2012-01-03 16:32:52
Предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью с директором судостроительного завода “Лиман”, Сергеем Исаковым, одним из лучших яхтостроителей Украины.
МБН: Сергей Михайлович, в каком состоянии сейчас находится
завод "Лиман"? Мы помним, как в 2011 вы протестовали против действий
налоговой в отношении завода, которые могли привести в банкротству завода
"Лиман", чем эта история закончилась?
Сергей Исаков: История еще не окончена, первый шаг к
восстановлению справедливости был сделан на центральной площади Николаева,
когда я объявил голодовку (гиперссылка), второй – в суде.
В Окружном административном суде Николаева мы выиграли иск о
признании недействительным решения налоговой о взыскании с нас 8 млн. грн. Нисколько
не сомневаюсь, что налоговая оспорит решение суда в апелляционной инстанции в
Одессе. Мы полностью готовы отстаивать свою позицию, мы на 100% уверены в своей
правоте.
Нашу правоту подтверждает и то, что завод "Океан",
у которого такие же проблемы, уже выиграл апелляцию и в Одессе.
Кроме этого, налоговая, в обеспечение своих претензий к
«Лиману», пыталась арестовать наше имущество и счета, суды двух инстанций так
же признали эти действия не законными.
МБН: Сегодня предприятие работает в нормальном режиме?
Сергей Исаков: В общем да. Хотя по имиджу предприятия был
нанесен серьезный удар. Мы практически полгода выходили из этого положения.
Легко создать проблему, но сложно потом объяснить людям, которые с нами работают,
что мы сможем выполнить свои обязательства. Фактически, в марте-апреле у нас с
заказами было очень напряженно. Полгода для завода "Лиман" выброшены
из жизни. Но нам удалось восстановить доверие к предприятию, особенно, после
того как мы выиграли суд.
МБН: Насколько этот период был тяжелым для коллектива?
Сергей Исаков: С начала 2011 года мы пошли на жесткие меры
по снижению затрат, несколько месяцев работали на трехдневке. Затем по мере
поступления заказов возвращались к нормальному режиму. Сегодня рабочие работают
полную рабочую неделю, прихватывая и часть субботы.
МБН: Какая то поддержка оказывалась органами власти?
Сергей Исаков: Слава Богу, что не мешали. За это им большое
спасибо. Отношения с налоговой инспекцией выровнялись, они рабочие.
МБН: Как удалось вернуть доверие заказчиков?
Сергей Исаков: Мы упорно участвовали, практически, во всех
тендерах, которые проводились в Украине, подчас не очень рассчитывая на победу.
Просто поставили себе такую задачу – участвовать во всех тендерах. И благодаря
этому получили несколько крупных заказов на судоремонт. Сегодня мы возобновили
достройку двух яхт, строительство которых было заморожено в конце 2008 года.
Если не будет очередных сюрпризов от власти, мы в оговоренные контрактом сроки
сдадим их заказчикам.
Один заказ это парусно-моторная яхта длиной 30 м, третье
судно серии. Первая яхта этой серии была сдана в 2003, вторая – в 2008 году. Яхта
спроектирована нашим проектно-конструкторским центром (ПКЦ), это полностью
продукт завода "Лиман". Работы планируется закончить весной 2013
года.
Второй заказ –
моторная яхта длиной 40 м, также спроектирована нашим ПКЦ. Мы были готовы закончить
ее строительство еще в 2008 году, но с наступлением кризиса заказчик счел
невозможным для себя продолжать финансирование строительства. Заказ был
законсервирован. На сегодняшний день работы по достройке возобновлены. Работы
будут закончены осенью 2012 года.
Сегодня завод "Лиман" практически загружен, на
судоремонт уже приходится лишь одна треть имеющегося объема работ.
МБН: Одно время шел разговор про модернизацию завода. Тот же
кризис помешал этим планам. В каком сейчас состоянии этот проект?
Сергей Исаков: К 2008 году был разработан проект строительства
двухпролетного эллинга, чтобы в одном пролете строить корпуса и производить монтаж
оборудования, а во втором выполнять окрасочные работы. Отсутствие такого
сооружения – основная проблема, которая не позволяла нам выйти на серьезный
международный уровень. На вопрос многочисленных иностранных заказчиков и
инвесторов "где вы будете красить яхты?", мы нечего серьезного не
могли ответить, после чего они разворачивались и уходили. Именно поэтому мы разработали
проект такого сооружения, но пришел кризис 2008 года и встал вопрос выживания,
а не инвестиций.
Тем не менее, сегодня достраиваемые нами яхты стоят под «крышей»,
одна яхта укрыта армированной пленкой, другая находится в шатровом эллинге под
тентовой тканью.
МБН: Какие перспективы по привлечению новых заказов?
Сергей Исаков: Сегодня мы ведем переговоры о строительстве
еще одной парусно-моторной яхты для российского заказчика.
Поступает довольно много различных обращений. Это меня конечно
радует, но в то же время несколько настораживает. Настораживает, потому что происходящее
напоминает лето 2008 года, когда был огромный спрос на строительство крупных
яхт. Люди тогда, накануне кризиса, были озабочены тем, куда вложить деньги. Сейчас
интенсивность обращений, конечно, меньше, но это, похоже, симптомы нового кризиса.
МБН: Ощущается ожесточение конкуренции среди яхтостроителей
Николаева?
Сергей Исаков: Вы знаете, в Николаеве сложилась ситуация,
при которой каждая выжившая после кризиса яхтостроительная компания работает в
своей нише. Нам интересно строить яхты размером от 30 метров. Наши
коллеги-яхтостроители в силу своих технических возможностей могут строить яхты
длиной до 30 метров. А у кого-то есть возможности строить только яхты до 15
метров. Пока на рынке всем хватает места.
Но я не исключаю конкуренции за рабочую силу. Сегодня это,
пожалуй, самая серьезная проблема. За высоко-квалифицированных специалистов
приходится конкурировать. Мы привлекаем таких специалистов по договорам
подряда, но в штат сегодня никого не берем, держим минимальное количество
штатных сотрудников. Кризис 2008 года нас многому научил.
Беседовал А.Диордиев