2012-08-13 15:49:52
За последнюю неделю судьба нацпроекта “LNG-терминал” менялась несколько раз.
постановление об утверждении технико-экономического обоснования
строительства терминала по приему сжиженного природного газа в Черном
море. Отсрочка на неизвестное время была пролоббирована министром
экономического развития и торговли Петром Порошенко. Но уже 7 августа
правительство утвердило ТЭО, сделав вид, что никакого значения такое
торможение не имело. Среди причин промедления эксперты называют
отсутствие инвесторов и новые договоренности с Россией, для которой
существование СПГ-терминала в Украине крайне невыгодно.
На сегодняшний день лидерами по поставкам сжиженного газа в мире
являются Катар, Малайзия, Индонезия, Австралия, Алжир, Тринидад и
Тобаго. Согласно статистическому обзору мировой энергетики британской
нефтегазовой компании BP (Beyond petroleum) СПГ-поставки в 2011 году
выросли на 10,1%, при этом 87,7% приходится на долю Катара, который
увеличил экспорт сжиженного газа в прошлом году на 34,8%. Основными
импортерами СПГ выступают европейские страны: Испания, Франция,
Великобритания, а также Япония, Республика Корея, США и Индия. В целом
общая производительность СПГ-терминалов Европы составляет около 132 млрд
куб. м в год, а через 5 лет ожидается, что эта цифра возрастет вдвое –
до 268 млрд куб. м.
Самый мощный терминал в Европе построила в 2005 году Британия – Grain
LNG производительностью 20 млрд куб. м газа в год обеспечивает страну
20% необходимого импортного газа. Также в Великобритании работают Dragon
LNG (6 млрд куб. м), South Hook LNG (10,5 млрд куб. м) и строится
Canvey LNG (5,4 млрд куб. м). Во Франции сейчас действуют три терминала,
еще три планируется построить. В Испании – шесть функционирующих
терминалов и три строящихся и проектируемых. Лидером по строительству
терминалов в Европе выступает Италия: кроме действующих двух, строятся
еще 6 терминалов мощностью от 3,75 до 11 млрд куб. м газа в год.
СПГ-терминалы можно встретить в Бельгии, Греции, Португалии, Швеции и
Нидерландах. Страны Балтии тоже рассматривают подобную идею с целью
снизить газовую зависимость от России, но пока не смогли договориться о
расположении единого терминала по приему СПГ и разрабатывают
индивидуальные проекты. В частности, Литва в начале марта договорилась
об аренде у норвежской компании Hoegh LNG плавучей платформы для
хранения и регазификации сжиженного природного газа, а Эстония в мае
выбрала компанию Vopak LNG партнером по подготовке ТЭО строительства
терминала для приема СПГ.
В Украине же проект "LNG-Терминал" осуществляется в рамках определенного
Президентом Виктором Януковичем Национального приоритета "Новая
энергия". Он предполагает строительство в районе города Южный на
Черноморском побережье Украины терминала по приему 10 млрд куб. м
сжиженного газа (рядом с нефтяным терминалом ПАО "Укртранснафта" и
морским торговым портом Южный). Потребность Украины в терминале в
Госагентстве по инвестициям и управлению национальными проектами
объясняют необходимостью снижения зависимости от монопольного импорта
российского природного газа, а также соответствием мировым тенденциям –
сжиженный газ сейчас становится дешевле трубного.
В сентябре прошлого года конкурс на разработку ТЭО терминала выиграла
испанская компания Socoin. Стоимость его подготовки обойдется в 285 тыс.
евро. Компания обязалась разработать обоснование в течение 112 дней
после подписания договора. При этом, по словам В.Каськива, изначально
украинская сторона ориентировалась, что ТЭО будет разработано за полгода
и обойдется в 1,5 млн долл. В марте 2012 года в ходе презентации ТЭО
Нацпроекта "LNG-терминал" В.Каськив сообщил, что стоимость СПГ-терминала
в Украине составит 846 млн евро. Кроме этого, на строительство
подводящего канала потребуется 121 млн евро, а на подключение к
газотранспортной системе – 113 млн евро. Средства на подключение к ГТС
будут привлечены путем внесения инвестиционной составляющей в тариф на
транспортировку газа. Консорциум инвесторов профинансирует 30% стоимости
строительства терминала. Причем вложения со стороны государства
составят 55 млн евро, остальные 70% (513 млн евро) будут привлечены за
счет размещения облигаций или кредитных линий. Строительство объекта
займет 49 месяцев, стоимость услуг терминала после его запуска составит
около 40 долл./тыс. куб. м.
Прокачивать Украина планирует сжиженный газ из Азербайджана и стран
Северной Африки и Персидского залива, в частности Катара. При этом, по
словам премьер-министра Николая Азарова, после завершения строительства
первой очереди LNG-терминала – к концу 2014 года – Украина сможет
получать сжиженный газ в объемах до 2 млрд куб. м в год с доведением
через год этого показателя до 5 млрд куб. м, а через три года – до 10
млрд куб. м.
Но пока в правительстве существуют разные взгляды на этот нацпроект. 1
августа П.Порошенко заявил, что по его просьбе вопрос об утверждении ТЭО
СПГ-терминала был снят с рассмотрения правительства, поскольку у него
появились замечания к данному проекту. Однако тогда министр не
признался, какие именно замечания. Спустя несколько дней эту информацию
подтвердил глава Госинвестпроекта В.Каськив и подчеркнул, что если
положительное решение о ТЭО не будет принято правительством в ближайшее
время, это разрушит существующие договоренности с инвесторами и мировыми
поставщиками сжиженного газа. А это противоречит решению Президента,
который указом "О Национальном плане действий на 2012 год" определил
жесткие сроки реализации проекта. В свою очередь председатель
Координационного совета Национального проекта "LNG-терминал" Виталий
Демьянюк отметил, что проект с технической стороны полностью подготовлен
к инвестиционной стадии, и добавил, что неподписание постановления о
принятии ТЭО может надолго задержать возможности диверсификации поставок
газа в Украину. Но уже спустя неделю, 8 августа, глава МЭРТ сообщил,
что ТЭО СПГ-терминала было утверждено с учетом замечаний Минэкономики.
По его словам, Кабмин внес в проект документа при его принятии
изменения, касающиеся предоставления государственных гарантий под данный
проект. "Мы уточнили объем государственных гарантий, четко сказали, что
правительство Украины не должно расходовать бюджетные средства на
предоставление гарантий на терминал, что бюджетные средства идут
исключительно на подводной канал", – сказал он.
Что же тогда притормозило реализацию нацпроекта? Во-первых, это могло
быть отсутствие тех же инвесторов. В конце прошлого года в СМИ появилась
информация, что Украина рассматривает возможность временного
фрахтования плавучего (офшорного) терминала по регазификации сжиженного
природного газа до введения в эксплуатацию наземного СПГ-терминала. По
словам В.Демьянюка, были проведены встречи с компаниями Chevron, Exxon
Mobil, Total и другими, но ни одна из них не дала согласие на участие в
проекте. Директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич
также считает, что Минэкономики руководствуется формальными причинами. В
частности у П.Порошенко могли возникнуть вопросы по поводу того, как
будет финансироваться в целом нацпроект. И так как государство его точно
не потянет, понадобятся заемные средства, которые потребуют под себя
госгарантии и, как следствие, изменения в госбюджет.
К тому же существует часть работ, в которую инвесторы никогда не
вкладывают средства, она финансируется из средств госбюджета – это
береговая часть работ и строительство подводного газопровода. Напомним,
что государство предварительно планировало выделить на строительство
подводного газопровода почти 121 млн евро, а на углубительные работы для
подготовки береговой линии, отмечает Д.Марунич, – около1,5 млрд грн.
Это очень большие деньги, которых в госбюджете просто нет. Эксперт
оказался прав, по крайней мере, в формальном поводе торможения
утверждения ТЭО. Так, П.Порошенко сообщил, что Кабмин внес в проект
документа изменения, согласно которым государство отказывается
предоставлять государственные гарантии под строительство терминала. "Мы
уточнили объем государственных гарантий. Четко сказали, что
правительство Украины не должно расходовать бюджетные средства на
предоставление гарантий на терминал, что бюджетные средства идут
исключительно на подводной канал", – сказал министр.
В то же время, по словам Д.Марунича, еще три месяца назад В.Демьянюк,
говоря о том, что нацпроект будет предполагать собой
государственно-частное партнерство, не смог дать сказать, кто же будет
этим партнером. По-видимому, вопрос о потенциальных инвесторах и банках,
которые были бы готовы выделить деньги, не решен до сих пор.
Но кроме названной причины, есть еще несколько, которые тормозят
реализацию проекта. Так, на пути украинского СПГ-терминала стала Турция,
которая не хочет пропускать через Босфор танкеры со сжиженным газом для
Украины, чтобы не перегружать пролив. А это – единственный путь
поставок газа из Катара. Некоторые СМИ сообщают, что проблема с Турцией
возникла после того, как Киев отказался привлечь турецкую компанию к
разработке ТЭО и обговорить условия инвестирования строительства.
Д.Марунич отмечает, что, возможно, никаких проблем с Турцией как раз и
нет – просто нет информации о гарантиях и договоренностях с турецкой
стороной о том, что газовозы будут проходить через Босфор.
В-третьих, независимый эксперт Валентин Землянский не исключает, что
приостановка в утверждении ТЭО по строительству СПГ-терминала была
своего рода уступкой, которую могла потребовать Россия взамен на
определенные скидки в других отраслях экономики. Это и поставки
украинских стальных труб в Россию, и заинтересованность производителей
автомобилей в Украине в российском рынке, и те же продуктовые войны.
Однако В.Землянский допускает и третий вариант – что Россия захочет
участвовать в строительстве СПГ-терминала с тем, чтобы потом его
использовать. Только работать он будет как трубопровод "Одесса – Броды" –
не в аверсном, а в реверсном режиме.
При подобных непонятных заминках может возникнуть сомнение в том, что
СПГ-терминал вообще когда-нибудь построят. Хотя эксперты отрицают
возможность полной заморозки проекта. Д.Марунич считает, что, по всей
видимости, если инвестор не будет найден, то публичного отказа от
СПГ-терминала не будет, но по причине отсутствия денег он просто
останется нереализованным: "Я не думаю, что правительство публично
объявит, что мы замораживаем проект. Этим проектом занимается Демьянюк,
близий друг Каськива, и пока они будут при власти, им выгодно, чтобы
какие-то копейки капали и проект не заглох". В то же время, по его
мнению, судьба нацпроекта может решиться уже после выборов, так как, по
слухам, перспективы оставления В.Каськива на должности главы
Госинвестпроекта достаточно призрачны. А В.Землянский предполагает, что
на внедрение проекта в жизнь повлияют результаты газовых переговоров с
Россией, которые она приостановила до окончания парламентских выборов в
Украине.
Поэтому возникает логичный вопрос: а нужен ли вообще Украине нацпроект, в
который государство вкладывать не может, а инвесторы – не хотят?
Возможно, стоит ограничиться постройкой менее мощного СПГ-терминала.
Ведь до сих пор неясно, кто будет импортировать в Украину сжиженный газ и
в каких количествах. А контракт с Газпромом и его требования закупать
35 млрд куб. м газа никто не отменял – и пока не собирается.
Александра Кривуля