2012-07-30 13:58:41
После опубликования Закона Украины «О морских портах» все чаще можно
встретить в средствах массовой информации заметку о том, что украинские порты будут передаваться в концессию. Предлагаем комментарий экспертов ЮФ “Международная Юридическая служба”.
В концессию могут передаваться объекты права государственной или коммунальной собственности, которые используются для осуществления деятельности в таких сферах хозяйственной деятельности как строительство и / или эксплуатация морских портов и их инфраструктуры. К объектам права государственной или коммунальной собственности, передаваемым в концессию, относится имущество предприятий, которые являются целостными имущественными комплексами или системой целостных имущественных комплексов, обеспечивающих комплексное предоставление услуг морских портов и их инфраструктуры. Концессия может предоставляться на отдельные виды предпринимательской деятельности в сфере эксплуатации морских портов и их инфраструктуры (статья 3 Закона Украины «О концессиях»).
До вступления в силу основных положений Закона Украины «О морских портах», т.е. до 13 июня 2013 года, в соответствии со статьями 73, 76(3) Кодекса торгового мореплавания Украины морской порт является транспортным предприятием, которое предназначено для обслуживания судов, пассажиров и грузов.
Вышеприведенные положения действующего законодательства позволяют заключить, что в концессию могут передаваться не только вновь создаваемые, но и существующие морские порты и их инфраструктура для управления. При этом в управление (эксплуатацию) могут передаваться не только полностью морские порты и их инфраструктура, но и имущественные комплексы, позволяющие осуществлять отдельные виды деятельности свойственные морским портам.
Отдельные комплексы морского порта, предназначенные для осуществления отдельного (самостоятельного) вида предпринимательской деятельности, могут
быть переданы в концессию.
Несмотря на предусмотренную законом возможность передачи / получения в концессию морских портов и их инфраструктуры, практике такие примеры не известны и, соответственно, отсутствуют какие-либо технические / процедурные нормы и правила, позволяющие заинтересованным лицам в полной мере воспользоваться существующей юридической возможностью. По этой причине заинтересованным лицам, по всей видимости, следует руководствоваться процедурными правилами, установленными на случай концессии в других отраслях экономики, например, для объектов топливно-энергетического комплекса.
Представляется, что для получения концессии следует обращаться в Министерство инфраструктуры Украины с соответствующим заявлением, анализом эффективности и технико-экономическим обоснованием его передачи в концессию.
Представленные расчеты должны, как мы полагаем, указывать на то, что в случае передачи комплекса в концессию будут достигнуты установленные законом цели: (а) повысится эффективность использования государственного имущества и (б) будут удовлетворены общественные потребности, ранее остававшиеся неудовлетворенными.
Таким образом, чтобы оценить возможность концессии порта (его инфраструктуры), необходимо анализировать каждый конкретный проект.
Артур Ницевич, партнер
Николай Мельников, партнер
ЮФ Международная юридическая служба (InterLegal)