LNG-мании быть?

2012-01-24 10:31:00

Зимой традиционно главной экономической темой в Украине остается газ. С 1 января 2012 года Украина совершает отбор российского газа из расчета 27 млрд. кубометров в год. Об этом журналистам перед заседанием правительства заявил министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко.




Также министр заявил, что Украина намерена в 2012 году снизить потребление газа до 44-46 млрд. кубометров с 54 млрд. в 2011 году.

Наряду с планами украинских властей по радикальному уменьшению закупок природного газа за счет перехода экономики на уголь правительство продолжает делать ставку на сжиженный природный газ.

 Постройка терминала по приемке сжиженного газа в одном из украинских портов широко анонсировалась еще полтора года назад. Для воплощения мечты в реальность 17 декабря 2010 года было создано государственное предприятие «Национальный проект LNG-терминал», в функции которого входит координация работы по сооружению терминала по приему сжиженного природного газа на Черноморском побережье Украины до 2014 года. Ориентировочная стоимость строительства LNG-терминала с инфраструктурой составляет около 1,5 млрд. долл. «С 1 января 2012 года будет объявлен конкурс на это строительство … В настоящий момент завершен отбор компаний, которые будут проводить техническое обоснование проекта. Думаю, за полтора года мы его построим», – уверял Бойко. Проектная мощность терминала составит 10 млрд. кубометров газа в год.

 

На практике работа государственного предприятия «Национальный проект LNG-терминал» заключается в привлечении к проекту инвесторов, а проще говоря, в походе по западным компаниям с протянутой рукой. Однако обосновывают потенциальным западным партнерам целесообразность вложений люди с довольно неоднозначной политической ориентацией: Владислав Каськив и Виталий Демьянюк.

 

Примечательной особенностью проекта по постройке терминала по приемке сжиженного газа является его «заразность». О планах постройки терминала в полный голос заговорили Польша и Латвия, Литва и Эстония, практически все «морские» страны восточной Европы. Более того, к LNG-мании подключились даже страны, не имеющие выхода к морю, такие как Беларусь и Молдова. Правда, Беларусь уже публично признала авантюрность такой идеи. Главное в этих проектах не экономический смысл, а желание ЕС и «молодых демократий» создать Прибалтийский и Причерноморский газовый рынок, вычеркнув из него Россию.

 

Итак, вернемся к украинскому терминалу и возможности его постройки в будущем. Процесс идет, в сентябре прошлого года победителем тендера на разработку технико-экономического обоснования национального проекта по строительству терминала по приемке сжиженного природного газа объявили компанию Socoin (Испания). За разработку ТЭО Владислав Каськив обещал выделить компании из государственного кармана запрашиваемую ею сумму в 285 тыс. евро. А Socoin, в свою очередь, обязалась выполнить работы в рекордные сроки – всего за 112 дней!

 

«Это было для нас абсолютной неожиданностью и с точки зрения сроков, и с точки зрения стоимости. Потому что мы ориентировались, когда начинали эту работу… на срок минимум 6 месяцев и стоимость 1,5 млн. долл.», – признался глава Государственного агентства по инвестициям и управлению нацпроектами В. Каськив.

 

На самом деле «скорость и дешевизна» обоснования проекта говорят либо о низком качестве работ, либо о полной дезориентации руководства государственного предприятия «Национальный проект «LNG-терминал» в рыночных реалиях сферы, которую им доверили курировать.

 

Сначала рассматривались пять площадок для строительства терминала. А именно, наземные: площадка возле Одесского припортового завода, площадка возле нефтяного терминала ОАО «Укртранснафта» (обе площадки находятся в районе порта «Южный»), в районе Очакова (Николаевская обл.), в береговой зоне Березанского лимана (Николаевская обл.), а также офшорный СПГ-терминал в районе Одессы. Идею использования офшорного терминала отбросим сразу, стоимость его аренды достигает 60 млн. долл. в год.

 

На данный момент круг рассматриваемых вариантов сузился до двух площадок — в порту «Южный» и около Очакова. Результаты разработки ТЭО планируют опубликовать в ближайшее время. Но проблемы с использованием терминала могут быть очевидны уже сегодня.

 

Не смотря на то, что в прессе появилось сообщение о том, что в ходе Экономического форума в Давосе 25-26 января Украина и Азербайджан подпишут соглашение о создании совместного предприятия для поставок сжиженного газа на будущий украинский LNG-терминал, вопрос об источниках сжиженного газа остается открытым. Последнее время руководство Азербайджана в нефтегазовой сфере похоже на кокетливую барышню. Раздавая направо и налево авансы и уверяя, что газа на всех хватит, азербайджанские чиновники не утруждают себя нудными подсчетами. А зря!

 

Элементарная арифметика показывает, что даже самые оптимистические планы руководства бывшей советской республики к 2025 году экспортировать 35 млрд. кубометров газа не вяжутся с раздаваемыми обещаниями. Восточная хитрость поддается рациональному объяснению: пусть другие тратят деньги по постройке инфраструктуры газовых поставок, ради этого стоит обещать. А уже после постройки Азербайджан сможет извлекать всю выгоду от своего положения поставщика энергоносителей в Европу. Торговаться, шантажировать…

 

По итогам 2011 года из Азербайджана экспортировано ни много ни мало 7,092 млрд. кубометров природного газа. В настоящее время Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR) осуществляет поставки газа в Россию, Грузию и Иран для нужд Нахчыванской Автономной Республики, а также в Турцию по Южно-Кавказскому трубопроводу консорциумом «Шах-Дениз». Кроме того, активно прорабатывается проект газопровода NABUCCO мощностью 32 млрд. кубометров в год, который будет наполняться азербайджанским газом. Независимый наблюдатель может задать вопрос: подождите, а разве у Азербайджана есть выход к Черному морю, и терминал по сжижению природного газа на его берегу? Ответ: нет.

 

Компания SC AGRI LNG Project Company SRL (AGRI) занимается продвижением проекта поставки сжиженного газа из Азербайджана через Грузию и Черное море в Европу, то есть имеем практически клон украинского государственного предприятия «Национальный проект LNG-терминал» – одно предприятие занимается гипотетическим проектом поставки газа, а второе – его приемки. Украинские коллеги в отличие от кавказских газовиков уже успели заплатить из государственного кармана за разработку ТЭО, но у азербайджанцев другое преимущество: у проекта есть реальные инвесторы из Венгрии и Румынии, которые рассчитывают на азербайджанский газ.

 

Но и это еще не все, мощность проекта AGRI рассматривается в трех вариантах – 2 млрд. кубометров газа в год, 5 млрд. кубометров и 8 млрд. кубометров. Даже при самом удачном стечении обстоятельств покрыть потребности украинского терминала в 10 млрд. кубометров не получится. А с учетом аппетитов венгерских и румынских инвесторов перспективы выглядят совсем туманно, значительную часть газа для терминала нужно будет брать из неизвестного источника. Это чревато еще одной серьезной проблемой – проходом танкера через Босфор и Дарданеллы.

 

Будет ли это катарский газ, либо чей-то еще, вопрос доставки остается актуальным. Кто наблюдал когда-либо за Босфором, знает, как через этот узкий пролив проходят суда, соблюдая строгую очередность, график расписан по минутам. Танкеры с СПГ для Украины — небезопасный груз, и как вписать их в график пересечения турецких проливов, вот вопросы, которые на практике придется решать лоббистам постройки терминала.

 

Следующий комплекс проблем – инфраструктура. В случае выбора Очаковской площадки придется, по сути, создавать новый порт с нуля. Кроме того, нужно построить новый участок газотранспортной системы, и «врезаться» в уже существующую трубу. Последствия таких экспериментов с обветшавшей украинской газотранспортной системой никто не просчитывал. Необходимость проведения дноуглубительных работ также важный элемент в постройке терминала. «Инвестору очень сложно объяснить, почему он должен тратить деньги в углубление дна», — признался председатель координационного совета государственного предприятия «Национальный проект LNG-терминал» В. Демьянюк. Можно, конечно, обойтись и существующей глубиной, как это сделали с нефтепроводом Одесса-Броды. Но придется выкручиваться с перегрузкой СПГ прямо в море и доставкой до терминала маленькими партиями. Практика вышеупомянутого нефтепровода Одесса-Броды показала, что это делает товар еще дороже.

 

Следующей проблемой, с которой столкнется украинская сторона, это наличие танкерного флота. У Украины его нет, нужно арендовать. Аренда – это удорожание стоимости газа, и к тому же в ближайшие годы при росте рынка сжиженного газа очень возможен дефицит танкерного флота и в соответствии с законами рынка еще большее удорожание его услуг.

 

Ну и, наконец, проблемы экологии. Постройка терминала по регазификации явно не улучшит экологический фон черноморского побережья. Желание потратить деньги с целью шантажировать Россию ставит на кон благополучие курортного туристического бизнеса в регионе, жизни и здоровью людей, между прочим украинских граждан.

 

Подведем итоги. Проект постройки терминала по приемке СПГ остается одним из рычагов давления на Россию в переговорах. Сама идея и ее реализация напоминает проект по постройке нефтепровода Одесса-Броды. Широкая реклама, умопомрачительные перспективы, межправительственные договоры, а в результате гора родила мышь. Поляки своих обещаний по достройке трубы от Брод не выполнили, азербайджанцы трубу своей нефтью так и не заполнили, и если бы не российская нефть и реверсный режим, то дела были бы совсем плохи.

 

Реализация национального проекта «LNG-терминал» планируется за счет частных инвесторов (70-75% частных инвестиций). При этом главная из задекларированных целей – диверсификация, даже не предполагает просчета экономической эффективности проекта. К тому же представители многих западных компаний недоумевают, почему Украине понадобилось строить терминал по регазификации, имея под боком крупнейшего экспортера природного газа – Россию. Хроническое неумение украинских властей договариваться в газовом вопросе уже порядком набило оскомину. Сказка о злом Газпроме и несчастной Украине всем уже порядком наскучила. Поэтому украинской стороне очень сложно сегодня объяснять иностранным бизнесменам, что они должны расставаться с деньгами всего лишь ради туманных перспектив и умных слов «диверсификация» и «украинская энергонезависимость».

Николай Биржевой

www.edinaya-odessa.org