2012-07-04 15:17:15
В числе главных нововведений Закона – снятие запрета на аренду причалов и вопросы приватизации объектов портовой инфраструктуры. Ранее Закон об аренде госимущества устанавливал прямой запрет на аренду причалов. Закон о портах предусматривает внесение изменений в Закон об аренде, которыми причалы морских портов исключаются из перечня объектов, не подлежащих передаче в аренду, – считает капитан порта Мариуполь Сергей ПЕРЕПЕЧАЕВ.
инфраструктуры, этот Закон предусматривает такую возможность, кроме
стратегических объектов в пределах морских портов. К объектам
приватизации относятся единые имущественные комплексы и акции публичных
акционерных обществ (ПАО), созданных в процессе реорганизации на базе
подразделений морских портов. Указанные объекты (в случае приватизации
100% акций ПАО) подлежат продаже на конкурсных началах. Движимое и
недвижимое имущество, которое выступало предметом аренды по договору,
заключенному до принятия Закона о портах, и при условии, что арендатором
сделаны улучшения на сумму не менее 25% его остаточной стоимости. Акции
(доли, паи), принадлежащие государству в уставном капитале
хозяйственных обществ, созданных на базе единых имущественных
комплексов.
Говорить что-то конкретное по порту Мариуполь я не вправе – этот круг вопросов входит в компетенцию начальника порта.
– В новом Законе предусмотрена госмонополия на некоторые виды портовых услуг…
–
Закон закрепляет исчерпывающий перечень услуг, на которые
устанавливается госмонополия. В перечень попали регулирование движения
судов, проведение аварийно-спасательных работ, навигационное,
гидрографическое и картографическое обеспечение мореплавания,
предотвращение и ликвидация разлива загрязняющих веществ. Остальные виды
услуг (работ) могут оказываться и частными компаниями. При этом
Министерство инфраструктуры сможет утверждать правила оказания услуг по
обслуживанию судов, перевалки грузов и других услуг только в части,
которая касается выполнения Украиной своих международных обязательств.
– А что в Законе сказано о службе капитана порта?
–
Там осталось такое понятие, как «служба капитана порта», а подробностей
об этом, по сути, никаких. До конца непонятны и мои функции. Если
предполагается морская Администрация, как мы и планировали, тогда будет
нормально. Но также ни слова – о финансировании (из каких источников и
т. п.)
– Законом предусматривается создание Администрации морских портов Украины?
–
Да, Администрация будет заключать договоры на строительство и
реконструкцию объектов портовой инф-раструктуры. Руководить
Администрацией будет глава Администрации, который назначается на
должность и увольняется с должности Министерством инфраструктуры.
Начальники морских портов будут назначаться Министерством инфраструктуры
по представлению главы Администрации морских портов.
В
структуре морских портов предлагается создавать Совет морского порта, в
состав которого будут входить начальник и капитан порта, представители
морских терминалов, стивидорных компаний и других субъектов
хозяйствования, работающих в порту. Совет порта будет рассматривать
изменения в план развития порта, свод обычаев порта и обязательные
постановления по порту.
Но пока над этим еще работают – по Закону
отведены 12 месяцев для по-этапных наработок. Этим занята и
«Укрморречинспекция» – наш высший орган по безопасности судоходства.
Речь идет о нашем штате, статьях финансирования, местах расположения,
имуществе и последующих полномочиях, подконтрольной территории…
– Предусмотрен ли выход капитанерии из состава портов?
–
Да, предусмотрен (в этом случае выхода мы напрямую войдем в состав
«Укрморречинспекции»), так как служба капитана порта является
государственной структурой и не подпадает ни под какие приватизации. В
том числе не может входить и в государственную Администрацию морских
портов.
На перспективу, возможно, будут расширены наши полномочия
– от масштабов порта до территориальных зон. При этом задачи останутся
прежними: надзор и контроль за безопасностью судоходства в определенной
зоне.
– Какой будет дальнейшая судьба портофлота?
–
Если порты станут частными, то все будет просчитываться. В том числе
рентабельность портофлота. Возможен и вариант приватизации портофлота.
– В том числе и ледокола, к примеру, «Капитан Белоусов»?
–
Ледокол закреплен за портом и останется в порту. Но мое мнение такое:
ледоколы должны принадлежать государству, а не частному порту. А вообще…
В Украине сейчас организовано государственное предприятие по поиску и
спасению людей. Там должны и обязаны выполнять требования Конвенции по
поиску и спасению на море. Это предприятие должно заниматься в том числе
и оказанием услуг в условиях ледовой навигации; следовательно, иметь
ледокольные средства на своем балансе.
– Если же говорить об этом Законе в целом…
–
…То можно констатировать позитивность этого документа, приближение норм
и правил к международным стандартам. Во всем мире, к примеру, служба
капитана порта не входит в состав порта; она является отдельной
организацией, которая занимается безопасностью мореплавания и никак не
связана с какой-либо коммерческой деятельностью.
Вопросов
остается еще много. Но, думаю, за 12 месяцев, отведенных на
реорганизацию нашей отрасли, вопросы будут постепенно сняты. Полагаю,
тяжелее всего придется осенью, зимой…