2012-08-13 15:02:38
О работе поста рассказал его начальник Кирилл Ситков.
– Что изменилось для обычных граждан после вступления в силу Таможенного кодекса Украины?
– Изменились, прежде всего, условия ввоза товаров, которые могут
ввозиться гражданами на таможенную территорию Украины без уплаты налогов
через сухопутные и морские пункты пропуска: стоимостью до 500 евро,
авиасообщением – до 1 тыс. евро, а при почтовых пересылках – до 300
евро.
Сокращен перечень документов, необходимых для таможенного оформления.
Теперь нужно предоставлять лишь несколько, самых основных.
Время таможенного оформления сокращается с 24 до 4 часов. Кроме того,
субъект ВЭД может самостоятельно зафиксировать в электронных системах
дату и время подачи таможенной декларации. За нарушение срока
таможенного оформления должностные лица таможни несут персональную
ответственность, сейчас это очень строго контролируется.
Также кодексом увеличен общий срок временного ввоза
гражданами-нерезидентами транспортных средств личного пользования до
одного года.
– Как проходит внедрение электронного декларирования?
– Поначалу по электронному декларированию были только пилотные проекты,
сейчас с момента вступления в силу нового Таможенного кодекса,
декларирование товаров может осуществляться как на бумажных носителях,
так и в электронном виде. На сегодня около 25% деклараций подают в
электронном виде, к концу года их доля составит 50-60% от общего числа
деклараций. Электронное декларирование существенно упрощает работу и
субъекту внешнеэкономической деятельности, и брокеру – декларацию можно
отправить, находясь на своем рабочем месте.
– Таможенный досмотр проводится всегда?
– Нет, согласно постановлению Кабмина, есть четкий перечень случаев,
при которых проводится таможенный досмотр. У нас работает система
анализа рисков путем анализа представленных в таможенный орган
документов. Анализу рисков подвергаются характеристики товаров и
транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, характер
внешнеэкономической операции, а также характеристика субъектов,
участвующих во внешнеэкономической операции. Если система не выдает
каких-либо рисков, то товар оформляется быстро и без досмотра.
– Какие основные товары проходят через Феодосийский таможенный пост?
– Основные платежи проходят по светлым нефтепродуктам – бензину и
дизтопливу. Наш пост – экспортно-ориентированный, поэтому в основном
это, экспорт глины из Донбасса в Испанию, Грецию. Осуществляется экспорт
вина, в основном в Россию, Польшу, есть небольшие поставки в Китай. Что
касается импорта, то это в основном заказы завода «Море» – различные
комплектующие для производства.
– Какой объем платежей в бюджет перечисляет наш пост?
– Основные денежные потоки направляются в государственный бюджет. В
прошлом году мы перечислили более 576 млн грн., с начала этого года –
235 млн грн. В прошлом году мы вышли на первое место в Крыму по платежам
в бюджет.
– Вы проверяете товары на ГМО?
– Особенности нашего поста заключаются в ограниченном количестве
импорта сельхозпродукции. Однако СЭС регулярно делает отбор образцов
товаров, нас знакомят с результатами. ГМО пока не обнаруживали.
– Что чаще всего находите у нарушителей таможенного законодательства?
– У нас нет большого пассажирского потока, как на других таможенных
постах, а потому и нарушений-то особых нет. Максимум, что обнаруживаем –
это незадекларированные лекарственные препараты, в основном трамадол,
который иногда завозят члены судокоманды, прибывающие в порт Феодосии на
судах.
– На улицах Феодосии пестрят объявления о том, где можно
приобрести конфискат по сниженным ценам. Также уличные продавцы духов
утверждают, что торгуют таможенным конфискатом. Это действительно
конфискованный товар?
– Нет, это все профанация. Таможенники составляют протокол о нарушении
таможенных правил, после решения суда происходит конфискация товара, он
передается исполнительной службе. Далее есть фирмы – в Украине их всего
четыре, в Феодосии – ни одной, которые заключили договоры с Минюстом и
имеют право реализовывать конфискат. Кроме того, хочу обратить внимание,
что конфискат никогда не будет продаваться по ценам ниже рыночных. На
него делаются такие же наценки, как и на обычные товары, поэтому и
смысла отдавать ему предпочтение нет.
– Кто основные клиенты поста?
– Это – самые крупные предприятия города. Важнейшие элементы в
жизнедеятельности поста – нефтебаза и порт, хотя они не являются
субъектами ВЭД. Также завод «Море», НИИ АУС, Завод шампанских вин «Новый
Свет», предприятие «АТАН-Крым», корпорация «WOG», ДП «Крымский винный
дом», «Солнечная долина».
– В прошлом году консалтинговая группа «А-95» распространила
исследования о деятельности предприятий, входящих в структуру
Минтопливэнерго. В ее данных утверждалось, что с июня по сентябрь 2011
года таможенное оформление поступающих на Феодосийскую нефтебазу в
режиме импорта прошли только 50% объемов бензина А-95 и только 30%
дизельного топлива. Эксперты отметили, что речь идет о вероятной
неуплате в бюджет около 440 млн грн. акцизного сбора и НДС – фактически о
контрабанде. Соответствуют ли действительности выводы консалтинговой
группы?
– Где есть нефть, там всегда присутствует политика. Конечно, это не
контрабанда. Ввоз на территорию Украины нефтепродуктов без таможенного
оформления невозможен. Тогда за контрабанду приняли транзит, что
является ошибкой. Это нормальная мировая практика. Транзит не проходит
процедуру растамаживания, оплачивается только портовый сбор. Тем более
что Украина – транзитное государство, и у нас также довольно большая
доля грузопотоков приходится именно на транзит.
– От чего зависят платежи таможенного поста?
– Конечно, от работы предприятий Феодосии. Чем больше предприятий будут
работать, возрождаться, тем больше будут объемы грузопотоков, и больше
будут платежи. Мы повернуты к бизнесу лицом, проблемных вопросов по
оформлению товаров не возникает, мы прозрачны и открыты.