2012-06-21 14:32:47
О строительстве в Одесском порту, а также о перспективах дноуглубления в нашей стране и мире рассказывает директор украинского представительства Moebius Олег Заступайло.
Как давно ваша компания работает на украинском рынке?
Впервые немецкая компания Josef MoebiusBau-Aktiengesellschaft зашла в Украину в мае 2004 года, когда должен был создаваться канал Дунай-Черное море. Тогда здесь еще не существовало нашего резидента, и немецкая компания завершила свою деятельность зимой 2005 года – фактически через 9 месяцев.
Впрочем, несмотря на то, что первый опыт оказался не совсем удачным, Moebius с Украиной порвал не окончательно?
Тогда мы показали, что можем сделать с помощью нашей техники, познакомились со многими украинскими компаниямии, и когда приблизилось время подписания нового контракта, немецким руководством было принято решение о создании резидента в Украине, что было реализовано 1 августа 2005 года. Это день рождения компании "Мебиус Констракшн Юкрейн".
Нашим первым заказчиком стало ОООсИИ "ТрансИнвестСервис" (ТИС), который располагается в порту Южный. И первыми проектами ООО "Мебиус Констракшн Юкрейн" стало строительство 18-го причала, длиной 220 метров, глубиной у стенки 15,5 м и создание акватории под этот причал. Увидев результаты нашей работы, ТИС предложил нам принять участие в разработке проектов 19-го, 20-го причалов общей длиной около 440 метров с последующим их возведением. Тогда впервые была применена новая для Украины технология анкеровки шпунтовой стенки (использование анкерных плит – ред.). После этого были причалы 21-22, используемые в настоящее время для обработки контейнеровозов. Параллельно с возведением стального основания причалов 19-22 нами проводились работы по созданию акватории 19-22 причалов.
Какой объем дноуглубительных работ Moebius провел для ТИС?
С 2005 по 2008 год на акватории порта Южный по заказу "ТрансИнвестСервиса" нами были проведены дноуглубительные работы в объеме 7,3 млн куб.м. Были нулевые глубины, от метра, сейчас – 15,5 метров.
Рентабельность этого бизнеса и в Украине, и в материнской компании составляет от 5 до 7%.
С какой техникой вы работаете в Украине?
В порту Южный мы использовали впервые в Украине глубоководный гидравлический экскаватор, второй по производительности в Европе и по размеру ковша – 15 куб.м. Эта техника может проводить дноуглубительные работы на глубину до 22 метров. Для вывоза поднятого грунта на морскую свалку использовались четыре несамоходные грунтоотвозные шаланды вместимостью трюма 960 куб.м. каждая, для буксировки которых фрахтовались три украинских морских буксира. Эта техника и сейчас находится в порту Одесса. Для реализации настоящих проектов нами используется также самоходный трюмный землесос Werner Moebius объемом трюма 7 850 куб.м.
Какие проекты помимо создания причалов для ТИС ваша компания реализовала в Украине?
Среди наших объектов был еще подряд в Одесском порту. Мы строили основание причала 2-з, вели дноуглубительные работы по созданию котлована под него. После этого был Ильичевский рыбный порт, который проводил реконструкцию своих причалов длиной более 600 метров. Стоит упомянуть участие компании в реализации проекта по созданию глубоководного выпуска сточных вод в Одессе. Был создан котлован, в который уложили пластиковую труба диаметром 2 м и длиной 4 300 м. До нас подобный проект был удачно реализован в мире только один раз.
Сейчас у нас есть два проекта в Одессе. Оба связаны со строительством контейнерного терминала на Карантинном молу. Первый заказчик – "ГПК Украина", оператор существующего контейнерного терминала. Эта компания является инвестором проекта по созданию территории для новых причалов, а также Северного и Южного берегоукреплений. Могу сказать, что только объем намываемого за шпунтовую стенку песка составляет порядка 2,9 млн куб.м.
Во втором проекте мы являемся субподрядчиком компании "Маст-Буд", генподрядчика Одесского порта на создание волнолома для того же Карантинного мола. До этого у нас с ними был один контракт по созданию котлована под волнолом объемом дноуглубления 750 тыс. куб.м. И сейчас мы занимаемся созданием основания для самого волнолома – укладка георешетки, намыв песка, потом снова решетка, щебеночная и каменная подушки.
Кто является наиболее сильными игроками украинского рынка дноуглубления?
В Украине очень активно присутствует "Черномортехфлот", работают "Усть-Дунайводпуть", "Техфлот" и "Укрводпуть". Одна из украинских компаний свой основной флот перегнала в другие страны, очевидно считая, что этот бизнес будет выгоднее вести не здесь. Некоторые иностранные дноуглубительные компании имеют свои представительства или дочерние предприятия в Украине. Но пока они активно не участвуют в проведении каких-то дноуглубительных работ. Конечно, хотелось бы считать и себя одними из основных игроков сегодня на рынке дноуглубительных услуг.
Этот рынок очень перспективный: большой объем запланированных дноуглубительных работ. Например, в Ильичевском порту планируется углубление подходного канала и части акватории до 17 метров. По этому проекту тендер уже был объявлен, но был отменен в связи с изменением проекта. Тендер на ремонтное черпание в Одесском порту проводится в начале июля. Насколько нам известно, готовится тендер на дноугубительные работы по созданию акватории для строящихся причалов 1К и 2К на Карантинном молу Одесского порта в объеме около 2,5 млн куб.м. Есть планы по дноуглублению в порту Южный. Во всех тендерах мы намерены принимать активное участие.
Какова рентабельность дноуглубительных работ?
Вам никто не скажет, сколько стоит один кубометр, потому что это зависит от многих параметров, в частности от типа грунтов, глубины их выемки и расстояния до свалки. Рентабельность этого бизнеса и в Украине, и в материнской компании составляет от 5 до 7%. В реализованном проекте с ТИС (2005-2008 годы – ред.) эта цена была 3,39 евро за куб.м без НДС, сейчас она выше. На ценообразование в дноуглубительных работах в первую очередь влияют фрахтовые ставки на дноуглубительный флот, а также стоимость дизельного топлива. Например, наш Werner Moebius "сжигает" 16-18 тысяч литров дизельного топлива за сутки.
Ваши основные партнеры в Украине на сегодняшний день?
Это Одесский порт, ГПК Украина и "Маст-Буд".
Какие основные тренды наблюдаются на глобальном рынке дноуглубления?
Если в последнее время всплеск активности дноуглубительные работ был на Севере Африки, в Саудовской Аравии, то сейчас активность переместилась в Юго-Восточную Азию и на север России. На Балтике сейчас строятся порты, углубляются. Последний проект, над которым работала наша компания – это строительство абсолютно нового контейнерного порта недалеко от Гамбурга, там мы намыли 40 млн куб.м песка за два года, построили причальную стенку.
Вы присутствуете еще в каких-то странах черноморского региона кроме Украины?
Нет. Мы провели анализ и определили для себя, что порты большой Одессы – самые перспективные в регионе. Следует учитывать, что стоимость таможенных пошлин и мобилизация флота, увеличивают себестоимость дноуглубительных работ, что в конце концов ложится на заказчика. Поэтому, прежде всего для заказчика нецелесообразно привлекать дорогостоящую технику с высокой производительностью для выполнения малых объемов работ.
В чем ваше преимущество над конкурентами?
Наши плюсы – это скорость выполнения работ и их качество.
Закон о морских портах как-то повлияет на вашу деятельность?
Мы надеемся, что повлияет. Если он заинтересует инвесторов вкладывать деньги в порты, то, безусловно, да.
Игорь Гошовский, http://www.cfts.org.ua