2012-07-24 12:43:48
Сегодня Украина занимает четвертое место в мире по количеству моряков, работающих на судах под «удобным» флагом. При этом наша страна за годы независимости полностью утратила — в силу известных исторических обстоятельств — свой торговый флот.
Понятно, что кадровый прорыв невозможен без качественной подготовки молодых специалистов. Ректор Одесской национальной морской академии Михаил Миюсов сразу же упредил попытку обвинить систему образования в том, что она — за государственный счет — готовит кадры для работы на судах под флагами иностранных государств. Выяснилось, что, к примеру, в ОНМА только половина курсантов дневной формы обучения учится на бюджете. А на заочной форме контрактников — вообще 90 процентов.
Трудоустраиваются курсанты ОНМА и других морских вузов страны благодаря кадетским программам. Их предлагают некоторые посреднические предприятия, в том числе, и ДП «Ви.Шипс (Украина)», которые сумели убедить своих иностранных партнеров в том, что необходимые ему кадры надо растить со студенческой скамьи. Кадетами становятся курсанты третьих-четвертых курсов, которые получили возможность совмещать обучение с получением первых практических навыков. Таким образом, к моменту получения диплома судоводителя или механика молодой специалист уже имеет в своем послужном списке необходимый плавательный ценз.
К сожалению, далеко не всех иностранных работодателей можно убедить брать на практику молодых украинских моряков. Такое дальновидное кадровое решение могут позволить себе только крупные судовладельческие компании, крепко стоящие на ногах. А таких сегодня не так много, ведь кризис в мировой морской отрасли не закончился.
Этим обстоятельством, кстати, объясняется тот факт, что иностранные судовладельцы, с удовольствием принимающие на работу лиц старшего командного состава из Украины, практически отказались от услуг наших матросов и мотористов. Причина одна — деньги. Филиппинцам-китайцам-малайцам-египтянам за ту же работу, что делает украинский рядовой состав, можно платить гораздо меньше. Да и проблем с ними не бывает: на рабочем месте не пьют, любимые наши вопросы — типа, почему эту работу должен делать я, а не Иванов, Петров, Сидоров? — не задают.
Затем участники пресс-конференции (кроме Игоря Сафина и Михаила Миюсова на вопросы журналистов отвечали начальник Одесского мореходного колледжа технического флота Анатолий Опарин и первый заместитель председателя профсоюза работников морского транспорта Украины Олег Григорюк) сообща искали ответ на вопрос, каким же образом сохранить систему цивилизованного крюинга, благодаря которой в страну ежегодно поступает порядка полутора миллиардов долларов в виде заработной платы моряков-«подфлажников».
Предложений к государству было много. Вкладывать деньги в морское образование. В частности, восстановить учебный флот, дабы курсанты имели возможность проходить качественную производственную практику, которая необходима для получения рабочего диплома и первого места работы.
Вернуть прежнюю систему налогообложения граждан, которые подолгу находятся за пределами Украины. Напомним, что до 1 января 2004 года действовала система, при которой человек, отсутствовавший в стране более 183 суток в течение календарного года, освобождался от уплаты подоходного налога. Данная налоговая норма была социально справедливой, учитывая исключительно тяжелый характер труда морского специалиста, работающего на судах мирового торгового флота.
Немедленно присоединиться к Конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве. Сразу заметим, что данное предложение — весьма спорное, так как украинское правительство давно назвало дату предполагаемой ратификации: не ранее 2035 года. Ведь для ратификации данного международного договора у Украины нет главного условия — собственного флота. Не является она и страной флага.
И, как совершенно верно заметил Михаил Миюсов, без возрождения национального торгового флота и крюинг может захиреть. Ведь работа на судах иностранных судовладельцев имеет уйму специфических моментов и особых требований, которым отвечают далеко не все украинские моряки. А 22 высших и средних морских учебных заведения страны, а также многочисленные курсы по подготовке специалистов, ежегодно и исправно пополняют рынок трудоустройства новыми кадрами…
Олег Станиславов, vo.od.ua