2012-11-14 09:09:49
Еще в феврале 2012-го парламент принял два закона, фактически открывших путь к приватизации “Укрзализныци”.
"В первом квартале 2012 года портовая перевалка грузов восстановилась на 95% по отношению к докризисному уровню 1 полугодия 2008 года", – говорит Дмитрий Монаков, руководитель отдела аналитики "Центра транспортных стратегий". Закон "О морских портах Украины", принятый в мае 2012 г., вступит в силу только в июне 2013 г., так что у заинтересованных лиц еще есть время все поделить без лишнего шума. Именно этот процесс сейчас и происходит, пояснил один из игроков этого рынка.
Всего от портовой отрасли в ВР собиралось около 15 человек, однако прошли единицы. Непосредственных игроков четверо – Константин Жеваго (владелец терминала "ТИС-Руда" в Южном порту), Антон Кисе (коммерческий директор ООО "Фрам Шиппинг", специализирующегося на перевозке грузов), Геннадий Труханов (замгендиректора ООО "Бруклин-Киев", владеющего огромным терминалом в Одесском порту), и "старый портовый волк" Юрий Крук (вместе с 4 сыновьями он управляет ООО "Украинская национальная транспортная компания" и ООО "Украинская национальная стивидорная компания").
Последние три персоны ведут бизнес в Одесскому порту. К этой же группе влияния следует отнести и Сергея Гриневецкого. Долгое время проработав в Одесской области на разных должностях, в том числе и на посту главы администрации и облсовета, он просто "хорошо погружен в тему" и будет полезен любому заинтересованному олигарху.
На сегодняшний день главным владельцем отечественных портов является Ринат Ахметов, контролирующий порты Азовского моря, ряд крымских портов и "Южный". Его компаньон по бизнесу Вадим Новинский взял под контроль Николаевский, Херсонский, а недавно и порт "Октябрьский", через который начиная с советских времен шли все поставки оружия на экспорт. Однако Ахметов решил, что его интересы в этой отрасли защитят и простые члены фракции ПР.
Наиболее интересная ситуация складывается в авиаотрасли. С одной стороны, присутствие в парламенте лоббистов Украинской авиационной группы (группа Коломойского) может сохранить режим наибольшего благоприятствования для ее авиакомпаний. В том числе отдалить принятие соглашений об "открытом небе" с ЕС.
С другой стороны, у нынешнего правительства есть четкие планы по превращению аэропортов Львова и Донецка в полноценные хабы, увеличению пассажиропотока "Борисполя", а это невозможно без привлечения дополнительных авиаперевозчиков. Кроме того, наличие в парламенте двух совладельцев аэропорта "Жуляны" Хмельницкого и Иванющенко также будет способствовать этому процессу, ведь для альтернативного столичного аэропорта очень важно оживление внутренних перевозок.
А для этого требуется устранить фактическую монополию УАГ. Поэтому можно предположить, что стратегический курс на увеличение пассажиропотока и загрузка оставшейся после Евро2012 авиационной инфраструктуры будут продолжаться. Стоит ожидать прихода в украинские аэропорты управляющих компаний, следом за которыми потянутся и новые авиаперевозчики, особенно в low-cost сегменте.
Изменения затронут и сферу автоперевозок. В Украине данный вид транспортных услуг является уделом среднего бизнеса. Однако в новом парламенте будет достаточное количество нардепов, лоббирующих послабление правил автоперевозок и возвращение их к африканской ситуации, которая существовала в Украине до 2009 года.
Возможно, стоит отнести послабления в организации пассажирских перевозок маленькими компаниями с их интеграцией на региональном уровне. Учитывая сохранение тенденции удорожания и сокращения пассажирских железнодорожных перевозок, можно ожидать роста пассажирских автоперевозок, в среднесрочной перспективе это приведет к удешевлению услуг, но никак не к повышению их качества.