Украинским судоремонтникам – заказы российской «оборонки»

2012-09-03 12:44:20

Одной из самых перспективных сфер украино-российского сотрудничества была и остается военно-техническая. Благодаря общему улучшению отношений двух стран за последние три года, официальному оформлению Украиной своего внеблокового статуса и содержательному наполнению стратегического партнерства между ней и РФ, потенциал этой сферы раскрывается в последнее время все более полно.



Особенно это заметно на фоне проблем, которые накопились на других направлениях (о чем свидетельствуют «газовые» и «сырные войны» и другие экономические конфликты). В «оборонке» же, похоже, взаимопонимание крепнет по нарастающей, что выливается, в свою очередь, в подписание и реализацию совершенно конкретных и взаимовыгодных контрактов.

Подтвердил такую весьма положительную тенденцию и последний визит в Киев министра обороны РФ Анатолия Сердюкова, где общаясь со своим украинским коллегой, он согласился перейти на прямые финансовые расчеты за использование в Крыму авиационного тренажера «Нитка», а также достиг ряда других важных договоренностей. Подробнее о его результатах мы уже сообщали в заметке «Визит министра обороны РФ в Киев – короткий, но продуктивный».

Здесь же, уместно напомнить, что еще в середине июля этого года министр обороны РФ Анатолий Сердюков принял участие в заседании российско-украинской межгосударственной комиссии, которое состоялось под председательством президента России Владимира Путина и президента Украины Виктора Януковича во время их встречи в Ялте. Как сообщила позже по результатам этой встречи пресс-служба Министерства обороны РФ, глава российского оборонного ведомства проинформировал членов комиссии о состоянии и перспективах российско-украинского военного сотрудничества. Как отметил при этом министр обороны России, среди иных моментов рассматривается и возможность привлечения украинских предприятий для ремонта российской бронетанковой техники и кораблей Черноморского флота РФ. Тогда же Анатолий Сердюков пообещал, что более детально эти вопросы будут рассматриваться в августе этого года, во время очередного заседания подкомитета по вопросам безопасности российско-украинской межгосударственной комиссии.

Эти заявления, в свою очередь, прозвучали в духе прошедших в начале июля переговоров во время встречи Анатолия Сердюкова с украинским коллегой Дмитрием Саламатиным в рамках 62-го заседания Совета министров обороны государств-участников СНГ. Заметим, что с утилизацией боеприпасов, как одном из направлений военно-технического сотрудничества, вопрос уже практически решен – еще 28 февраля 2012 г. между украинским госконцерном «Укроборонпром» и российским ОАО «Оборонсервис» был подписан договор, согласно которому украинская сторона выполнит соответствующие работы на сумму 235 миллионов рублей.

А вот относительно ремонта кораблей ЧФ РФ (что сулило гораздо более дорогостоящие сделки) ситуация до недавнего времени была не столь определенная, хотя вопрос этот в Украине горячо обсуждается давно и является для украинских судоремонтников по понятным причинам весьма актуальным.

Но вот, похоже, что и этот вопрос найдет свое практическое разрешение в ближайшее время. Во время уже упомянутого официального визита в Украину Министра обороны Российской Федерации Анатолия Сердюкова 20 августа, в Киеве им были проведены переговоры, в частности и по данной тематике, с министром обороны Украины Дмитрием Саламатиным, а также под председательством двух министров состоялось пятое заседание Подкомитета по вопросам безопасности российско-украинской межгосударственной комиссии. В ходе заседания были обсуждены вопросы военного и военно-технического сотрудничества России и Украины, в том числе и кооперации в области ремонта, модернизации вооружения и военной техники. «Около 170 российских и украинских предприятий будут участвовать в реализации разрабатываемой в настоящее время программы военно-технического сотрудничества, рассчитанной до 2017 года», – заявил министр обороны РФ Анатолий Сердюков по итогам прошедшего заседания и подписания итогового Протокола.

Значение этих решений для Украины трудно переоценить. Ведь прошлые разногласия между Киевом и Москвой по поводу вопросов базирования Черноморского флота РФ в Севастополе и Крыму заставили, в свое время, российскую сторону отказаться от услуг украинских судоремонтных предприятий для нужд своего флота. При этом у российского командования особых проблем с ремонтом своих кораблей и судов не возникло: в регионе хватает судоремонтников и в других странах, где с тут же ухватились за столь серьезные заказы. Чего не скажешь о самих украинских судостроителях – в частности, специализирующихся на ремонте и модернизации военно-морской техники. Ведь от отечественных, украинских ВМС заказы поступают эпизодически, а из военных флотов других стран заказчиком де-факто был исключительно ЧФ РФ.

В свою очередь отсутствие заказов для судоремонтных предприятий, больно ударило по развитию социальной сферы в тех городах Украины, где расположены судоремонтные предприятия, так как местные бюджеты лишились весьма солидных отчислений. Не говоря уже о том, что долгие годы без работы приводят к разрушению самого производства – нет средств на обновление и модернизацию производственных мощностей, а имеющееся оборудование катастрофически устаревает, как физически, так и морально. Но еще опаснее другое – теряется ценнейший кадровый потенциал, ведь молодых специалистов в этой сфере Украина сейчас фактически не готовит, а опытные рабочие ищут себе применение в иных сферах, уходя с простаивающих предприятий. Так, например, по данным ассоциации судостроителей Украины «Укрсудпром», за годы независимости объемы производства судостроения сократились в 10-15 раз, что привело к утрате высококвалифицированной и неплохо оплачиваемой работы для 120-150 тысяч корабелов. Другой пример, в начале реализации контракта на постройку для Китая малых десантных кораблей на воздушной подушке (МДКВП) «Зубр» на НПО «Море» весной 2011 года произошла крупная авария. По официальной версии, из-за кадрового голода на предприятии «сработал человеческий фактор», который привел к несинхронной работе кранов, удерживавших на стапеле один из кораблей. В результате с корабля снесло бронеплиты обшивки, а в основном сборочном цехе предприятия обрушилась часть кровли. По заверениям судостроителей, эта крупная авария не привела к срыву графика контракта с КНР, однако эксперты отметили, что хроническое недофинансирование «оборонки» государством довело до критической черты отток квалифицированного персонала из данной отрасли.

Ни для кого не секрет, между тем, что судоремонт наряду с судостроением – весьма серьезная составляющая современного экономического потенциала Украины, объединяющая 25 отраслевых исследовательских институтов, 7 больших предприятий, производящих судовые двигатели и другое судовое оборудование для кораблестроения, 11 судостроительных заводов, а также 11 предприятий, производящих судовой инструмент.

Что касается о потенциала украинского военного судостроения, то следует вспомнить недавнее прошлое, когда он был востребован в полной мере. В советские времена украинские судостроители ежегодно сдавали заказчику в лице ВМФ 11-15 кораблей. Из них один корабль высокой сложности или судно обеспечения, производящиеся раз в 3 – 4 года – авианосец (авианесущий крейсер проекта 1143) либо ракетный крейсер (проект 1164 «Украина»), либо плавучая техническая база (ПТБ) перезарядки реакторов атомных подводных лодок (проект 2020). Также 2 больших противолодочных корабля (БПК), 8-12 кораблей на подводных крыльях или воздушной подушке. При этом расположенные в Украине предприятия судового машиностроения и приборостроения, как утверждают разработчики и производители, обеспечивали проектирование и изготовление лучших в мире морских газовых турбин, самых современных радиолокационных комплексов, гидроакустических комплексов, огромное количество разнообразного судового оборудования, приборов и пр. Судоремонтные заводы имели 13 плавучих доков и были способны выполнять ремонт кораблей и судов практически всех классов. Среди подобных предприятий, например, такой гигант», как «Севастопольский морской завод им. С.Оржоникидзе», двухсотлетний опыт работы которого позволяет выполнять любой ремонт и переоборудование судов разных классов и целей до 280 метров длиной и 34 метров шириной, с осадкой до 10 метров.

Между тем, на этом заводе корабль Черноморского флота РФ последний раз ремонтировался в 2003 году – т. е. девять лет назад. И это на сегодня был последний зафиксированный случай ремонта российского военного корабля на украинском предприятии. По данным руководства Севастопольского морского завода, маркетинговой службе предприятия удалось обеспечить полную загрузку его мощностей до конца 2012 года, и здесь весомую долю в пакете заказов занимают работы по модернизации опять-таки российского судна, но уже гражданского – кабелеукладчика, принадлежащего «Сбербанку России».

Как это ни печально для украинских судоремонтников, но в то же время, за последние три года 6 кораблей ЧФ РФ были отремонтированы на судостроительных предприятиях в Болгарии. А в самый разгар противоречий между Москвой и Киевом по вопросам нахождения российского флота на украинской территории в 2007 году по решению правительства РФ ремонт кораблей и судов ЧФ РФ в объеме Государственного оборонного заказа (ГОЗ) был перенесён на расположенное в Севастополе Федеральное государственное унитарное предприятие Минобороны России «13 судоремонтный завод ЧФ» (ФГУП «13 СРЗ ЧФ»). Только чрезвычайная мобилизация всех сил позволила этому заводу в течение 2007-2010 гг. успешно подготовиться и выиграть все контракты по ГОЗ.

Как следствие, уже в 2011 году в соответствии с указом президента Российской Федерации ФГУП «13 СРЗ ЧФ» Минобороны России был объявлен единственным исполнителем, у которого размещаются заказы для реализации Государственной программы вооружения по теме «Работы по сервисному обслуживанию и ремонту кораблей и судов Черноморского флота». 31 января 2011 года был подписан трехлетний контракт между Министерством обороны РФ и указанным заводом на работы по сервисному обслуживанию и ремонту кораблей и судов ЧФ РФ. В соответствии с ним, только за 2011 год был проведен ремонт 91 корабля и судна ЧФ с выполнением ремонтных работ по всем боевым частям, для чего завод привлек 42 соисполнителя работ.

Понятно, что в сложившихся условиях для судоремонтников Украины жизненно важно добиться получения хотя бы части этих заказов, а также занять ведущее место среди соисполнителей работ в контрактах ФГУП «13 СРЗ ЧФ». Поэтому, в начале этого года власти Севастополя обратились к руководству Украины с просьбой в ходе переговоров с Россией поднять вопрос о возвращении ремонта кораблей Черноморского флота на Севастопольский морской завод. О том, что украинская сторона заинтересована в возобновлении ремонта кораблей ЧФ РФ на украинских предприятиях, неоднократно заявляли также в ассоциации судостроителей «Укрсудпром», в Союзе промышленников и предпринимателей Украины (в частности, лично глава этой организации народный депутат Украины Анатолий Кинах), в горсовете Севастополя, в Совете организации ветеранов Украины и другими заинтересованными субъектами.

Наконец, в России эти призывы также нашли отклик – идею возвращения ремонта поддержали, например, некоторые депутаты Государственной думы РФ, глава Института стран СНГ Константин Затулин, генерал-полковник Леонид Ивашов, который в 1996-2000 годах возглавлял Главное управление международного военного сотрудничества Генштаба ВС РФ, и др. К тому же эту идею поддерживает и руководство Минобороны России, о чем и заявлял, начиная с января этого года, глава ведомства Анатолий Сердюков.

Немаловажно и то, что Украина в ответ на возвращение заказов может способствовать решению других принципиальных для российской стороны вопросов. Так, в конце июля этого года заместитель главного инженера ФГУП «13 СРЗ ЧФ» Анатолий Мельник заявил севастопольским СМИ, что для этого российского предприятия очень сложно закупать необходимое оборудование и комплектующие, необходимые для ремонта, непосредственно в России. «Практически все предприятия отказывают нам в поставках, потому что мы находимся на территории Украины. Нужно, чтобы межгосударственная комиссия решила вопрос о нулевой ставке НДС. Мы – российское предприятие, которое за счет средств российского Минобороны ремонтирует российские корабли, а платим НДС Украине», – отметил он. И добавил, что начиная с 2005 года, когда Министерство обороны России начало ремонтировать военные корабли на контрактной основе, 13-й судоремонтный завод Черноморского флота был вынужден вложить 132 млн. рублей своих оборотных средств, чтобы выполнить поступающие заказы.

Таким образом, возвращение на украинские судоремонтные предприятия заказов от ЧФ РФ несет в себе несомненные «плюсы» и для Украины, и для России. Как заметил по этому поводу в свое время первый вице-президент Ассоциации «Укрсудпром» экономист Виктор Лисицкий: «Сотрудничество с ЧФ – это колоссальный рынок бизнеса, на котором хорошо может заработать Украина, а Россия получить свой интерес».

На днях большую заинтересованность украинской стороны в развитии сотрудничества на данном направлении подтвердил и Премьер-министр Украины Николай Азаров. Находясь с рабочим визитом в «городе корабелов» Николаеве, он подтвердил, что Украина и Российская Федерация ведут переговоры о модернизации кораблей Военно-морских сил России на украинских предприятиях. «Ведутся переговоры, россияне прекрасно понимают, что большая часть их флота построена на наших заводах, и они прекрасно понимают, что ремонтировать корабли оптимальнее всего на наших заводах. Такие переговоры проходят. И я думаю, что они завершатся подписанием соглашения», – сказал Николай Азаров. При этом он добавил, что это позволит обеспечить работу отечественных судостроительных и судоремонтных заводов.

Что же, остается пожелать, чтобы намерения руководства двух стран скорее превратились в реальность. Тем более, что в экономике все взаимосвязано и прорыв в судоремонтной сфере тут же потянет за собой заказы из других отраслей.

http://dc-summit.info