Стратегическое планирование? Бла-бла-бланирование!

2012-05-10 14:41:22

Дунайские перспективы Украины столь же туманны, как дымка, скрывающая речную даль…



Некоторые украинские СМИ распространили текст запроса народного
депутата Украины, первого заместителя председателя парламентского
комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Сергея
Гриневецкого на имя Президента Украины Виктора Януковича. Запрос
касается реализации румынских транспортных проектов в низовьях Дуная, в
том числе тех, которые осуществляются в рамках "Стратегии Европейского
Союза для Дунайского региона" (Дунайской стратегии).

История с "бородой", которая грозит затянуться вокруг украинской шеи
"Из
открытых источников в Румынии (в частности, издание "Realitatea.net",
газета "Котидианул"), а также из документов Дунайской комиссии (74-я
сессия, май 2010 г.) мне стало известно об активной перестройке Румынией
своих внутренних судоходных путей, что может оказать влияние на
последующие процессы деградации украинской дельты Дуная, – говорится в
запросе С. Гриневецкого. – Обращает на себя внимание тот аспект, что
Румыния в ходе реализации и планирования целого ряда своих
инфраструктурных проектов на р. Дунай постоянно игнорирует их
согласование с Украиной. Не является исключением и… проект строительства
судоходного канала Дунай – Бухарест, финансирование которого было
согласовано Европейской Комиссией в марте 2012 года.
Согласно плану
строительных работ, судоходный канал Дунай – Бухарест будет иметь
следующие характеристики: длина – 73 километра, ширина – 80 метров,
глубина – 5 метров. В процессе строительства канала планируется
реализация ряда мощных гидрологических и мелиоративных работ. Предыдущий
анализ запланированных Румынией работ не вызывает у меня сомнений в
том, что они негативным образом могут повлиять на последующее
перераспределение гидрологического баланса в дельте Дуная в интересах
Румынии…"
Упоминая о проектах, подготовленных государствами-членами
Дунайской комиссии для улучшения транспортной инфраструктуры на Дунае в
контексте Дунайской стратегии, С. Гриневецкий, в частности, выражает
озабоченность относительно румынской инициативы "Участок Тульча (Морской
Дунай)". В соответствии с этим проектом Румыния намерена провести
гидротехнические работы вблизи города Тульча на Сулинском канале. Данные
мероприятия призваны улучшить сложные условия судоходства в указанном
районе путём искусственного увеличения радиуса поворота Дуная.
"По
данным украинских специалистов, такие работы будут предусматривать
искусственное спрямление русла реки, что повлечёт за собой увеличение
скорости течения р. Дунай на данном отрезке, – отмечает народный
депутат. – Это приведёт к последующему искусственному перераспределению
водотока в сторону румынской гидротехнической системы… Срок реализации
проекта – 2009-2014 годы. Стоимость работ
76 млн евро. Координатор
проекта – Министерство транспорта и инфраструктуры Румынии… Таким
образом, все перечисленные проекты могут привести к потере проходной
осадки украинских судоходных рукавов и спровоцировать последующее
обмеление устьев, по которым проходит украинско-румынская
государственная граница – вплоть до дальнейшей деградации украинской
дельты Дуная и Дунайского биосферного заповедника, который находится под
защитой ЮНЕСКО. То есть, данный вопрос – это вопрос государственной
важности, который затрагивает национальные интересы Украины".

В заключительной части запроса
С.
Гриневецкий обращается к В. Януковичу с просьбой "поручить
соответствующим органам государственной власти осуществить прогнозный
анализ влияния последствий реализации указанных проектов на украинскую
часть дельты Дуная и, в случае получения негативных выводов, положить
начало соответствующему диалогу для определения возможных
компенсационных шагов с целью защиты реки Дунай".
При всём уважении к
С. Гриневецкому необходимо сказать, что Америку он не открыл. История
транспортной (геополитической, идеологической и т.д.) конкуренции между
Украиной и Румынией на Нижнем Дунае настолько стара, что "борода" этой
истории успела превратиться в настоящие "дебри" межгосударственных
отношений стран-соседей. На тему украинско-румынского дунайского
противостояния написано огромное количество публикаций (в том числе
научных и экспертных), и очередной "крик души" экс-губернатора Одесщины
вряд ли добавит что-то новое.
Достаточно напомнить, что Румыния
начала строительство судоходного канала Дунай – Бухарест ещё в 1990 г., и
к 2008 году было выполнено 70% работ. Этот проект позволит
стране-соседке обеспечить своей столице прямое водное транспортное
сообщение с судоходной системой Рейн – Майн – Дунай, а также с портом
Констанца. Румыны должны "снабдить" канал двумя портами: один будет
расположен в юго-восточной части Бухареста, между населёнными пунктами 1
Декабря и Дерешти де Ильфов, другой – в городе Олтеница, у слияния рек
Арджеш и Дунай. Плановая мощность канала и его портов – 16 миллионов
тонн грузов в год. Для сравнения: в настоящее время порты Рени и Измаил
вместе взятые перерабатывают в лучшем случае 7-8 млн тонн в год.
До
недавнего времени более активное продвижение реализации проекта канала
Дунай – Бухарест сдерживалось лишь его дороговизной: по оценкам
пятилетней давности, для окончания сооружения канала требовались
инвестиции в размере 450 млн евро. На тот момент найти такие деньги было
трудно. Но теперь, когда Румыния – член Евросоюза – всё больше
интегрируется в общеевропейское политическое и экономическое
пространство, включая активное участие в Дунайской стратегии (к ней мы
ещё вернёмся), проект канала получает "второе дыхание" благодаря
поддержке со стороны ЕС.
Не одно десятилетие насчитывает и история
строительства румынского судоходного канала по Георгиевскому гирлу
Дуная. Одна из основных задач данного проекта – обеспечить двустороннюю и
более интенсивную навигацию в румынской части дельты Дуная.
Общеизвестно, что Сулинский канал, долгое время в монопольном режиме
обеспечивавший судоходство на участке Дунай – Чёрное море и утративший
эту монополию после начала работы украинского глубоководного судового
хода (ГСХ) через гирло Быстрое, работает только в светлое время суток и
только в одну сторону. Георгиевский канал призван устранить столь
существенный недостаток, и как только это произойдёт, румынская
транспортная система в низовьях Дуная значительно усилит свои позиции по
сравнению с "конкурирующей фирмой" в лице Украины.
Наконец, свою
долгую и сложную историю имеет украинско-румынское противостояние,
причина которого – якобы негативное влияние развития ГСХ через Быстрое
на экологию заповедной дунайской дельты. Румыния не перестаёт жаловаться
на действия Украины в различные международные инстанции, и при этом
упорно "не замечает" экологических и экономических последствий
осуществления собственных транспортных проектов на Дунае – кстати,
гораздо более масштабных, чем украинский ГСХ. Хуже того: соседнее
государство не просто отрицает свой "вклад" в процессы деградации
дельты, но и общается с Украиной как со страной второго сорта, в диалоге
с которой можно откровенно применять двойные стандарты.

Не будет ли любезна многоуважаемая Румыния…

 Мы
не будем копаться в том, почему "сенсационный" запрос С. Гриневецкого
появился именно сейчас. Для нас намного более важным является другой
вопрос: почему вообще Украина докатилась до ситуации, когда её попросту
игнорируют и ни в грош не ставят? Причём игнорирует Румыния – страна,
которую никак не назовёшь политическим и экономическим тяжеловесом.
Специально
для читателей, плохо ориентирующихся в предыстории вопроса, вкратце
изложим ряд фактов, иллюстрирующих перипетии сосуществования Украины и
Румынии в Дунайском регионе. В 1902 году у мыса Измаильский Чатал была
создана струенаправляющая дамба, частично перекрывшая Килийское гирло
Дуная с целью увеличь объём воды, поступающей в Сулинское гирло. В
сочетании с обустройством Сулинского и Георгиевского каналов (их
спрямление, углубление, расширение, укрепление берегов камнем и бетоном,
другие мероприятия) это привело к перераспределению дунайского стока в
пользу Румынии. Если в начале ХХ века по Килийскому гирлу проходило 70%
дунайской воды, то к 2003 году этот показатель снизился до 52%.
Дополнительным фактором снижения украинской доли в водном балансе реки
стало строительство Румынией искусственных водоканалов, отбирающих
ежегодно около двух кубических километров (!) воды из Килийского русла.
"По
украинским данным, в настоящее время существуют девять (!) точек такого
водозабора, – писала газета "Зеркало недели" в статье под заголовком
"Украина – Румыния: подводные камни в дунайских волнах" (сентябрь –
октябрь 2009 г.). – В естественных условиях вода из заповедных
заболоченных территорий между Сулинским и Килийским гирлами подпитывала
Килийский рукав. Теперь, после румынского гидротехнического
вмешательства на этой территории, вода с неё отводится в румынское
Сулинское гирло. Сегодня отечественные эксперты утверждают: поскольку
Румыния и не думает прекращать свои гидротехнические работы, в ближайшие
годы доля стока Килийского рукава впервые за 200 лет упадет ниже 50%.
Что
это означает для Украины? Негативных последствий масса. Ведь уменьшение
стока Килийского рукава приводит к деградации украинской части дельты
Дуная. Украинское Придунавье оказалось на грани экологической
катастрофы. Мелеют, заиливаются и отмирают украинские рукава Дуная –
Степовой и Дунаец, критическая ситуация на Кислицком, падает уровень
воды в Придунайских озёрах, в регионе острая проблема с питьевой водой.
Но
мало того, что из-за деятельности Румынии в своей части дельты водный
баланс Дуная был изменён в её пользу, так румыны ещё и сгружают
выкачанный со дна своих рукавов ил и песок в общие воды, что приводит к
ещё большему заиливанию украинских рукавов… На опасностях для
судоходства, возникающих в результате неконтролируемого сброса грунта в
русло Дуная, мы даже не будем особо останавливаться. Они очевидны…
Большая часть сброшенного в Килийский рукав грунта переносится течением
дальше и оседает на перекатах, что приводит к уменьшению водостока,
зафиксированного украинскими гидрологами. Но часть сбросов оседает на
незначительном расстоянии за струенаправляющей дамбой на мысе
Измаильский Чатал на румынском берегу, образуя постепенно
увеличивающуюся мель. Результаты украинской космической съёмки
показывают: если в начале 2003 года этой мели ещё не было, то в марте
2006-го её площадь составляла уже 4,3 тыс. кв. м, а в августе 2008-го –
почти 20 тыс. кв. м. Какие неприятности сулит Украине дальнейший рост
этой мели на румынской стороне? Территориальные. Ведь наша
государственная граница проходит по середине фарватера, а с увеличением
мели на территории Румынии он будет сдвигаться в сторону Украины. Зная
агрессивность и напористость румынской дипломатии, стоит опасаться, что
через какое-то время Бухарест может предложить Киеву пересмотреть
границу на Дунае…" Конец цитаты.
Было бы не вполне справедливо
говорить о том, что Украина не предпринимала политических шагов для
защиты своих национальных интересов на Дунае. Предпринимала, и не раз.
Однако наша страна делала и делает это столь "деликатно" и
неубедительно, что возникает устойчивое впечатление: украинская власть –
будь то "оранжевые" или "бело-голубые" – больше озабочена не
фактической стороной дела, а тем, чтобы лишний раз не прогневить Европу,
по отношению к которой у нас развился ярко выраженный комплекс младшего
брата.

Андрей ПОТЫЛИКО http://izmail.es