2011-11-21 12:47:05
Верховная Рада отправила на подпись президенту Виктору Януковичу закон «О морских портах». В случае его подписания главой государства находившиеся в госсобственности порты отдадут в частные руки. Из-за этого государство может потерять миллиарды гривен.
Власть, готовящаяся скоропалительно ввести куплю-продажу сельхозземли с 2012 года,
решила устроить еще одну крупную распродажу – имущества государственных портов. Именно такая революционная норма заложена в принятом большинством Верховной Рады законе о «Морских портах».
Большая распродажа
Итак, имущество портов можно будет приватизировать. Основное условие при проведении приватизации – это сохранение единых имущественных комплексов, включающих в себя земельные участки, причалы и другие причальные сооружения. Впрочем, порты можно будет и арендовать сроком на 50 лет.
Следующим существенным предложением в законопроекте является изменение определения территории порта. Если раньше территорией порта считались земли, переданные госпредприятию морпорту, то законопроектом предлагается расширить территорию порта землями, переданными в долгосрочную аренду частным инвесторам, а также участками, находящимися в частной и коммунальной собственности. Таким образом, предполагается задействовать для развития весь потенциал территорий, географически находящихся рядом с акваториями морских портов.
«Эта норма позволит тем, кто скупит порты, выгнать компании, которые построили складские помещения недалеко от портов», – отметил народный депутат, член комитета Верховной Рады по транспорту Геннадий Задирко.
Начальники цехов
Вторая не менее скандальная норма, которая содержится в законе, – разделение административных и хозяйственных функций. “В первую очередь мы ограничили возможность принятия волюнтаристских решений начальниками портов”, — заявил автор закона, народный депутат Юрий Крук, считая это огромным плюсом.
Правда, его коллега по транспортному комитету Геннадий Задирко наоборот считает, что это скорее минус, чем плюс. «Начальники портов становятся начальниками цехов. Всем будет заправлять Администрация морских портов. Никогда монополизация нигде в мире не дала положительных результатов», – уточнил Задирко.
Кстати, создание нового органа – государственного предприятия «Администрация морских портов Украины» – еще одна изюминка закона. Полномочия нового органа, по закону, следующие: планирование развития морпортов, управление стратегическими объектами инфраструктуры (акваторией и гидротехническими сооружениями), а также выполнение административных функций и обеспечение безопасности мореходства.
Несуразности в законе
Во время принятия закона юридическое управление Верховной Рады высказало ряд существенных замечаний к закону. В частности юристы парламента отметили, что закон предусматривает создание госпредприятия – Администрации морпортов, однако у парламента отсутствуют полномочия по его созданию.
Второе замечание – Администрации морских портов будет передаваться имущество, что вступит в противоречие с нормами Гражданского и Гражданско-процессуального кодекса.
Законом изменяется акватория морпортов за счет присоединения земельных участков, однако как они будут облагаться налогом, не сказано.
Кроме того, закон «О морских портах» вносит изменения в 12 законов, но эти изменения не были предметом обсуждения во время принятия законопроекта в первом чтении.
Однако парламентское большинство эти замечания проигнорировали.
«Юридически закон о портах выписан очень плохо. Но разве Партия регионов прислушивается к чужому мнению?» – заметили в Ассоциации портов Украины.