«СИБУР»: Мы ждем значительного увеличения экспорта LPG в 2013 г.

2012-03-29 14:28:14

В последние несколько лет объемы транзита сжиженного газа через Украину уверенно растут, и эта отрасль привлекает новых участников. Важным фактором ее развития является то, что более 60% всего объема транзитного газа имеют российское происхождение. Следуя общей тенденции снижения зависимости от соседей-транзитеров энергоносителей, россияне в последнее время уделяют большое внимание строительству собственных терминалов по перевалке сжиженного газа.



Пока кипит работа в Усть-Луге, из Железного Рога уже
отправляются первые партии экспортного газа.
Реализация в принципе логичной политики, безусловно, скажется на географии экспортных поставок российского газа.
Какое место уделено Украине в планах российских экспортеров сжиженного газа OilNews
рассказал Алексей Родичев, директор управления маркетинга дирекции
углеводородного сырья компании «СИБУР», крупнейшего производителя и
экспортера LPG в России.
OilNews: Алексей, один из проектов, за
которым следят пристально следят украинские компании-транзитеры СУГ, –
это строительство терминала в Усть-Луге. Все понимают, что
переориентация объемов на этот порт заберет часть украинского транзита.
Расскажите, на каком этапе реализация проекта.
Алексей Родичев:
Есть утвержденный план работ, в рамках которого мы двигаемся без
отставаний. На этот план завязаны достаточно много  факторов: сроки
запуска проекта анонсированы прессе и партнерам на уровне высшего
руководства Компании, плюс эти сроки стоят в кредитной документации. Мы
достаточно уверены в тех планах, о которых заявляем, – это выход на
коммерческую эксплуатацию во втором полугодии 2013 г. На текущий момент
завершено около 30% работ в рамках проекта, в том числе 50% морской
части.
В частности, сооружена дамба, строится
технологическая эстакада, по которой в будущем пройдут трубы, ведущие от
резервуаров к выносному причалу. Еще в прошлом году поставлены
резервуары для СУГ под давлением, сооружен фундамент под резервуары для
охлажденного газа, возведены основные и обвязываются резервуары для
светлых нефтепродуктов. Железнодорожная часть тоже в процессе
строительства, уже построили сливную эстакаду для сжиженного газа.
OilNews: Когда вы видите выход терминала на проектную мощность по газу – 1,5 млн т в год?
А. Родичев: В прошлом году мы («СИБУР». – OilNews)
экспортировали больше полутора миллиона тонн СУГ, поэтому уже тогда
могли бы загрузить Усть-Лугу на 100%. Учитывая, что объем производства
растет, можно смело говорить, что мощности будут загружены. Скажу, что
стоит задача с момента запуска использовать их по максимуму.
OilNews: Но ведь терминал, очевидно, будет обслуживать поставки на рынки северо-западной Европы, куда идет только часть вашего газа.
А. Родичев:
Безусловно, терминал в Усть-Луге нацелен на поставки в регион СЗЕ. Но
надо учитывать, во-первых, что отгрузки начнутся во второй половине 2013
г. К тому моменту мы рассчитываем увеличить экспорт СУГ. К сожалению, я
не могу назвать конкретные производственные планы на 2013 г., поскольку
они на текущий момент не утверждены окончательно, но уже можно
говорить, что объемы будут превышать возможность перевалки через
терминал, и маловероятно, что мы прекратим поставки в порты Черного моря
(через Украину. – OilNews).
Чуть позже, чем терминал в Усть-Луге,
«СИБУР» планирует запустить вторую очередь газофракционирующей установки
(ГФУ-2) в Тобольске (ООО «Тобольск-Нефтехим», входит в структуру
«СИБУРа». – OilNews). Это приведет к повышению
переработки ШФЛУ на данной площадке до 6,6 млн т, а сейчас там
перерабатывается более 3,5 млн т ШФЛУ в год. То есть, к примеру, только
 объем СУГ, который у нас появляется дополнительно в результате этого
строительства, все равно превышает мощности терминала в Усть-Луге.
Возможно, где-то несколько придется сократиться, но не думаю, что это будет полным уходом с сегодняшних маршрутов экспорта.

OilNews:
Сегодня, как известно, сложилась тяжелая ситуация с таможенным
оформлением газа на украинской границе. Влияет ли задержка вагонов на
работу с украинскими контрагентами?

А. Родичев:
Конечно, это влияет крайне отрицательно. Бизнес «СИБУРа» очень
разветвленный, только в части СУГ мы поставляем в сегменты коммунального
потребления, автогаза, на собственное производство каучуков и
пластиков, на нужды нефтехимического потребления других производителей в
РФ, плюс экспортные отгрузки в большое количество направлений. Все это
требует  отлаженной системы планирования, учитывающей огромное
количество факторов, и любые непредвиденные обстоятельства сбивают ритм
работы. Соответственно, если нам не возвращают цистерны в те сроки, на
которые мы рассчитывали, мы не можем совершить следующие отгрузки. Это
влияет, во-первых, на производственные циклы заводов, потому что
возможности остановить их, как вы понимаете, нет, и объем резервуаров
ограничен. Плюс мы рискуем не выполнить какие-то обязательства перед
теми контрагентами, которым эти цистерны должны были уйти. То есть
своевременный возврат цистерн достаточно критичный аспект для нас.
Кроме того, в основном мы работаем в
формате долгосрочного партнерства с формульным ценообразованием,
гарантированными объемами и т.д. У нас очень немного спотовых продаж.
При заключении длинных контрактов мы обсуждаем вопрос своевременного и
запланированного возврата цистерн, и, соответственно, в случае
невозможности контракты могут срываться. Украина – очень интересный для
нас рынок, но данная проблема на текущий момент – большой минус для
контрактации с украинскими контрагентами.
OilNews: Затрагивая тему длинных контрактов, расскажите о формировании цены на СУГ для внутреннего российского рынка.
А. Родичев:
На внутреннем рынке в РФ у нас все достаточно просто. Общепринятого
рыночного индикатора в России нет, что обусловлено в том числе большим
географическим размером страны. Сегодня цена внутренних формульных
договоров базируется на розничной цене бензина А-92 (в РФ основной
маркой бензина на розничном рынке является А-92. – OilNews),
но большая часть продается в спотовом ценообразовании. Однако рынок
развивается и мы ведем работу над созданием внутреннего индикатора цены
СУГ с коллегами из других крупных компаний-производителей, с аналитиками
из Argus и «Кортес», обсуждаем также эти вопросы с Минэнерго. Процесс
идет и в перспективе мы надеемся в большоей мере переходить на оптовые
поставки с формульным ценообразованием от индикатора.
OilNews: А как сегодня формируется цена для экспорта?

А. Родичев:
 На экспорте мы ориентируемся на те существующие котировки, которые
применимы для ключевых рынков, куда мы поставляем. На северо-западе это
ANSI (Argus North Sea Index. – OilNews) и CIF
ARA, для Восточной Европы – это DAF Брест, для продаж через порты
Черного моря – Sonatrach. В случае см Украиной мы в основном тоже
смотрим на DAF Брест как на альтернативный канал, в меньшей степени на
DAF Гуково. Несмотря на географическую близость к рынку, полностью на
DAF Гуково мы не готовы переходить. Скажу, что обсуждались разные
форматы, которые учитывали микс котировок, но пока большого бизнеса в
Украине мы все равно не ведем, то и вопрос остро не стоит.
OilNews:
Изучаете ли вы внутрирыночные ценовые индексы? Например, в Украине Argus
публикует оптовые цены в разных регионах. Какую роль эти данные имеют в
ценообразовании ваших поставок?
А. Родичев: Безусловно, мы учитываем все имеющиеся данные для оценки состояния рынка и формирования наших позиций.
OilNews: Как вы оцениваете влияние Железного Рога на транзитные потоки через украинские порты?
А. Родичев:
Конечно, терминал в Тамани логистически привлекательнее для российских
производителей. Сложно спрогнозировать, на какую мощность он сможет
работать и какую часть потока оттянет на себя. Это связано и с
переговорной позицией его владельцев, и с конкуренцией других
терминалов, и с другими аспектами – насколько эффективно новый терминал
сможет работать, особенно с учетом штормов, насколько коллеги будут
оперативно загружать суда и возвращать цистерны, насколько комфортно
будет зарубежным покупателям работать с ними.