17

16 ноября 2012 г. НАК «Нафтогаз Украины» объявил победителя тендера на закупку двух новых морских буровых установок – им стала компания Keppel FELS Limited (Сингапур). Цена предложения составила 1,266 млрд.дол.США, т.е. стоимость одной установки составит 613 млн.дол.США. Стоит отметить, что ранее уже было закуплено две установки. Что же из себя представляют новые?



Основные параметры и различия

Недавно закупленные самоподъемные буровые установки (СПБУ) «Петр Годованец» и «Незалежність», как и полупогруженные морские буровые установки (ППМБУ),
на закупку которых объявлен тендер, являются типами морских мобильных
буровых установок, которые имеют между собой существенные конструктивные
различия.

Установки таких типов используются в мировой практике как для
разведки, так и для разработки и эксплуатации морских месторождений.
Буровые суда, которые относятся к этому же типу установок, используются
для выполнения лишь разведывательного бурения и поэтому не
рассматриваются далее.

СПБУ используют на глубинах моря 120-140 м. Конструкция СПБУ
(англ. – Jackup rig) предусматривает наличие платформы с
технологическим оборудованием, с подвижными опорами, которые после
транспортировки установки буксирами в плавучем состоянии до места
эксплуатации, опускаются на дно и ее положение фиксируется, после чего
возможно выполнение буровых работ. Платформа установки поднимается выше
уровня моря и волн.

СПБУ составляют большую часть (около 60%) мирового флота морских мобильных буровых установок. В сентябре 2012 г. из 382 СПБУ, в эксплуатации находилось 318, т.е. более 83%. Более 10 установок строилось.

image06

Платформы СПБУ имеют размеры 70×68×9,5 метров, опоры в зависимости от расчетных глубин – около 120-140 м. СПБУ обслуживают до 120 человек. Стоимость СПБУ составляет 150-450 млн.дол. США и зависит от комплектации.

Для выполнения буровых работ на глубинах моря более 120-140 м используют безопорные установки – ППБУ (англ. – Semisubmersible rig). ППМБУ способны вести буровые работы на глубине моря до 3 500 метров.

image09

ППМБУ состоит из корпуса, палубы, на
которой расположена буровая площадка с основным и вспомогательным
оборудованием, и понтонов, которые соединены с площадкой
стабилизирующими колонами, обеспечивающими плавучесть и равновесие в
вертикальном положении.

Установка притапливается на значительную глубину, однако остается
устойчивой сильному волнению моря. Палуба с буровой площадкой
размещается на безопасном уровне над водой (10-30 метров клиренса). На
точку бурения ППМБУ доставляют с помощью
буксиров (а также своим ходом), после закрепляют и удерживают на месте
во время работы якорной системой. Современные ППМБУ оснащаются системой динамического позиционирования, которая обеспечивает фиксированное положение установки.

На сегодня существует 6 поколений ППМБУ,
различия между которыми состоит в возрасте, приспособленности к разным
условиям бурения, нагрузке на палубу, а также доступной глубине бурения.
Так, в частности, установки 6-го поколения, которые строятся с 2005 г.
рассчитаны на бурение при глубине моря 3000-3500 метров. На ППМБУ имеется большой спрос. В сентябре 2012 г. из 190 ППМБУ, в эксплуатации находилось 170, т.е. 89,5%. Более 20 установок строилось в текущем году.

Полупогруженная установка по размерам больше чем СПБУ и требует больше обслуживающего персонала, так ППМБУ 6-го поколения обслуживают 180-190 человек. В 2011 г. стоимость строительства ППМБУ на верфях основных производителей достигала 650 млн.дол. США, в 2012 г. – в отдельных заказах достигала 800 млн.дол. США.

Основные производители морских мобильных буровых установок, в т.ч. компании:

СШАKBR Inc., Fluor Corporation, Friede&Goldman, LeTourneau Technologies;

Южной Кореи – Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering, Samsung Heavy Industries, STX Offshore&Shipbuilding, Hyundai Heavy Industries;

Сингапура – Keppel Offshore & Marine, Sembcorp Marine;
Европы – Aker Solutions, GustoMSC и др..

Большая часть ППМБУ производится в Южной Корее, Сингапуре.

Срок строительства СПБУ и ППМБУ
составляет около 4 лет. Обычно, новое строительство установок
заказывают подрядные компании, которые эксплуатируют собственный флот, а
также сдают установки с оборудованием и персоналом в аренду
нефтегазовым компаниям.

Зарегистрированная в Швейцарии компания Transocean Ltd. — крупнейший подрядчик оффшорного бурения. Наибольший флот ППМБУ эксплуатируют компании: Transocean Ltd. (52 установки), Diamond Offshore (32), ENSCO (20), Noble Drilling (14), Seadrill Limited (12).

Средний размер арендной платы за одну установку составляет $200-500
тыс./сутки, таким образом за год – $73-182,5 млн. Пятилетняя аренда
составит от 365 до более 900 млн.дол.США, что сопоставимо со стоимостью
строительства новой установки.

Современный флот «Черноморнефтегаза»

Публичное акционерное общество “Государственное акционерное общество “Черноморнефтегаз” (дочерняя компания НАК
«Нафтогаз Украины») – пока что является единственным предприятием в
стране, которое самостоятельно проводит разведку, освоение и разработку
месторождений нефти и газа в украинском секторе Черного и Азовского
морей. Кроме того, компания осуществляет подготовку углеводородного
сырья, его транспортировку и хранение, а также бесперебойное снабжение
природным газом потребителей Крыма.

Среди прочей производственной инфраструктуры, до 2012 г. в состав флота «Черноморнефтегаз» входили две СПБУ:
«Сиваш» (1979 г.в.), «Таврида» (1995 г.в.), которые с учетом новых
задач освоения шельфовых месторождений имеют ограниченные возможности.

В мае 2012 г. на проектную отметку была доставлена первая новая СПБУ «Петр Годованец», произведенная на верфи Keppel FELS,
ее стоимость оценивалась в $400 млн. По данным источника «Нефтерынок»,
базовая стоимость установки на октябрь 2011 г. составляла $225 млн, а с
учетом стоимости бурильных труб и других материальных ценностей — $248
млн. Дополнительную комплектацию аудиторы оценили в $57,94 млн. Другие
расходы (врезку и установку опор буровой, персонал, технику) — более $71
млн, транспортировку — в $15 млн. В целом эксперты оценили СПБУ
в комплектации «под ключ» в $392 млн, указывая, что эта сумма не
включает инжиниринговые и консалтинговые услуги, страховку, а также
модернизацию порта Гиресун (Турция) для приема и последующей сборки
буровой.

2012 11 19 semi.doc

Еще, одна новая СПБУ «Незалежність»,
которая уже доставлена в Черное море и в конце 2012 г. будет установлена
на место бурения, была спроектирована и построена на сингапурской
судоверфи Keppel FELS в 2012 году. Она оснащена самым современным оборудованием и вместе с СПБУ «Петр Годованец» станет самой высокотехнологичной и мощной СПБУ в Черноморском регионе.

СПБУ «Петр Годованец» и «Незалежність»
имеют наилучшие характеристики как по глубине постановки (до 120 м.),
так и по глубине бурения (9 144 м.). Способны бурить 12 скважин с одной
постановки. По качеству бурения соответствуют стандартам Американского
нефтяного института (АНИ). По нормам охраны труда, экологии, санитарным требованиям СПБУ соответствуют нормам Украины и международным правилам. Сингапурский инженерный институт (IES) признал конструкции СПБУ проекта KFELS
B Class самой экологичной. Первый этап работы новых буровых – участие в
обустройстве Одесского и Безымянного месторождений. Использование
современных СПБУ позволит добыть с
месторождений уже в 2013 г. более 0,6 млрд.куб.м газа, а с 2014 г. –
выйти на уровень годовой добычи на промыслах свыше 1 млрд.куб.м.

Таким образом, новые СПБУ позволят
разрабатывать наиболее изученные мелководные участки шельфа Черного и
Азовского морей (до 120 метров). Однако, согласно геологическим данным
значительные запасы углеводородов Черноморского бассейна сосредоточены
на средних, малоизученных глубинах моря от 120 до 1000 метров. Для
поисково-разведывательных работ и эксплуатационного бурения на средних
глубинах НАК закупит еще более технологичные установки.

Новые морские буровые установки

НАК «Нафтогаз Украины» для реализации
планов увеличения собственной добычи нефти и газа и геологического
изучения акватории Прикерченского шельфа, и участков Скифский,
Форосский, Палласа, 28 сентября 2012 г. объявил открытие процедуры
открытых торгов на покупку двух полупогруженных плавучих морских буровых
установок. Ориентировочная стоимость двух новых ППМБУ
оценивается в 1,4 млрд.дол.США. Год изготовления платформ должен быть
не ранее 2012. Заявки принимаются до 29 октября 2012 года. Согласно
пресс-релизу НАК, финансирование закупки буровых платформ будет осуществляться за счет займов НАК и не потребует заимствования бюджетных средств.
Срок окупаемости проекта НАК оценивает в 7-8 лет.

Таким образом, для выполнения поставленных задач должны быть
закуплены полупогруженные платформы, рассчитанные на глубины моря до
1000 м, глубину бурения около 9 000 м. Таким параметрам, например,
соответствует ППМБУ «Гейдар Алиев», которая
эксплуатируется на Каспии, которая была построена в 2003 году. Эта
установка имеет размеры 94,8×64,5×35 метров, ее обслуживают 130 человек.

Полупогруженная буровая установка «Гейдар Алиев»

image08

Будущее место дислокации новых установок

Первоочередным объектом для освоения на средних глубинах моря
рассматривается участок Палласа, который расположен на глубинах моря
450-850 метров вблизи водной границы с Россией. По данным НАК
«Нафтогаз Украины», прогнозные запасы газа на участке Палласа
составляют около 120 млрд.куб.м газа (в т.ч. украинская часть – 86
млрд.куб.м), нефти и газового конденсата – 70 млн.т (в т.ч. украинская
часть – 45 млн. т).

Расположение структур «Субботина» и «Палласа» (данные «Черноморнефтегаз»)

image07

На этапе разработки нефтегазоносных объектов в Черном море
планируется осуществить бурение около 200 эксплуатационных скважин
глубиной бурения 4950- 6050 метров. Благодаря закупке полупогруженных
платформ текущие планы добычи углеводородов на шельфе могут быть
пересмотрены в сторону существенного увеличения, которое будет возможно
после 2017 года.

Александр Лактионов
кандидат экономических наук
эксперт в области энергетики

По материалам FINANCE.UA