Два года «Харьковского пакта»: оба флота в упадке

2012-04-25 13:45:26

Два года «Харьковского пакта»: поражения, потери и разочарования Украинско-российское соглашение, заключенное 21 апреля 2010 года и более известное как «Харьковский пакт Медведева-Януковича», за почти два года своего действия так и не решила ни проблем базирования Черноморского флота России на Крымском полуострове, ни проблем с поставок российского природного газа в Украину.



Если о последнем чуть ли не каждый день вспоминает Президент Янукович, премьер Азаров, то флотская тема сошла на периферию общественно-политической жизни страны. А зря, учитывая перспективы силового решения иранского или сирийского кризисов и возможного вовлечения в это Россию и ее флотов. Уже сейчас российские боевые корабли режут волну в восточной части Средиземного моря. Поскольку их база расположена именно на украинской территории, то война снова стучит и в украинскую дверь.

Участие российских сил, расположенных в Украине, в боевых действиях на территории третьих стран должно регулироваться отдельным межправительственным соглашением и его отсутствие особенно чувствовалось в 2008 году во время российско-грузинского вооруженного конфликта. Ведущий эксперт севастопольского аналитического центра «Номос» Дмитрий Штыбликов говорит, что в действительности договор о разделе Черноморского флота 1997 года и о продлении сроков его пребывания на территории Украины 2010 года является лишь рамочным соглашением, которое требуют детализации и уточнений в более чем 40 дополнительных документах.

Похоже, что жесткая позиция российской стороны по подготовке и подписанию этих дополнительных соглашений и после 21 апреля 2010 года не изменилась. Руководитель киевского Центра военно-политических исследований Дмитрий Тимчук говорит, что российское руководство и дальше демонстрирует нежелание цивилизованно договариваться, как и во времена президентства Виктора Ющенко. Эксперт предполагает, что Виктор Янукович, сделав два года назад первый шаг, рассчитывал на продуктивное продолжение диалога с целью решения всех острых проблем, накопившихся вокруг темы базирования российского флота на Крымском полуострове.

Впрочем, два года, прошедшие со времени подписания «Харьковского пакта», и та же куча неподписанных, а то и неподготовленных, соглашений по Черноморскому флоту, удостоверяющих ныне не только ту же неуступчивость Москвы, но и такую же неспособность Президента Виктора Януковича и правительства Николая Азарова, как и предыдущего Президента Виктора Ющенко и правительства Юлии Тимошенко, договариваться с ключевым партнером. Оказывается, новое украинское руководство «профессионалов» в этом вопросе такое же неэффективное и непрофессиональное, как и предыдущее.

Маяки и инвентаризация там же, что и при Ющенко

Особенно остро это ощущается в двух аспектах, связанных с инвентаризацией земель и объектов, которыми пользуется Черноморский флот России в Украине, и с возвращением под украинскую юрисдикцию маяков и другого навигационного оборудования в Крыму и Херсонской области, которые до сих пор удерживают под своим контролем российские военные.

Последнее является серьезным вызовом перед Украиной, поскольку именно она в своей акватории Черного моря несет ответственность за безопасность судоходства. По соглашению 1997 года все маяки и навигационные объекты бывшего ВМФ СССР на украинской территории должны были отойти Украине. Однако, часть из них русские все же оставили под своим контролем. Вместе с тем 1 января 1998 российское оборонное ведомство официально предупредило всех мореплавателей, Россия от этой даты сняла с себя ответственность за безопасность мореплавания вдоль побережья.

В прошлом году Хозяйственный суд Крыма подтвердил законность решений судов о передаче Украине маяков Черноморского флота России, в связи с чем департамент Государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины должен начать изъятие маяков у российских военных. Было, но начал и это почему-то не заинтересовало ни Генеральную прокуратуру, ни Службу безопасности Украины, хотя речь идет про многомиллионные потери для государства, которые растут из-за промедления.

Растут потери государства и местных общин населенных пунктов, где расположены объекты ЧФ России, и потому, что глава государства и правительство Азарова так и не смогли добиться от российской стороны признания результатов инвентаризации, проводившейся в Севастополе и Крыму несколько лет. Дмитрий Тимчук говорит, что процесс инвентаризации земель, причального фронта и объектов недвижимости, находящихся в пользовании ЧФ России, «зашел в тупик», из-за чего страдают экономические интересы Украины и, в частности, Севастополя.

Дмитрий Штыбликов уточняет, что пока не завершена эта инвентаризация, невозможно оформить арендные документы, а пока не заключены договоры аренды по каждому участку и сооружению, пребывание Черноморского флота России в Украине, содержание им каких-либо земельных участков или объектов недвижимости противоречит действующему украинскому законодательству. Эксперт говорит, что хотя такое пребывание на украинской территории российских войск и проходит в рамках сразу двух межправительственных соглашений, но, по сути является незаконным – такой вот юридический казус, который не дает полноценно развиваться ни Севастопольскому региону, ни, собственно, Черноморскому флоту России.

По данным городской государственной администрации, сейчас в Севастополе российские военные не используют более десятка земельных участков вообще. А более полусотни – используют не по назначению.

И еще излишки земли и помещений сдают в субаренду (хотя при формальном отсутствии аренды – какая субаренда?). Кто за это получает деньги – вопрос риторический, но идут они, несомненно, не в городской или государственный бюджет.

Чем дальше, тем острее становятся проблемы вреда, который военные наносят экологии региона дислокации, а также возрастает актуальность вопроса утилизации боеприпасов, которые в большом количестве накопили российские военные, срок которых истек или истекает. Украинское правительство до сих пор не нашло аргументов или рычагов, чтобы убедить российских партнеров ускорить заключение соответствующих соглашений.

Не нашло правительство Николая Азарова, чем компенсировать и колоссальные экономические убытки Севастополя от того, что в 2010 году пришлось свернуть программу демилитаризации города, и поступления в него иностранных инвестиций фактически прекратилось.

Оба флота в упадке

Не изменилась к лучшему ситуация и в самом Черноморском флоте России. Все так же идут процессы «оптимизации структуры», что выливается в различные по массовости периодические сокращения и увольнения служащих и офицеров. Все так же ждут расчета по долгам работники и инвесторы-дольщики Строительного управления ЧФ России. Все равно хиреет флотский судоремонт. И все меньше и меньше кораблей и судов, которые способны выполнять поставленные командованием задачи. Несмотря на громкие заявления московских чиновников и адмиралов, ЧФ России до сих пор не получил ни одного нового современного плавсредства.

И не получит в ближайшее время, но не потому, что нет соответствующего соглашения о порядке пополнения, модернизации и перевооружения сил Черноморского флота России, базирующихся в Украине. Есть же еще и части, дислоцированные на российской территории – на Северопобережье. Однако, потенциала российского ВПК сейчас хватает только для такого-то сякого обеспечения настоящих флотов – Тихоокеанского и Северного. Черноморский флот с недавних пор является лишь частью Южного военного округа с командованием в Ростове-на-Дону.

Впрочем, проблемы на ЧФ России совсем не радуют украинских моряков, у которых после заключения «Харьковского пакта» дела обстоят еще хуже. Фактически заморожена судостроительная программа «Украинский корвет». Приобретается новое вооружение. Не строится жилье. Западные партнеры резко сократили сотрудничество с ВМС Украины, прекратили участие украинских кораблей в международной операции «Активные усилия» и не пригласили в международную антипиратскую операцию.

Похоже, свое мастерство украинские моряки будут шлифовать теперь только в компании российских коллег, которые обладают только боевым опытом затопления грузинских катеров в акватории и в порту Поти.

Но и общение российских и украинских военных все больше влияет на моральный дух остальных. Кому же приятно узнавать, что российский лейтенант и украинский адмирал, проживающих в одном городе, получают примерно одинаковое жалование. И не удивительно, поскольку на украинском флоте, в отличие от российского, с момента подписания «Харьковского пакта» зарплата не выросла ни на копейку.

Впрочем, дело тут, похоже, не в деньгах. Потому что поздравительная телеграмма украинским военным морякам от Верховного главнокомандующего Вооруженных Сил Украины по случаю 20-летия создания ВМС Украины, наверное, бюджету могла обойтись всего в несколько гривен. Но и на них сэкономили.

Просчеты с подписанием проигрышного «Харьковского пакта», вопиющая неспособность договориться со стратегическими партнерами, неспособность обеспечить достойное развитие Крымского полуострова и в частности, Севастопольского региона, безразличие к вопросам снижения боеспособности ВМС Украины и морально-боевого духа его личного состава – нынешнее руководство государства игнорирует не только эти, но и более существенные обвинения. Однако оно должно все же помнить – от ветров глобальных конфликтов заборы не спасут.

Владимир Притула
Источник